Выборы в Молдове новостей: 4931
Приднестровье новостей: 1433
Президент новостей: 4028
Война в Украине новостей: 6228

Либеральная партия: кризис идентичности

14 мар. 2016, 12:30   Политика
10610 6

Либеральная партия: кризис идентичности
Фото: pl.md

Ксения Флоря

Парламент оставил в должности министра обороны и, по совместительству, вице-председателя и главного “кошелька” Либеральной партии Анатолия Шалару. Перед этим (на заседании парламентской комиссии по обороне, безопасности и общественному порядку) министр “покаялся”, заявив, что его высказывания о вступлении Республики Молдова в НАТО и объединении с Румынией были сделаны в частном порядке, являются личным мнением и нейтралитету страны и ее независимости не угрожают.

“Думаю, что тут явно прослеживается влияние партнеров из Демократической партии, которые, я уверен, настойчиво попросили г-на Шалару больше не нервировать электорат”, - считает политический аналитик Игорь Боцан.

Верхушку ЛП в последнее время заметно лихорадит, бросая из крайности в крайность. Приступы “острого унионизма” (заявления Шалару или Киринчука об объединении с Румынией, как о единственном выходе для Молдовы) сменяют приступы “государственности” (перманентные заявления “колеблющегося” униониста Гимпу, что объединения Молдовы с Румынией не будет, а также показательно-патриотические акции чиновников от ЛП).

Либеральная партия сейчас явно переживает кризис идентичности: на правом фланге, где еще совсем недавно господствовали ЛП с ЛДПМ, происходит масштабное переформатирование.

“Новые” правые в лице платформы “Достоинство и правда” и политического проекта Майи Санду еще не оформились в полноценные партии, а опросы общественного мнения уже демонстрируют их прохождение в будущий парламент, в то время как рейтинг Либеральной партии стремительно падает. Согласно последнему опросу CBS-AXA он сократился до 1,2% и в случае досрочных выборов ЛП может остаться вне парламента.

Identity crisis

Политолог Богдан Цырдя считает, что сейчас Либеральная партия переживает “синдром ХДНП”.

“В Либеральной партии сегодня явный кризис и полная дезориентация. Платформа DA просто “съедает” парторганизации либералов на местах. Об этом предпочитают не говорить ни те, ни другие, но реальность такова. Поэтому руководство партии так и мечется”, - заявил политолог. По его мнению, сегодня ЛП оказалось “в ипостаси ХДНП образца 2005-2009 годов”.

Сравним. До 2005 года Христианско-демократическая народная партия, будучи преемницей Народного фронта, являлась главной радикальной силой правого толка в стране, основным “носителем” идеи унионизма и борцом с коммунизмом.

В 2002 году, после ряда многотысячных митингов и перекрытия на несколько месяцев центра Кишинева палаточным лагерем, Юрию Рошке и его коллегам, требовавшим отправить коммунистов на свалку, правительство - в отставку и организовать новые выборы, удалось добиться при активном содействии ПАСЕ существенных уступок от властей. А в 2003-ем с помощью американцев – провалить подписание плана Козака.

Однако уже в 2005 году бывший фронтист и ярый антикоммунист Рошка кардинально меняет свою риторику, сходит с позиций унионизма, “ради сохранения мира в стране” голосует за повторное избрание Владимира Воронина президентом, а чуть позже становится вице-премьером в правительстве Зинаиды Гречаной.

“Ребрендинг” ХДНП и превращение Юрия Рошки из активного униониста в убежденного государственника не могли не сказаться на его дальнейшей политической карьере и фактически разрушили ХДНП.

На парламентских выборах 2009 года христианские демократы получили чуть больше 3%, на повторных выборах 2009 года не дотянули до 2%, а на выборах 2010 года – и до 1%.

Освободившуюся нишу главной националистической и унионистской партии страны заняли Михай Гимпу и его ЛП, провозгласившие своими приоритетами борьбу с коммунизмом, выход Молдовы из состава СНГ, присоединение республики к ЕС и НАТО.

Но за минувшие семь лет риторика Михая Гимпу изменилась. Нет, он не стал убежденным государственником и сознательно не отказался от идеи унионизма. Его вынудили это декларировать.

“С одной стороны, Гимпу - унионист и ярый антикоммунист, но сейчас ему приходится голосовать вместе с коммунистами. Пусть и бывшими. Людьми, которые покинули ряды ПКРМ, но электорат же не проведешь.

Второй момент. Для того чтобы остаться у власти, Гимпу пришлось в очередной раз пойти на альянс с Демократической партией. Раньше такого рода союзы разбавлялись правоцентристской ЛДПМ, но сейчас либерал-демократы оказались не у дел и ушли в оппозицию.

В итоге что получается: унионист Гимпу входит в альянс, который по своей сути является центристским и даже левым. Больше половины его членов – демократы и экс-коммунисты. Причем, многие из них еще к тому же и молдовенисты.

Председатель Демократической партии Мариан Лупу, например, не раз публично заявлял, что язык, на котором говорят в Молдове – молдавский, а не румынский, и что голосовать за изменение названия государственного языка в Конституции фракция Демократической партии не намерена.

Третий момент – партнерство с Владимиром Плахотнюком сейчас негативным образом сказывается на имидже МихаяГимпу и либералов. Отрицательная репутация Плахотнюка и его антирейтинги проецируются на Либеральную партию и его лидера.

Четвертый момент – негласный альянс между либералами и коммунистами в кишиневском муниципальном совете в 2013-2015 гг. Правому электорату трудно понять и принять совместное голосование ярых антикоммунистов со своими идейными противниками.

Все это в итоге и привело к значительному обвалу рейтингов и рядов Либеральной партии. И в случае досрочных выборов эта партия может с треском провалиться”, - считает Богдан Цырдя.

Либералы уже проходили через такой этап в своей истории. Им уже предрекали возможный провал и исчезновение с политической арены. Это было весной 2013 года, когда воюющий с Владимиром Плахотнюком Владимир Филат сознательно расколол ЛП, выведя из нее группу либерал-реформаторов Иона Хадыркэ. Но тогда Плахотнюк переиграл Филата, и проект Либерально-реформаторской партии засох на корню. А другой равноценной замены Гимпу и его ЛП на правом фланге не оказалось.

Ситуация 2016 года кардинально отличается от того, что было в 2013 году. Электорат “дозрел”, а проект перезагрузки правого фланга курируется западными партнерами.

Партия “Платформа Достоинство и Правда” уже зарегистрирована минюстом.

Учредительный съезд партии Майи Санду запланирован на апрель. Опросы дают этим политическим проектам 10-14%. Некоторые социологические службы проводят в будущий парламент и Европейскую народную партию Юрия Лянкэ. А вот бывшие лидеры правого фланга – ЛДПМ и ЛП оказались в роли аутсайдеров.

Поэтому либералы вынуждены срочно вырабатывать какую-то стратегию на среднесрочный период (с учетом угрозы досрочных выборов). И определиться с удобоваримым месседжем, чтобы попытаться реабилитировать себя в глазах правого электората.

Радикализация радикалов

Эксперты говорят, что в Либеральной партии имеется группа т.н. “колеблющихся унионистов” и радикальное крыло.

Во главе “колеблющихся унионистов” стоит лидер ЛП Михай Гимпу. Как отмечает политический аналитик Игорь Боцан, “в нужный момент либералы поддерживают идею объединения с Румынией, однако, когда буря успокаивается, они забывают об объединении”.

Так происходило не раз. В сентябре 2009 года МихайГимпу, например, заявлял, что хоть он в душе и унионист и говорит на румынском языке, это не означает, что он выступает за объединение Молдовы с Румынией. В феврале 2010 года Гимпу заявил, что “Молдова никогда не объединится с Румынией”. В сентябре 2012 он опять размышлял о том, что на нынешнем этапе объединение двух румынских государств невозможно, как и вступление Молдовы в Таможенный союз. Аналогичные заявления прозвучали и в первой половине 2015 года.

Зато во второй половине прошлого года Гимпу утверждал, что объединение двух стран решило бы все проблемы Республики Молдова. Сокрушался, что реализовать идею “унири” ему не с кем – мешает менталитет граждан РМ и пожелал “сдохнуть и умереть от злости” всем противником создания единого государства, потому что “объединение все равно произойдет”.

Некоторые политические эксперты считают, что на электорат либералов сейчас нацелился целый ряд новых политических проектов. Например, будущая партия Майи Санду, одна из основных задач которой – подобрать электорат ЛП. Поэтому от экс-министра просвещения еще несколько месяцев назад пошел четкий посыл, активно применявшийся Либеральной партией: в объединении Молдовы с Румынией есть множество преимуществ. Особенно экономического плана.

Другой претендент на политическую нишу ЛП - партия Dreapta (“Правые”) бывшей соратницы МихаяГимпу Анны Гуцу. На днях г-жа Гуцу заявила, что ее партия создана не вокруг человека, а вокруг идеи о как можно скорейшем объединении Молдовы с Румынией и “все граждане Республики Молдова должны осознать именно необходимость объединения Молдовы с Румынией в качестве единственной возможности преодолеть бесконечный переходный период и начать нормальную жизнь”.

Сегодня появились новые унионисты, которым прорумынский электорат верит больше, чем Гимпу. В условиях жесткой конкуренции и возможности вытеснения с ранее занимаемых позиций, считают некоторые эксперты, либералы будут пытаться создать себе имидж патриотической проевропейской силы, задача которой – сместиться ближе к центру и занять нишу, ранее принадлежащую ЛДПМ. А на их место на крайнем правом фланге должны встать радикальные прорумынские унионистские силы.

Политический аналитик Игорь Боцан скептически оценивает перспективы дрейфа ЛП в сторону правого центра и занятие ею политической ниши, освободившейся после ЛДПМ: “У либералов испорчен имидж. Он у них ниже плинтуса, как выразился когда-то Владимир Николаевич. От идеи унионизма они могут отказаться только ради партнеров – под давлением ДПМ”.

Да и как можно верить патриотизму ЛП, заявил один из наших собеседников, когда ее выдвиженец Анатолий Шалару целенаправленно разрушает армию, распродавая ее имущество, вовлекая личный состав Национальной армии в политические интриги и снимая с занимаемых должностей неугодных офицеров.

А глава минпросвета Корина Фусу также целенаправленно уничтожает систему образования, активно снижает статус русского языка в образовательной сфере, низводя его до языка национальных меньшинств, готовится ввести в стране ювенальную юстицию и активно стимулирует обучение молдавской молодежи в румынских учебных заведениях, нанося тем самым непоправимый урон инфраструктуре ведомства, которым руководит.

А как можно верить недавним громким экологическим инициативам либералов “Запретим вырубать лес”, “Запретим экспорт древесины”, “Запретим промышленное рыболовство на Днестре и Пруте”, “Запретим полиэтиленовые пакеты”, - если генпримар Кишинева, вице-председатель ЛП Дорин Киртоакэ за время своего правления лишил город 15% зеленых насаждений и устроил экологическую катастрофу – свалку в карьере Пурчел, а в масштабах страны либералы Михая Гимпу стали инициаторами повышения возраста ввозимых автомобилей и введения бессрочных виньеток, вследствие чего страна превратилась в автомобильную свалку Европы?

Политолог Богдан Цырдя тоже не верит в победу “умеренного” крыла в стане Либеральной партии.

“Я думаю, что в итоге в ЛП победит радикальное унионистское крыло во главе с Анатолием Шалару. Рейтинги либералов падают, им нужно как-то реабилитироваться и опять привлечь внимание правого электората. Но продолжать играть в оппозицию внутри правительства Гимпу не сможет – не дадут. Центр по борьбе с коррупцией готов выдвинуться по первому же сигналу: 60 уголовных дел в примэрии – это не шутка”.

Поэтому, считает политолог, по мере переформатирования правого фланга и возможности проведения досрочных выборов либералы примутся форсировать идею унионизма, и “станут самыми яростными сторонниками НАТО”. Их имидж подорван, и они пойдут на все, чтобы сохранить себя.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

К какому этносу вы себя относите?