X 
Приднестровье новостей: 1423
Война в Украине новостей: 6173
Евровидение новостей: 508
Президент новостей: 4002

Адвокаты выбрали генсека. Сдвинется ли с мертвой точки реформа?

28 ноя. 2015, 14:00   Аналитика
1639 6

Адвокаты выбрали генсека. Сдвинется ли с мертвой точки реформа?
Фото: fainaidea.com

Виктор Суружиу

В Молдове не утихают страсти вокруг лицензирования адвокатской деятельности. Справедливость и легитимность процедуры допуска к профессии стала предметом споров не только в адвокатском корпусе, но и за его пределами.

В то время как профессионалы хорошего уровня годами не могут получить лицензию, обладателями адвокатской мантии часто становятся довольно посредственные юристы, регулярно допускающие в своей работе элементарные ошибки.

По мнению экспертов, адвокатура нуждается в реформе, которая изменит ее внешний облик, сделает адвокатов более ответственными, а процедуру лицензирования – прозрачной и предсказуемой.

От скандала до скандала

Как сообщили NOI.md в Управлении юридических профессий и услуг Министерства юстиции РМ, в настоящее время общее число лицензированных адвокатов в Молдове составляет более 2800 человек. Из них к практической деятельности в 2015 г. допущено порядка 1820. Кроме того, допуск к практике получили около 20 адвокатов из других стран, в основном, из Румынии, России и Италии.

По закону, адвокат должен быть дееспособным гражданином Молдовы, иметь диплом лиценциата права или равнозначный документ об образовании, обладать безупречной репутацией. Вступить в адвокатское сообщество и получить допуск к практике можно после прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена, за исключением некоторых категорий юристов, которые от этого освобождены.

Получение лицензии на этот вид деятельности всегда было задачей не из легких, но еще более усложнилось с 2012 г., когда вступили в силу изменения, допускающие представительство в судах только лицензированными адвокатами. Адвокатский корпус регулярно стали сотрясать скандалы, связанные с коррупцией в процессе допуска к профессии. Во многих случаях экзаменационные испытания проходят менее половины претендентов.

В марте 2015 г. один из кандидатов, проваливших экзамен, выступил с публичным заявлением о тотальной коррупции в комиссии по лицензированию и торговле лицензиями. Говоря о членах комиссии, юрист не стеснялся в выражениях, называя их «преступной группировкой» и открыто обвиняя в коррумпированности. Его поддержала группа других молодых юристов, которые безуспешно пытались получить адвокатскую лицензию. Более подробно об этом читайте в материале «Скандал в адвокатском корпусе: в Молдове торгуют лицензиями?».

В сентябре 2015 г. в Молдове был сформирован новый состав комиссии по лицензированию адвокатской деятельности. Ряд адвокатов заявили о нарушении процедуры голосования и незаконном аннулировании голосов ряда членов отборочной спецкомиссии. Тем самым, по их мнению, были подтасованы результаты голосования и окончательный состав комиссии.

Новые оттенки адвокатуры

«В последнее время в обществе отношение к адвокатам приобрело новые оттенки,- отмечает один из наших экспертов, адвокат с большим стажем практической работы.- Сегодня все более распространенным становится достаточно опасное понимание роли адвокатуры, которое приводит к недовольству со стороны простых людей и существенному ухудшению имиджа этого института.

В представлении многих нынешние адвокаты – это дельцы, которые за сумасшедшие гонорары ловко устраивают дела богатых людей, обслуживают только крупный бизнес и криминальные структуры или защищают проворовавшихся чиновников от справедливого возмездия. При этом главной составляющей успеха считаются связи и умение найти нужный подход к представителям судебной и правоохранительной системы. Конечно, это мнение во многом оторвано от реальности, но мы имеем то, что имеем.

Если посмотреть на картину в целом, то уровень квалификации и профессионализма в адвокатском корпусе оставляет желать лучшего. С одной стороны, есть много молодых, хорошо подготовленных специалистов, владеющих иностранными языками и тонкостями европейского права. Сохранился и костяк адвокатов, которые успешно практикуют на протяжении многих лет, обладая большим опытом и стажем.

В то же время в адвокатуре появилось много случайных людей, которые не оправдывают своего статуса адвоката. В отношении представителей адвокатского корпуса возбуждены десятки уголовных дел, причем, как в отношении молодых юристов, так и более опытных. Но речь идет не только о коррупции и других преступных действиях, некоторые адвокаты появляются в судах неподготовленными или в пьяном виде, а то и предают интересы клиентов, переходя на противоположную сторону.

За последние годы было много сделано, чтобы сдвинуть с мертвой точки реформу адвокатуры, однако этого, к сожалению, не произошло. Парламентом были приняты масштабные поправки, но многие из них оказались нефункциональными. Похоже, что такая ситуация многих устраивает: части адвокатского сообщества комфортнее работать старыми методами, в условиях хаоса и отсутствия эффективных органов самоуправления, лицензирования.

На протяжении длительного периода Союз адвокатов не может принять на работу генерального секретаря, хотя для потенциальных кандидатов предложили вполне подходящие условия. Не были воплощены и некоторые другие полезные новации. В итоге все по-прежнему остается на своих местах, в том числе коррупционные проявления».

Готовится очередная «революция»

«Экзамен на допуск к адвокатской практике, на мой взгляд, не простой, но вполне посильный»,- рассказал NOI.md один из соискателей, который не единожды пытался получить лицензию, однако, несмотря на длительную и успешную работу в юридической профессии, не получал «добро» от лицензионной комиссии.

По его словам, работу лицензирующего органа сложно считать справедливой и эффективной, поскольку допуск к практике зачастую получают люди, далекие от комплексного понимания юриспруденции и допускающие элементарные ошибки.

«За последние 10 лет система кардинально менялась несколько раз,- говорит наш собеседник.- Сейчас в очередной раз готовят "революцию". Как всегда – хотят сделать лучше, а получается так, как получается. Избранная в 2015 г. комиссия по лицензированию вызывает еще больше вопросов, чем предшествующая. Предыдущий состав – это известные тяжеловесы, авторитеты, с опытом работы на протяжении не менее десятка лет.

В юридической среде распространено мнение, что в борьбе за контроль над процессом лицензирования одна группа адвокатов оказалось более пробивной по сравнению с другой группой. Не ставя под сомнения профессиональные качества нового председателя комиссии Вероники Михайлов-Морару, мне видится, что такой руководитель еще более уязвим, чем предыдущий. До получения лицензии в 2006 г. она работала на экзит-поллах, на общественных началах – в профсоюзах и неправительственном секторе.

Очень часто приходится слышать слухи про взятки и искусственные барьеры в процессе лицензирования. Слухи есть слухи. Но я, к примеру, не сталкивался со случаями вымогательства со стороны комиссии. С другой стороны, мне приходилось слышать истории, когда предыдущий председатель лицензионной комиссии, несмотря на огромное давление сверху, отказалась даже дискутировать на тему содействия при сдаче экзамена. Слышал и про случай, когда соискатели были готовы отдать десятки тысяч леев, но ничего не смогли решить.

Плюс юриспруденция сама по себе предрасполагает к дискуссионности по тем или иным вопросам. Свою роль играет и очень низкое качество нормативной базы в Молдове, отсутствие единообразной судебной практики. В судебной системе по одному и тому же вопросу, с разницей в несколько месяцев, при условии, что ничего не изменилось в законодательстве, иногда те же судьи, выносят прямо противоположные решения. Если судьи Высшей судебной палаты потерялись в этих реалиях, то сложно предъявлять претензии к оценочному суждению члена лицензионной комиссии.

Хуже, что престиж профессии падает. На это, на мой взгляд, есть несколько причин, главные из которых – это судебная система и правосознание. Клиенты не желают решать вопросы по закону. Они хотят так, как им надо. Адвокату, если у него нет сильного и порядочного якорного клиента, достойно заработать на белом поле очень сложно, отсюда и рождаются другие проблемы. Адвокатура как структура в целом, так и адвокаты как отдельные личности – это продукт нашего общества, со всеми особенностями и нюансами, присущими другим сферам деятельности. Не лучше, не хуже».

Из бухгалтеров – в генеральные секретари

В Союзе адвокатов Молдовы признают, что адвокатура нуждается в реформе. По словам одного из членов совета профессиональной организации, при совете сформированы рабочие группы, которые занимаются решением этих вопросов:

«Нужны изменения, прежде всего, которые сделают адвокатов более ответственными. Повлиять на них могло бы совершенствование дисциплинарных процедур, усиление санкций за нарушение норм и правил адвокатской профессии. Процедура лицензирования должна стать более прозрачной и предсказуемой, что позволит свести к минимуму количество споров и претензий к объективности членов комиссии».

Союз адвокатов рассчитывает, что важную роль в изменении внешнего облика адвокатуры сыграет генеральный секретарь, на которого возложено исполнение административных функций и обеспечение финансово-экономической деятельности. Такая фигура действует во многих европейских адвокатских коллегиях в качестве «лица» организации.

На протяжении последних лет руководство Союза адвокатов столкнулось со сложностями при выборе кандидатуры генерального секретаря. Было объявлено несколько конкурсов для желающих стать генсеком. Требования достаточно просты: человек должен иметь высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы не менее пяти лет.

На первый конкурс поступила всего одна заявка, на последующих список претендентов расширился. Но ни один из них не получал поддержки со стороны членов совета Союза адвокатов, в компетенции которых принятие генсека на работу. По их мнению, участники конкурсов не обладали достаточной квалификацией и навыками, чтобы обеспечивать на высоком уровне работу организации.

«В прошлом месяце организован еще один конкурс,- говорят в Союзе адвокатов.- Но сами адвокаты не спешат подавать заявки, что объясняется, прежде всего, наличием строгих ограничений. В период полномочий генеральный секретарь не вправе совмещать свою работу с другими оплачиваемыми функциями, в том числе адвокатской практикой, за исключением преподавания и научной деятельности.

Если адвокат хочет занять эту должность, он должен временно приостановить действие своей лицензии. Успешно практикующие адвокаты не горят желанием стать генсеком, поскольку объем работы довольно высокий, а зарплата сравнительно невелика. По решению совета организации, размер оклада установлен в пределах 8000 леев. В соседней Румынии, к примеру, на аналогичной должности зарплата составляет порядка 2,5 тыс. евро”.

В пятницу, 27 ноября, были подведены итоги последнего конкурса на должность генерального секретаря. Им стала Мариана Романюк – действующий бухгалтер Союза адвокатов. Она приступит к исполнению обязанностей с 1 января 2016 г.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

К какому этносу вы себя относите?