Евровидение новостей: 515
Дело Филата новостей: 354
Приднестровье новостей: 1384
Президент новостей: 4005

Структуры финансовых аудиторов – без порядка и эффективности

17 июл. 2015, 16:45   Экономика
6792 1

Структуры финансовых аудиторов – без порядка и эффективности
Фото: euaudit.com

Думитру Барбалат

Правительство 14 июня утвердило регламент об аудиторских подразделениях в структурах публичных органов. До этого времени подразделения действовали на основании временного, типового регламента, утвержденного минфином в июне 2014 года. Понадобилось целых три года, для разработки временного регламента, и еще целый год, чтобы утвердить постоянный регламент Правительством.

В 90-ые годы при Минфине существовали Департамент финансового контроля и Финансовая гвардия. Эти структуры исправно выполняли свои функции, однако со временем Финансовую гвардию, которую неизменно возглавлял человек, первый получивший звание первого генерала Молдовы из рук первого президента страны, – Николай Бивол, ликвидировали. Причина банальна и проста – не сложились личные отношения между тогдашним министром финансов c руководителем фингвардии. А Департамент финансового контроля переименовали в Финансовую инспекцию, которая существует и поныне при минфине. Существовал и высший орган финансового контроля – Департамент государственного контроля, который в декабре 1994 года, был переименован в Счетную палату.

Еще ранее, кто еще помнит, для осуществления финансовых ревизий при министерствах существовали только контрольно-ревизионные управления (КРУ).

В вопросах финансового управления и финансового контроля все очень консервативно, ничего нового пока не сочинили. Все старое, только с новыми названиями. Поэтому, напоминаю, в 1996 году Парламент принял закон об аудиторской деятельности, затем в 2007 году действующий закон отменили и приняли его в новой редакции. В 2010 году принят закон о государственном внутреннем финансовом контроле. А в 2014 году – закон о публичных финансах и бюджетно-налоговой ответственности. Тут, как будто, законодательная миссия минфина закончилась, и необходимо было принять ряд подзаконных актов и мер для обеспечения применения на практике уже действующих законов.

После принятия соответствующих законов во всех структурах публичных органов: центральных и местных - исправно и сразу ввели службы внутреннего аудита, которые непосредственно подчинены первому лицу. Как правило, это службы, в которых сегодня по 2 – 3 аудитора (53% из всех действующих подобных структур), отделы (5%) и даже целые управления (9%). Около 30% публичных органов в свои структуры зачислили только по одному аудитору.

Треть этих аудиторских структур имеют своих начальников, то есть каждый третий аудитор еще и начальник-аудитор. В общей сложности сегодня в эти структуры зачислены порядка 200 аудиторов со статусом госслужащего. В Финансовой инспекции по штату 135 финансовых инспекторов. И в Счетной палате – 160 аудиторов. Итого – 495 финансовых аудиторов и инспекторов.

Согласно закону от 2010 года, Правительство должно было в 3-месячный срок (по предложению минфина) утвердить положение об аудиторских подразделениях в структурах публичных органов. Такой регламент Правительство утвердило на своем заседании только 14 июля т. г. До этого названные подразделения действовали без регламента, затем уже на основании временного регламента, утвержденного минфином в июне 2014 года. Понадобилось три года для разработки временного регламента и еще целый год, чтобы от временного, типового регламента перейти к утвержденному Правительством.

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется (должно осуществляться) Министерством финансов и Лицензионной палатой. Минфин, при содействии Совета по надзору за аудиторской деятельностью, осуществляет сертификацию внутренних аудиторов и ведет их учет в соответствующем реестре. Однако нет доступа к реестру сертифицированных внутренних аудиторов. Совет по надзору за аудиторской деятельностью имеет статус юридического лица и является административным органом, созданным при Минфине. При Совете создана Служба по контролю и проверке, со статусом госоргана, представляющая собой постоянно действующий рабочий аппарат.

Минфин призван разрабатывать единую политику в области аудиторской деятельности. Сегодня существует только Программа по развитию внутреннего финансового публичного контроля на 2014-2017 гг. Нет единого документа о развитии всех категорий аудиторов. Отсутствуют стратегия, концепция и план развития аудиторской деятельности. Согласно итогам выполнения программы развития внутреннего финансового контроля за 2014 год, порядка 80% запланированных мероприятий не выполнены.

По состоянию на начало текущего года, согласно отчету за 2014 год, из всех внутренних аудиторов только 37% сертифицированы. Остальные, пока без соответствующего сертификата, как будто бы не у дел. Но все они – и сертифицированные, и без сертификата, исправно пополнили штат госслужащих и получают зарплату госслужащего.

Кроме указанной категории внутренних аудиторов существуют и частные аудиторские предприятия, и частные предприниматели-аудиторы, деятельность которых лицензирует Лицензионная палата. На сегодня выдано 120 лицензий. Параллельно с Лицензионной палатой учет этой же категории аудиторов ведет и минфин. Правда, в реестре минфина значатся 118 лицензиатов. Как видно, завели две категории аудиторов, с различными правилами регулирования их деятельности – одних лицензируют сроком на 5 лет, других сертифицируют (должны сертифицировать) уже на неограниченный срок.

По закону, все службы внутренних аудиторов должны сотрудничать с внешними аудиторами в целях обеспечения адекватного информирования о проводимой деятельности подразделения внутреннего аудита (именно так сказано в законе). В этом контексте подразделения внутреннего аудита направляют свои годовые планы и отчеты в минфин и в Счетную палату. Нет никакой информации о деятельности частных аудиторов. Они ведь частники.

Следует так же отметить, что категорию внешних публичных аудиторов высшего аудиторского органа – Счетной палаты, согласно закону и в соответствии со своим внутренним положением, палата сертифицирует самостоятельно. При необходимости, аудиторы Счетной палаты могут взаимодействовать с другими аудиторами или профессиональными организациями.

В финансовом плане картина такова: расходы на год только по зарплате финансовых аудиторов и инспекторов составляют 9,5 млн. леев - Финансовая инспекция, 13,5 млн. леев - внутренние аудиты и 15,5 млн. леев - Счетная палата. Итого – 38,5 млн. леев. Деньги, как видно, не малые.

Казалось бы, при такой развитой иерархии всевозможных категорий аудиторов: частных, внутренних и высшей категории в Счетной палате - должен был бы иметь место соответствующий порядок и эффект от использования публичных финансов. Однако, во всех без исключения актах аудита Счетной палаты на протяжении всех последних лет отмечены грубые нарушения со стороны публичных органов.

При таком положении дел, непонятно, чем занимаются службы внутреннего аудита госструктур и каким образом Счетная палата взаимодействует с данной категорией аудиторов. И взаимодействует ли они. А также почему-то частные и внутренние аудиторы подконтрольны, а вот аудиторы Счетной палаты никакому органу не подконтрольны. Вот и гадай, кто должен навести порядок в аудиторских подразделениях, которые сами призваны обеспечить порядок в использовании публичных финансов.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

К какому этносу вы себя относите?