Приднестровье новостей: 1354
Акция протеста новостей: 1631
Война в Украине новостей: 5225
Евровидение новостей: 497

Экологическая катастрофа: почему мы пьём воду из канализации? (ФОТО, ВИДЕО)

2 окт. 2015, 13:25   Общество
27516 7

Экологическая катастрофа: почему мы пьём воду из канализации? (ВИДЕО)
Фото: noi.md

Ангелина Таран

В Страшенах происходит, без преувеличения, настоящая экологическая катастрофа – канализационные воды города с населением в 20 тыс. жителей сливаются в окружающую среду, неподалеку от реки Бык – притока Днестра, из которого мы пьем воду. Журналисты NOI.md съездили на место, чтобы убедиться в этом воочию. То, что мы там обнаружили, также запечатлено в видеосюжете. Кроме того, мы выяснили, что средства из национального экологического фонда, выделяемые на проекты по водоснабжению и канализации, просто разворовываются.

Кругом дерьмо

Частные дома в Страшенах, в основном, не подключены к городской канализационной системе. Их обслуживают машины городского предприятия Apă-canal-Străşeni. Собранные в частных домах стоки сливают в колодцы городского коллектора на площадке, расположенной у национальной трассы Кишинёв-Унгены.

По словам одного местного жителя, раньше они, видимо, экономя бензин, или от лени, выливали эти нечистоты прямо возле трассы, в придорожную канаву. Эту площадку со входом в коллектор огибает ливневый канал. Во время дождя он переполняется, заливает колодцы, и канализационные стоки текут по площадке, затем вдоль жилого дома железнодорожного мастера. По другую сторону трассы располагаются многоэтажные жилые дома, чьи жители тоже «наслаждаются» видом и запахом разлива канализационных вод. Но это, в общем-то, мелочи, по сравнению с тем, что происходит с городским коллектором.

Как рассказал главный инженер местного Apă-canal Георге Гросу, в Страшенах никогда не было очистных сооружений. «Канализационные воды качаются в Ватру, а там при помощи насосной станции – на очистные сооружения в Кишинёве, - уверяет главный инженер. - В загрязнении р. Бык не обязательно винить только Страшены, есть и Калараш, через который тоже протекает эта река. И с нашей стороны, конечно, бывают обрывы. Но стоки не могут попадать в Бык, потому что между местами разлива и рекой находится камышовая зона примерно на 400 га, и стоки не успевают дойти до неё. Скоро из Германии прибудет инвестор, который будет финансировать строительство очистных сооружений и коллектора возле села Рошкань (не доезжая до Гидигичского водохранилища)».

Конечно, кишинёвским журналистам можно рассказывать всё, что угодно. Однако с тех пор, как появился Интернет, многие сомнительные факты стало гораздо легче проверить. Например, на сайте примэрии Стрэшень опубликован документ под называнием «Диагностический анализ МП Apă-canal-Străşeni», выполненный ООО ProConsultig в 2014 г.

Эксперты сделали вывод: «Из-за разрушения коллектора, который связывает главную насосную станцию г. Страшены с системой канализации г. Ватра, транспортировка канализационных вод стала невозможной. Сточные воды собираются на главной насосной станции, а затем напрямую выливаются в болото реки Бык».

Не верить глазам своим, а верить вице-примару?

Мы нашли эту насосную станцию, к которой довольно сложно добраться, т.к. она находится за железнодорожными путями, по соседству с камышовыми зарослями. Рядом со зданием станции разлился зловонный «пруд» из нечистот, в который всё прибывают и прибывают канализационный стоки (на видео это хорошо видно). Из этого накопителя содержимое вытекает по канаве, бегущей вдоль заброшенных железнодорожных подъездных путей, и теряется где-то далеко в камышах, за которыми течет Бык.

За разъяснениями мы обратились в примэрию. Примар Валентина Касьян была чрезвычайно занята и в первый наш приезд, и во второй. Дав свою визитную карточку, она, тем не менее, в течение нескольких дней не отвечала на звонки. Лишь однажды удалось дозвониться до г-жи Касьян, но она, услышав слово «журналист», тут же сбросила вызов. Видимо, человеку есть что скрывать, когда он так избегает ответов на простые вопросы.

«Все сточные воды в настоящее время сливаются в специально построенный забетонированный бассейн, который считается аварийным. Им пользуются тогда, когда выходит из строя насосная станция, перекачивающая канализационные воды, - сказал вице-примар Николае Йову. – Все бытовые стоки аккумулируются в этом аварийном озере и по возможности выливаются в камышовую зону. Там - болото. Река Бык находится на расстоянии 830 м от насосной станции – это очень большое расстояние. Таким образом, сточные воды не выливаются в реку Бык и в озеро Гидигич».

На моё возражение о том, что там нет никакого бетонированного бассейна, а канализационные воды разливаются прямо на землю и попадают в грунтовые воды, которые служат источником питьевой воды, г-н Йову ответил: «То, что вы видели, - это после дождя натекло, а запах накапливался десятки лет, это – не канализация».

«Всё это – временно, т.к. райсовет выделил возле с. Рошкань участок для строительства очистных сооружений. Уже выполнены работы по технико-экономическому обоснованию строительства насосной станции, и на его основе разрабатывается технический проект. Этот проект будет финансироваться за счет средств Правительства Германии, в ближайшее время приедет делегация специалистов для его обсуждения», - сообщил вице-примар.

Судя по словам вице-примара, «бассейн» должен быть забетонирован. А так как в зловонном пруду из нечистот мы не обнаружили следов бетона, то можно сделать вывод о том, что средства, предназначенные на эти цели, были потрачены на что-то другое (вполне возможно, что их освоили не при нынешней власти).

Визит к экологам

По словам одного из специалистов местной экологической инспекции, из национального экологического фонда были выделены огромные деньги для ремонта насосной станции для канализационных стоков, но эффект равен нулю. Кстати, о том, какие это деньги, можно, например, судить по такому факту - в списке проектов, профинансированных из средств фонда в 2014 г., значится «строительство участка водопровода в г. Страшены и с. Фэгурень, реконструкция и перемещение участка канализации в г. Страшены (III этап) – 2 046 766 леев. Получатель – примэрия».

Наш источник, пожелавший остаться неизвестным, сообщил: «На этой станции нужно было смонтировать два насоса, а установили только один (в 2014 г.). После такой реконструкции нужно было сдать объект в эксплуатацию, однако из районной экологической инспекции никто не подписал акт приёмки, несмотря на давление из Министерства окружающей среды. Но проект закрыт. Кто его подписал?

В настоящее время канализационные воды поступают в реку Бык. Мы пригласили лабораторию, взяли пробы и на их основании обратились в суд с иском к Apă-canal-Străşeni и примэрии. В первой инстанции суд встал на их сторону, мы обжаловали это решение в Апелляционной палате и выиграли тяжбу. Речь шла о возмещении ущерба в размере 800 тыс. леев. Эти полтора года мы работали в аду, находясь под постоянным прессингом».

По словам эколога, проекты по водоснабжению и канализации, которые выполнялись в селах Страшенского района, тоже были реализованы с нарушениями. «Мы контролируем выполнение этих проектов и находим в них недостатки, где речь идет не о десятках, а о сотнях тысяч леев средств из экологического фонда. Эти средства разворовываются. Но всё покрывается, подписывается по звонку «сверху», - говорит собеседник.

«Где деньги, Зин?»

По нашим сведениям, по поводу страшенских очистных сооружений в разные годы было несколько проектов на стадии ТЭО – французский, российский, украинско-чешский, теперь – немецкий. А результатов никаких. Да что Страшены, если большой город Сороки сливает свою канализацию в Днестр, и Атаки – тоже.

Но даже там, где уже есть станции очистки, проблема зачастую остается. На сайте экологической инспекции можно прочесть о том, что из 199 станций очистки сточных вод работают в соответствии с требованиями ЕС только 6. В таком случае, куда уходят деньги, выделенные на их строительство и модернизацию?

Лишь один из примеров бесхозяйственности – одна компания по проектированию сделала проект очистных сооружений в с. Вэлчинец Страшенского р-на. Стоимость оборудования для них – 43 тыс. евро. Однако местный примар отказался от него, и сделал другой проект, установив оборудование, которое стоит 161 тыс. евро, что невольно наводит на мысль об откатах.

Аналогичная ситуация складывается и в других населенных пунктах, например, в Ворниченах, Джурджулештах или Дрокии, где меняется оборудование (без согласования с авторами проектов) на примитивное, но за «бешеные» деньги. В результате устанавливается некачественное оборудование. Два года назад в Калараше установили очистные сооружения, но сегодня это оборудование выдает стоки, которые не соответствуют нормативу. В Будештах после установки новой станции очистки канализационные запахи не исчезли.

В Костештах одна компания предложила оборудование за 178 тыс. евро, включая НДС. А местная власть выбрала оборудование за 438 тыс. евро без НДС. При этом в первом случае и показатели качества очистки были выше в разы, и электроэнергии оно потребляет на 70% меньше. Странный выбор, не правда ли? По нашим сведениям, «откаты» на таких проектах составляют по 100-200 тыс. евро.

Деньги – под ногами

Но и винзаводы не располагают очистными сооружениями. Так, винзавод в с. Кирсова, запустивший спиртовое производство, сбрасывает в реку Ялпуг промышленные сточные воды, которые потом попадают в озеро Ялпуг. Ему дали каникулы по установке очистных сооружений на два года. Технический проект был разработан, но не внедрен до сих пор, а завод в течение двух лет ежесуточно сбрасывает в окружающую среду по 20 куб. м барды. А по ночам сливает из накопителей жидкость черного цвета в реку Ялпуг. Интересно, почему экологи разрешили такие каникулы?

Многие клиенты просят разработать проект очистных сооружений, но подешевле. Однако экономить можно по-другому – используя для технических нужд воду от очистных сооружений, а не питьевую. Также она пригодна для полива, что в условиях засухи очень актуально. Но в таком случае нечего будет украсть.

Что мы оставим после себя?

Складывается впечатление, что многочисленные люди, имеющие отношение к стокам, живут в Молдове временно и не рассматривают нашу страну для жизни своих детей и внуков. Из-за такого отношения загрязняются грунтовые воды, и как следствие – вода в 86% колодцев в республике не отвечает санитарным требованиям. Это сказывается на здоровье всего населения, всего народа этой страны.

Кроме того, в последнее время появилось много жалоб на то, что в разных населенных пунктах стали подниматься грунтовые воды, т.к. сделали водопроводы, а очистных сооружений и канализации нет. По закону, если строится водопровод, то должна быть и канализация с качественной очисткой стоков. Только почему это не соблюдается?

Ведь главная причина – не в отсутствии денег. Если можно перебирать кучу проектов, на разработку которых тратятся большие деньги, устанавливать некачественное оборудование по завышенным ценам, значит, на всё хватает с лихвой, только ситуация не улучшается. Во что превратятся наши реки через несколько лет? В полноценные канализационные стоки? Сегодня они еще разбавлены чистой водой. А ведь мы пьём воду из этой канализации.




0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Что вы думаете об инициативе президента Франции Эммануэля Макрона открыть в ближайшие месяцы постоянную оборонную миссию в Кишиневе?