Дело Филата новостей: 354
Президент новостей: 4006

Не все так однозначно. Ученые узнали, кем на самом деле были викинги

18 сен. 2020, 6:00   Наука и IT

Секвенирование ДНК из более 400 скелетов викингов из Европы и Гренландии, показало, что не все викинги были людьми со скандинавским генетическим происхождением.

Исследование показывает, что генетическая история Скандинавии находилась под влиянием чужеродных генов из Азии и Южной Европы до эпохи викингов.

Международная команда ученых во главе с Эске Виллерслевом, научным сотрудником Колледжа Святого Иоанна Кембриджского университета и директором Центра геогенетики Фонда Лундбека при Копенгагенском университете, секвенировала полные геномы 442 человек, в основном мужчин, женщин, детей и младенцев эпохи викингов, по их зубам и костям, найденным на кладбищах.

ДНК останков викингов была секвенирована из мест в Гренландии, Украине, Великобритании, Скандинавии, Польше и России.

Авторы работы проанализировали ДНК останков и обнаружили, к примеру, что мужские скелеты из захоронения викингов на Оркнейских островах, Шотландия, на самом деле не были генетически викингами, несмотря на то, что их похоронили с мечами и другими памятными вещами викингов.

Доктор Ашот Маргарян, доцент отдела эволюционной геномики Института глобуса Копенгагенского университета и первый автор статьи, сказал: «Мы провели крупнейший в истории анализ ДНК останков викингов, чтобы выяснить, как они вписываются в генетическую картину. исследования древних европейцев до эпохи викингов. Результаты были поразительными, и некоторые из них отвечают на давние исторические вопросы и подтверждают предыдущие предположения, которым не хватало доказательств».

Исследователи обнаружили, что викинги были не просто скандинавами по своему генетическому происхождению. Многие викинги имеют высокий уровень нескандинавского происхождения, как внутри, так и за пределами Скандинавии, что предполагает переток генов по Европе.

Анализ команды также показал, что генетически пикты «стали» викингами, не смешиваясь генетически со скандинавами. Пикты были людьми, говорящими на кельтском языке, которые жили на территории современной восточной и северной Шотландии в период позднего британского железного века и раннего средневековья.

Доктор Дэниел Лоусон, ведущий автор из Бристольского университета, объяснил: «Люди с двумя генетически британскими родителями, находились в захоронениях викингов, они были найдены на Оркнейских островах и в Норвегии. Это другая сторона культурных отношений по сравнению с набегами и грабежами».

«До сих пор мы не знали генетически, как они выглядели на самом деле. Мы обнаружили генетические различия между различными популяциями викингов в Скандинавии, что показывает, что группы викингов в этом регионе были гораздо более изолированными, чем считалось ранее. Наши исследования даже опровергают современный образ викингов как людей со светлыми волосами, так как многие из них имели каштановые волосы и находились под влиянием генетического притока из-за пределов Скандинавии», — подчеркнул профессор Виллерслев.

«Наши результаты показывают, что идентичность „викингов“ не ограничивалась людьми со скандинавским генетическим происхождением. Два скелета из Оркнейских островов, которые были похоронены с мечами викингов в могилах в стиле викингов, генетически похожи на современные ирландцев и шотландцев и могут быть самыми ранними из когда-либо изученных геномов пиктов», — сказал профессор Сёрен Синдбек, археолог из музея Месгаард в Дании.

Ранее НВ писал, что ученые, в том числе и из той же исследовательской команды, обнаружили штаммы оспы в зубах скелетов викингов, впервые доказав, что смертельная болезнь мучает человечество как минимум 1400 лет.

Международная команда ученых секвенировала геномы недавно обнаруженных штаммов вируса после того, как он был извлечен из зубов скелетов викингов из различных регионов в северной Европе.

«Мы обнаружили новые штаммы оспы в зубах скелетов викингов и обнаружили, что их генетическая структура отличается от современного вируса оспы, уничтоженного в 20-м веке. Мы уже знали, что викинги перемещаются по Европе и за ее пределами, и теперь мы знаем, что у них была оспа. Люди, которые путешествовали по всему миру, быстро распространили Covid-19, и, вероятно, викинги распространяли оспу. В то время они путешествовали на корабле, а не на самолете», — пояснил автор исследования, профессор Эске Виллерслев.

Команда исследователей обнаружила оспу в 11 местах захоронений эпохи викингов в Дании, Норвегии, России и Великобритании. Они также нашли его во множестве человеческих останков из Эланда, острова у восточного побережья Швеции с долгой историей торговли. Команда смогла восстановить почти полные геномы вируса натуральной оспы для четырех образцов.