Евровидение новостей: 520
Дело Филата новостей: 355
Приднестровье новостей: 1390
Президент новостей: 4017

Управляемый хаос: сценарии смены власти

1 мар. 2014, 1:29   В Мире
6949 1
Фото: ruvr.ru
Смена власти в Югославии в октябре 2000 года только со стороны казалась неожиданной, несложной и вполне законной, чисто внутренним делом Югославии. На самом деле она тщательно готовилась и осуществлялась по плану, разработанному за пределами Югославии.

Запад не мог терпеть многолетнего лидера Югославии Слободана Милошевича, несговорчивого и упрямого, до конца верившего в коммунистические идеалы и отстаивавшего интересы не только сербов, но и других народов бывшей Югославии. В 90-е годы много сил и средств было потрачено, чтобы очернить его в мировых СМИ, чтобы поддержать оппозицию, вызвать недовольство народа. Даже когда бомбили в 1999 году, надеялись, что озлобленные сербы сметут президента, охваченные ужасом падающих бомб. Однако этого не произошло. Народ из противоречия к насильникам сплотился вокруг Милошевича и выстоял. Пришлось применить другую методику.

За 10 месяцев до выборов в Союзной Республике Югославии (СРЮ) глава германской дипломатии Йошка Фишер вместе с госсекретарем США Мадлен Олбрайт тайно собрали в одном из помещений отеля "Интерконти" в Берлине наиболее видных представителей югославской оппозиции, которые договорились о кандидатуре на президентский пост – тогда еще малоизвестного в Европе, но симпатичного для сербов Воислава Коштуницы (прим. -1). Была намечена программа действий, выделены средства, написан сценарий, как привести его к власти:

- Через некое бюро в Будапеште в страну было негласно переведено 30 миллионов долларов, в основном из США, чтобы перед выборами снабдить оппозицию компьютерами, телефонами и другой техникой. Сотни активистов были подготовлены к этой работе за границей.

- В 40 городов, где местную власть представляла оппозиция, поступило около 45 миллионов марок из Германии под видом гуманитарной помощи для прямой поддержки оппозиции в Югославии. Часть денег бралась из фонда германского МИД, предназначенного для Пакта стабильности.

- Широко, но "очень и очень тайно" оказывалась поддержка и оппозиционным югославским СМИ. Газеты снабжались бумагой, получали печатную технику, а местные радио- и телестанции – современные передатчики, бесплатный доступ к западным информационным агентствам. Инструктировались и журналисты на краткосрочных курсах в Германии. С конца 1999 года на оснащение оппозиционных и независимых СМИ в Югославии было израсходовано 4 миллиона марок. А "Немецкая волна", при всей предписанной ей бюджетной экономии, инвестировала 10 миллионов на расширение своего вещания на Югославию.

- Одновременно готовилось общественное мнение Европы и Америки, для которого демократия оппозиции противопоставлялась диктатуре существующей власти. Чтобы поколебать твердолобых сербов, вокруг Югославии бряцали оружием на учениях военные НАТО. Светом в конце туннеля должны были стать для сербов обещания сразу снять санкции и поддержать страну экономически.

- Смена власти была приурочена к выборам. Еще не были объявлены даже предварительные результаты, как оппозиция объявила себя победившей. Запад сразу поддержал её.

- Одновременно оппозиция готовила акции неповиновения на улицах столицы, если руководство страны не сложит свои полномочия по первому требованию. Оппозиция проводила уличные шествия в Белграде и других городах Сербии.

- Митинги в столице поддерживались добровольцами из провинции, прибывающими на специально подготовленных автобусах. Символичными стали трактора, въехавшие в город и символизировавшие волю народа к свободе. Манифестации были хорошо организованы и обеспечены всем необходимым.

- Специальную подготовку в Венгрии проходили "наблюдатели" (как правило, из рядов молодёжи) для избирательных участков, которых учили, как надо вести себя во время выборов.

- Особая роль отводилась специально организованным и подготовленным молодёжным отрядам "Отпор", которые поддерживали оппозицию.

Демонстранты должны были создать видимость возмущения всего народа, массовость, непоколебимую волю, непрерывность в отстаивании "демократии". Они сначала митинговали на улицах, затем перешли к "беспорядкам": разгромили помещение Социалистической партии, подожгли телецентр, ворвались в Скупщину, подожгли её и уничтожили все избирательные бюллетени. Запад поторопился назвать события в Сербии революцией, приветствовал "свержение режима Милошевича". Слободан Милошевич был вынужден признать своё поражение.

Сценарий свержения режима в Сербии оказался настолько успешным, что практически без изменения был применён в Грузии и на Украине. Причём, обучали оппозиционеров Грузии на территории Сербии, а Украины – в Сербии и Грузии.

Однако опыт постреволюционного периода учит нас следующему. Если США кому-то помогают свергнуть власть, то вовсе не для того, чтобы дать стране успешно развиваться по пути демократии. Как правило, государство теряет право самостоятельно решать свою судьбу и вынуждено за услуги расплачиваться ограничением суверенитета.

Так сменили в стране власть, которую долго не могли разрушить. Но оставалась ещё Союзная Республика Югославия (СРЮ), символ неуступчивости, независимости и самостоятельности. Надо было сделать так, чтобы и это государство исчезло с карты Европы. При послушной "демократической" власти сделать это оказалось легко. Здесь уже не нужны были революции, а лишь согласие верхушки политических элит. Сценарий выглядел так: СРЮ преобразовать за несколько лет в конфедерацию Сербии и Черногории, а затем разделить её на два независимых государства с возможностью дальнейшего дробления Сербии. И всё получилось, даже спокойнее, чем предполагалось.

Хавьер Солана, прибыв в Белград в феврале 2003 года, предложил в узком кругу руководству Сербии и Черногории признать факт прекращения существования такого государства, как Союзная Республика Югославия и принять Конституционную хартию, написанную где-то в Европе и означающую рождение в одночасье новой страны. Сопротивления он не встретил. Парламент в этом не участвовал. Референдум не проводили. Келейные договорённости прекратили существование государства, имеющего почти столетнюю историю.

На обломках Югославии возникло не имеющее аналогов в современной системе международного права "государственное образование" Сербия и Черногория (СиЧ), которое позже (2006) быстро и достаточно безболезненно распалось на два государства. И сделал это Хавьер Солана, который для сербов являлся военным преступником, бросавшим бомбы на их страну в 1999-м. Именно неясные правовые рамки нового государства позволили почти безболезненно перейти к разделению уже Сербии и Черногории, к отделению от Сербии Косова. После 2000 года Косово и Метохия семимильными шагами продвинулись к независимости.

При новой власти активизировалось сотрудничество с МТБЮ, был арестован бывший президент Милошевич. Западное сообщество получило право на территории Югославии решать большинство вопросов, включая кадровые, военные и даже существования самого государства. Национальная, культурная идентичность Сербии, а также патриотизм стали в средствах массовой информации нежелательными понятиями. Была также сделана попытка поставить под контроль правительства армию, спецслужбы, МВД. В армии началась реформа, затронувшая, прежде всего, офицерские и генеральские кадры.

Грустно говорить о том, что в Сербии и Черногории произошёл пересмотр результатов и содержания войн в Хорватии, БиГ, Косове. Он ознаменован процессом самобичевания, признанием вины Сербии за многочисленные жертвы в войнах на территории Хорватии, Боснии и Герцеговины.

Это привело к тому, что насилие над Сербией и сербским народом (от санкций до бомбардировок) молчаливо воспринимается как применение заслуженного наказания за политику 90-х годов. Кроме того, такая позиция морально оправдывает действия агрессора на Балканах. Несмотря на то, что 73% населения Сербии выступало против НАТО, а 52% - против программы "Партнерство во имя мира", правительство открыто говорит о сотрудничестве с Североатлантическим блоком, а в Европе и США не сомневаются, что все балканские страны непременно станут членами НАТО.

Условия же присоединения к программе "Партнерство во имя мира" достаточно жесткие: сотрудничество с Международным трибуналом, реформа вооруженных сил и системы обороны по системе НАТО, а также прекращение всех связей с армией Республики Сербской. Сербия уже заключила несколько достаточно кабальных договоров с НАТО ("О сухопутных линиях коммуникации" в 2005 году; Договор о безопасности информации в 2008 году; ряд договоров с США и др.), которые расширяют возможность дополнительного размещения войск НАТО на Балканах, их дислокации и перегруппировки для дальнейшей переброски в другие регионы, а также контроля над армиями некогда непослушных балканских государств.

Смена политических элит в Сербии признана на Западе успешной, сценарий – плодотворным. И тиражируют его, правда, под руководством США, уже сербские парни. Срджа Попович возглавил группу под названием "CANVAS" и обучает (не)насильственной смене власти всех желающих. Попович не оригинален. Он продвигает в массы теорию американского философа Джина Шарпа, который для нужд американской разведки изучил и описал опыт борьбы по смене власти.

Срджа Попопич с усердием делится своим опытом свержения власти с оппозицией во многих странах мира. И Белоруссия, Украина, а теперь уже Босния и Герцеговина – не исключение. События на Украине должны стать "прививкой" российской политической элите, чтобы распознать планы по смене политической власти и у нас, так долго вынашиваемые в Вашингтоне.

Прим. -1 - Григорьев Е. Как Берлин организовывал и финансировал оппозицию Милошевичу // Независимая газета. – М., 2000. – 17 окт.

Елена Гуськова

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

К какому этносу вы себя относите?