X 
Евровидение новостей: 519
Дело Филата новостей: 355
Приднестровье новостей: 1387
Президент новостей: 4015

Ассоциацию подписываем, кандидатство в уме

29 июн. 2014, 11:40   Политика
13002 25
Фото: facebook.com
Ксения Флоря

Имиджевый проект официального Кишинева под названием “ассоциированное членство” доведен до логического конца. Или, скорее, логического начала. 27 июня в Брюсселе премьер-министр Юрий Лянкэ от имени Республики Молдова подписал соглашение об ассоциации с Европейским союзом. “Теперь Молдова и ЕС соединены навсегда”, - заявил он на церемонии подписания.

Ассоциированное членство еще даже не заработало, а в правящей коалиции уже строят новые планы: в 2015 году подать заявку на вступление в ЕС, а к 2020 году добиться членства Молдовы в Евросоюзе.

Предвыборная пропаганда

Новая задача-максимум, объявленная премьер-министром сразу же после церемонии подписания, является не столько посылом в адрес европейской бюрократии, сколько рассчитана на все переваривающий молдавский электорат.

В ноябре - парламентские выборы, и партиям власти (особенно ЛДПМ) необходимо развить достигнутый успех, подкинув избирателям очередную приманку в виде давно уже отработанного пропагандистского приема “Даешь пятилетку в три года!”. Потому что намерение в 2015 году подать заявку на вступление в Евросоюз, а к 2020 году уже вступить в него выглядит именно как легендарный советский лозунг.

В начале этой недели Совет Евросоюза постановил предоставить Албании статус страны-кандидата в члены ЕС. Заявку на вступление Албания подала 28 апреля 2009 года. То есть, статус кандидата в члены она ждала пять лет.

Как правило, в статусе кандидата государства-заявители тоже находятся до пяти лет. За это время они должны привести свои экономические и политические институты в соответствие с требованиями ЕС. Но никаких гарантий на полноправное членство кандидатский статус не дает. Турция, например, остается страной-кандидатом уже 14 лет, а заявку на вступление она подала еще 27 лет назад!

Румыния подала заявку на вступление в Евросоюз в 1994 году, а вступила в него только через 13 лет – в 2007-ом. У Польши и Венгрии на это ушло 10 лет. Кипру и Мальте понадобилось 14 лет. Литве, Латвии и Эстонии – 9. А Республика Молдова хочет пройти весь путь за пятилетку!

Впрочем, во время церемонии подписания соглашения об ассоциации Юрий Лянкэ и не скрывал своих пропагандистско-предвыборных намерений. Его торжественная речь состояла из двух частей – на французском языке, где он благодарил европейских чиновников за оказанное доверие, уверял их в неизменности европейского курса Молдовы и намекал на полноправное членство Молдовы в ЕС. И обращения к гражданам РМ, которое премьер зачитал на государственном языке.

“Дорогие сограждане. Сегодня – исторический день. На парламентских выборах этой осенью мы должны еще раз подтвердить, что выбираем европейское будущее, что мы вырвались из прошлого. Это будет определяющий голос, который зацементирует европейский курс нашей страны и перспективу ее вступления в Евросоюз”, - проинспектировал премьер электорат на предмет «за кого и как следует голосовать на ноябрьских выборах в законодательный орган». А заодно ускоренными темпами пообещал исправить “привычки и менталитет” молдавского народа.

К слову, о намерении премьер-министра подать заявку на вступление в Евросоюз в 2015 году. В 2010-ом, будучи тогда еще министром иностранных дел и находясь в эфире одного из молдавских телеканалов, Юрий Лянкэ утверждал, что Молдова может подать заявку на вступление в ЕС в 2011 году, когда председательствовать в Евросоюзе будет Польша.

Тонкий намек на толстые обстоятельства

Кроме представителей молдавской делегации на желательность максимального углубления процесса евроинтеграции для своих стран во время церемонии подписания соглашения об ассоциации активно намекали и премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили, и президент Украины Петр Порошенко.

Гарибашвили в своем выступлении, так же как и Юрий Лянкэ, тонко дал понять, что Грузия рассчитывает вскоре стать полноценным членом европейской семьи. Президент Порошенко был более прямолинеен и настойчив, считая, что имеет на это право.

“За последние месяцы Украина заплатила самую высокую цену, чтобы осуществить свои европейские мечты, и это чего-то стоит. Например, мы хотим, наконец, услышать простое заявление со стороны ЕС: как только Украина будет готова, она получит в нём членство. Такое заявление ничего не будет стоить Евросоюзу, но оно будет иметь огромное значение для моей страны”, - потребовал украинский президент, закончив свое выступление словами: “Слава Европейскому союзу! Слава Украине!”.

Однако никаких конкретных обещаний, кроме туманного “сегодняшнее подписание - это только начало европейской дороги Грузии, Украины и Молдовы” (Жозе Мануэль Баррозу), еврокураторы Кишинева, Киева и Тбилиси давать не собирались.

Даже большой друг и покровитель правящей в Молдове коалиции – еврокомиссар по вопросам расширения и политике соседства Штефан Фюле после процедуры подписания уклончиво заявил журналистам, что “мы не можем сейчас спекулировать о статусе кандидатов”.

Правда, в вышедшем в этот же день на портале EurActiv пространном интервью Штефан Фюле четко дал понять, что никакого расширения Европейского союза в обозримом будущем не предвидится. Потому что Румыния и Болгария дискредитировали процесс евроинтеграции, и Евросоюз ошибся, приняв в свои ряды откровенно неподготовленные страны.

Поэтому теперь требования к странам-кандидатам стали жестче, а правила вступления в ЕС – шире. “Расширение - это не имитация каких-то действий, но процесс реальных изменений и трансформаций. Теперь страны-кандидаты должны доказать тот факт, что принятое ими законодательство функционирует”, - заявил еврокомиссар Фюле. И добавил: если раньше у государств-членов Евросоюза было лишь несколько инструментов, позволяющих им влиять на процесс расширения и блокировать его, то “сейчас у них более 100 способов сделать это”.

Например, родная для Фюле Чехия, а также Великобритания намерены заблокировать вступление Албании в Европейский союз. А Марин Ле Пен, лидер победившего во Франции на недавних выборах в Европарламент “Народного фронта”, объявила отказ от любого нового расширения ЕС главной задачей укрепивших свои позиции в Европейском парламенте евроскептиков.

Цена ассоциации

Пожалуй, самым честными из европейских чиновников в этот день оказался глава Европейского совета Херман Ван Ромпей, который в своей речи прямо заявил, что стратегической целью Евросоюза на текущий момент является полная интеграция экономик трех стран в рынок ЕС. За что Украина и Грузия в будущем получат безвизовый режим (Молдова его уже получила), что сделает Европу еще ближе.

Тем временем экономисты и экономические аналитики вовсю подсчитывают, во сколько обойдется Украине ее экономическое сближение с Евросоюзом. На прошлой неделе группа российских экономистов представила свои расчеты, во что выльется Украине подписание экономической части Соглашения об ассоциации с ЕС и снижение уровня торгово-экономических отношений с Россией и Таможенным союзом. По их подсчетам вышло, что ежегодные потери Украины составят 33 млрд. долл., или 19% ее ВВП.

Как пишет “РосБизнесКонсалтинг”, сейчас правительство РФ завершает оценку евровыбора Украины для различных российских отраслей. В правительстве России говорят, что однозначно будут введены ненулевые пошлины для машиностроительной отрасли (в частности, для вагонов и локомотивов), для некоторых отраслей металлургии (например, трубы) и по ряду товаров в сельском хозяйстве, так как они гарантированно пострадают от соглашения Украины и Евросоюза.

В случае, если Россия введет на импорт украинских товаров защитные пошлины, это, по подсчетам экономистов, лишит украинский бизнес выручки в 8 млрд. долларов.

“Цена” ассоциации с Евросоюзом для Республики Молдова, в отличие от Украины, не подсчитана. Вернее, подсчитана, но в “правильном ключе”. Приезжавший в Кишинев пару недель назад председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, что после вступления соглашения об ассоциации в силу, молдавский экспорт вырастет на 16%, а ВВП в среднесрочной перспективе увеличится на 5,4%. Сколько при этом РМ может потерять на восточных рынках, европейские и молдавские чиновники предпочитают не говорить. Хотя не исключают, что Россия может предпринять определенные заградительные действия.

Как заявил замминистра сельского хозяйства Георгий Габери, “риски все-таки существуют и мы должны быть к ним готовы”. А председатель Союза сельхозпроизводителей “Uniagroprotect” Александр Слусарь считает, что если Россия решит ввести заградительные пошлины или вообще закроет свой рынок для самых ходовых молдавских экспортных сельскохозяйственных позиций, потери могут исчисляться сотнями миллионов леев.
0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

К какому этносу вы себя относите?