X 
Выборы в Молдове новостей: 4945
Приднестровье новостей: 1392
Президент новостей: 4027
Война в Украине новостей: 5362

Новый глава Антикоррупционной прокуратуры обеспечит расследование дел особой важности

23 апр. 2016, 16:30   Общество
12624 6

Новый глава Антикоррупционной прокуратуры обеспечит расследование дел особой важности
Фото: noi.md

Виктор Суружиу


На заседании в пятницу Высший совет прокуроров (ВСП) определился с кандидатурой на пост нового руководителя Антикоррупционной прокуратуры.

Им стал советник юстиции второй степени 38-летний Виорел Морарь – глава Управления уголовного преследования Генпрокуратуры, председатель квалификационной коллегии при ВСП.

«Личности играют роль»


Руководящий пост стал вакантным еще в 2015 году, после назначения тогдашнего главы Антикоррупционной прокуратуры Эдуарда Харунжена заместителем генерального прокурора. На данный момент обязанности главы ведомства исполняет Адриан Попенко.

Конкурс и связанные с ним обстоятельства вызвали повышенный интерес как со стороны общественности, так и прокурорского корпуса. С одной стороны, после реформирования Антикоррупционная прокуратура станет играть ключевую роль среди правоохранительных органов и от того, кто ее возглавит, во многом зависит успех реформы, имидж ведомства и уровень его независимости.

На днях в ходе публичных дебатов глава миссии ЕС в Молдове Пиркка Тапиола советовал властям обратить особое внимание на то, кто будет избран в руководство новых прокуратур: «Личности играют роль. Надо найти людей, которые будут обладать высокой степенью неподкупности и доверия в обществе». В то же время директор Департамента по вопросам уголовного правосудия Посольства США в РМ Дональд Карролл призвал обеспечить независимость специализированных прокуратур.

Повышенное внимание к конкурсу вызвано и тем, что в ходе внедрения обновленного законодательства начальников в прокуратуре станет заметно меньше. В нынешнем году часть из ныне действующих руководителей прокурорских структур останутся без своей должности.

К 1 августа в Молдове должно остаться только две специализированные прокуратуры – антикоррупционная и по борьбе с организованной преступностью и чрезвычайным делам. Прокуратуры при Апелляционных палатах Кишинева, Бельц, Кагула и Бендер, военные прокуратуры в Кишиневе, Бельцах и Кагуле, а также транспортная прокуратура будут ликвидированы.

«Прослушка» против коррупции


Реформа сосредотачивает в Антикоррупционной прокуратуре главные рычаги влияния, поскольку ведомство будет заниматься делами повышенной важности и материалами, в которых фигурируют крупные взятки. В его компетенцию включены случаи совершения преступлений госчиновниками высокого ранга, адвокатами, судьями, военачальниками, сотрудниками коммерческих банков.

Если сумма взятки или другого подношения коррупционного характера составит более 100 тыс. леев, его фигурантами, независимо от их статуса и должности, займутся представители Антикоррупционной прокуратуры. Остальные подобные дела продолжит вести Национальный центр по борьбе с коррупцией.

Антикоррупционная прокуратура сохранит два территориальных представительства – в Кагуле и Бельцах. Это позволит распространить ее деятельность на все населенные пункты страны.

В обновленном ведомстве будут работать порядка 120 сотрудников. Их зачислят по результатам конкурса, включающего в себя прохождение теста на детекторе лжи. В то же время глава Антикоррупционной прокуратуры отберет в индивидуальном порядке офицеров по уголовному преследованию, розыску и специалистов, которые будут откомандированы в нее из других учреждений на срок до пяти лет.

Ожидается, что прокуроров наделят полномочиями по проведению перехвата телефонных разговоров и интернет-переписки широкого круга лиц, которые могут быть причастны к совершению преступлений. Реформаторы решили, что прокурорам не обязательно прибегать для этого к услугам Службы информации и безопасности.

Пятилетний мандат с новым статусом


В конкурсе на пост главы Антикоррупционной прокуратуры участвовали пять конкурентов, каждый из которых представил программу по стратегическому развитию ведомства и ответил на вопросы членов комиссии. Мероприятие по отбору победителя конкурса сделали открытым для прессы, а также для всех желающих при помощи трансляции в прямом интернет-эфире.

В числе претендентов, подавших заявки в ВСП, - заместитель прокурора сектора Ботаника Кишинева Роман Еремчук, главный прокурор Гагаузии Руслан Карайван, заместитель прокурора столичного сектора Чентру Ион Дулгиеру и глава Транспортной прокуратуры Штефан Шаптефраць.

По результатам оценки, осуществленной в рамках замещения должности главы Антикоррупционной прокуратуры, Виорел Морарь опередил своих конкурентов, получив самый высокий балл. Согласно процедуре, окончательное решение о назначении предстоит принять генеральному прокурору, обязанности которого в настоящее время исполняет Эдуард Харунжен.

В случае назначения Морарь получит пятилетний мандат и будет официально представлен коллективу Антикоррупционной прокуратуры. После этого он сможет приступить к исполнению руководящих полномочий. Реформа наделяет главу этого ведомства статусом заместителя генерального прокурора.

Пынтя vs Морарь



В органах прокуратуры Виорел Морарь работает с 2002 года. Он уже возглавлял Антикоррупционную прокуратуру в должности исполняющего обязанности руководителя на протяжении полугода и был отстранен в январе 2013-го. Его уход совпал с отставкой Валериу Зубко, связанной со скандалом вокруг инцидента на VIP-охоте в «Пэдуря домняскэ», и временным назначением во главе Генпрокуратуры Андрея Пынти.

Оказавшись у руля прокурорского ведомства, Пынтя обвинил коллегу в ряде нарушений и неудовлетворительной работе. В качестве основного мотива был назван двукратный рост количества дел, проигранных Антикоррупционной прокуратурой в судебных инстанциях. В то же время некоторые эксперты в основе конфликта увидели аффилированность кандидатов разным политическим группам влияния.

Несмотря на озвученные претензии, после ухода из Антикоррупционной прокуратуры карьера Виорела Морарь пошла в гору. Сначала он был назначен руководителем одного из важных подразделений Генпрокуратуры – Управления по руководству уголовным преследованием в центральных органах МВД и Таможенной службы.

В декабре 2013 года его избрали председателем Квалификационной коллегии при ВСП – органа, отвечающего за подбор персонала в прокуратуре, оценку подготовки и профессионального потенциала кадров.

Дело о насильственном захвате власти


Виорел Морарь курировал расследование целого ряда резонансных уголовных дел, включая громкие дела с политическим подтекстом. В их числе и так называемое «дело Antifa», в котором шла речь о предотвращении насильственного захвата власти «организованной преступной группой», включающей активистов движения «Antifa Rezist».

Накануне парламентских выборов в ноябре 2014 года Морарь на пресс-конференции заявил о запланированных после голосования атаках на Центризбирком, компанию «Телерадио-Молдова» и другие структуры. Прокурор рассказал о проведенной спецоперации, серии обысков и найденном оружии, боеприпасах, схемах доступа в общественные учреждения. Правда, выяснить происхождение находок правоохранительным органам по сей день не удалось.

Виорел Морарь заявил, группировка «Antifa» была создана под предлогом защиты прав человека, но в действительности готовила акции по дестабилизации в период до и после выборов, а также намеревалась захватить власть в Республике Молдова путем насилия. Сегодня адвокаты арестованных активистов утверждают, что дело вскоре окончательно развалится, а прокуроров призовут к ответу через Европейский суд.

Между тем, в стране и за рубежом заговорили о появлении в Молдове первых политических заключенных. А бывший и.о. генпрокурора Андрей Пынтя, ушедший из Генпрокуратуры, заявил, что эти дела были инициированы с грубым нарушением процедуры и субординации. «По закону, по иерархии, они должны были доложить мне об этих делах. Однако, возможно, они посчитали, что я не должен много знать», - говорит Пынтя.

От Додона до Усатого


Примечательно, что Морарь неоднократно приглашал в прокуратуру главных лидеров оппозиции – Игоря Додона и Ренато Усатого. Председатель ПСРМ, имеющий процессуальный статус свидетеля по вышеупомянутому делу, дал показания, но отказался регулярно являться для участия в следственных действиях. При этом Додон обвинил правоохранителей в попытках связать Партию социалистов с фигурантами уголовного дела.

Ренато Усатого ждали в Генпрокуратуре для дачи показаний по разным уголовным делам, высылая в его адрес повестки на допрос. В частности, Виорел Морарь сообщал о присвоенном Усатому статусе подозреваемого в контрабандном ввозе в Молдову 40 тыс. долларов США. Напомним, что в период предвыборной кампании 2014 года за несколько дней до выборов партия Усатого была снята с выборов из-за подозрений в финансовых нарушениях, которые затем не подтвердились.

Еще одно громкое дело, которое вел прокурор Морарь, было начато в отношении Николая Цыповича, одного из ближайших соратников Ренато Усатого. Ему инкриминировали «угрозу насилия в отношении должностного лица». Основанием для обвинения и ареста Цыповича стала переписка в мессенджере Viber, опубликованная в Интернете.

Квартиры, автомобили, бизнес


Если судить по информации, внесенной в последние декларации о доходах и имуществе, Виорел Морарь получает зарплату в размере 135 тыс. леев за год и некоторые доходы от преподавательской деятельности. В документы о финансовом и имущественном положении регулярно вносится материальная помощь в размере около 30 тыс. леев, которую ежегодно оказывают прокурору родители.

В то же время он декларирует две квартиры площадью 49 и 99 кв.м., которыми владеет на основе договоров найма, а также четыре автомобиля: Skoda Octavia, Volvo XC 90 и два Land Rover Freelander. Все они поступили во владение в 2013 году на основе договоров об использовании транспортного средства. В 2014 году прокурор получил два кредита на сумму 15 тыс. евро каждый сроком на 15 лет с процентной ставкой 0%.

В разное время к Виорелу Морарь возникало немало вопросов, связанных с доходами и имуществом его ближайших родственников. В 2013 году его мать Евгения Морарь основала фирму «Irarom-Grup» с уставным капиталом 3,9 млн леев и юридическим адресом в родном селе прокурора – Цаул Дондюшанского района.

Предприятию принадлежит автозаправочная станция в селе, которую администрирует брат прокурора Олег Морарь. Он также является собственником квартиры в Кишиневе площадью 49 кв.м., приобретенной в 2005 году.

В то же время журналисты выяснили, что Евгения Морарь работала учительницей, а в настоящее время пребывает на пенсии. Отец прокурора, Георге, уехал работать за границу. Родители Виорела Морарь владеют двумя квартирами в Кишиневе, купленными на протяжении последних лет: в 2010 (88,9 кв.м.) и 2012 годах (33 кв.м.). Прокурор отрицает свою причастность к покупкам недвижимости и семейному бизнесу.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

К какому этносу вы себя относите?