Выборы в Молдове новостей: 4954
Приднестровье новостей: 1395
Президент новостей: 4036
Война в Украине новостей: 5385

Новый закон – для оправдания расходов

8 июл. 2015, 11:30   Общество
9330 1

Новый закон – для оправдания расходов
Фото: newsmoldova.md

Думитру Барбалат

На прошлой неделе Парламент в спешном порядке принял закон о медиаторах в новой редакции. До этого действовал закон, принятый в 2007 году. Чем не угодил действующий закон и почему Минюст, Правительство и Парламент приняли в спешном порядке закон в новой редакции?

Следует отметить, что процедура пересмотра закона Минюстом начата была еще в первом квартале 2011 года в сотрудничестве с программой PNUD. Пересмотр предусмотрен был программой по консолидации публичной администрации в Молдове и решением Правительства по мониторизации ряда законов, в т.ч. закона о медиации. В процессе мониторизации Минюстом были изучены ряд директив и отчетов СЕ (UE), принятые в период 1998-2008, т.е. ко времени принятия еще действующего, предыдущего закона.

В первом квартале 2013 года проект новой редакции закона получил авизы соответствующих министерств и ведомств, затем после изменений и дополнений повторно подвергся авизовки и в декабре 2013 года. В августе 2014 года проект был одобрен Правительством и был направлен в Парламент. Однако Парламент по известным причинам не рассмотрел указанный проект и вернул его Правительству.

В связи с этим Минюст повторно подверг проект авизовки и в конце марта 2015 года представил для рассмотрения Правительству. Проект был одобрен на одном из последних заседаний в июне, передан в Парламент, который будучи в отгуле по случаю выборов, успевает рассмотреть проект в комиссиях и уже 3 июля одобрил закон.

Что нового в новой редакции закона о медиаторах и почему в такой спешке, обойдя другие законы, возможно более важные и нужные, которые ждут свою очередь, был так спешно рассмотрен и принят? Принципиального, почти ничего. Принятый закон усиливает роль Совета медиаторов, который с общественного органа стал уже юридическим публичным органом при Минюсте, с соответствующим бюджетным финансированием.

Члены Совета так же на конкурсной основе будут назначаться Минюстом, но отныне будут уже получать зарплату – по 10% от средней зарплаты по экономике (около 450 лей) за каждое ежемесячное заседание. Что-то наподобие финансирования советников КМС Кишинева. Только советники получают по 2000 лей за одно заседание. Работы по секретариату Совета будет вести Минюст. Каким образом за работу только по одному дню в месяц указанная категория станет госслужащами, еще непонятно.

Предусмотрено, что вместо табеля учета медиаторов теперь Минюст заведет регистр, так как ведение Советом табеля учета было признано неэффективной. Однако, закон также предписывает, что тот же регистр будет вести и Совет медиаторов. Один регистр – два учетчика. Для осуществления практики медиатора необходимо будет пройти обязательные курсы подготовки при Совете, сдать здесь экзамен и уже в Минюсте получить аттестат на неограниченный срок за 450 лей.

Ради таких изменений вряд ли была нужна такая шумиха и лишние бюджетные затраты с мониторизацией, тройной авизацией всеми министерствами, консультацией и пр. Хотя для оправдания расходов эта процедура была нужна. И уж совсем непонятно поведение Парламента, который в таком спешном режиме успел рассмотреть проект и утвердить новый закон.

По состоянию на конец 2014 года в табеле учета были зарегистрированы 345 медиаторов. Сейчас их уже 510. Медиаторы за 4 года приняли участие всего в 74 процессах: 15 – в 2011 году, 12 – в 2012 г., 10 – в 2013 г. и 37 – в 2014 г. То есть и бурной деятельности на этом направлении не наблюдается. Вот и гадай, что послужило поводом для спешного принятия новой редакции закона о медиации.

Принципиально только то, что Минюст начинает практиковать новую форму взаимоотношений при осуществлении госрегулирования определенной практики. Совет медиаторов – уже публичное юридическое лицо при Минюсте с бюджетным финансированием. Деятельность адвокатов, нотариусов, судебных исполнителей, администраторов по несостоятельности, судебных экспертов и переводчиков координируется соответствующими Союзами, Объединениями и Комиссиями – общественными организациями, и Минюстом – органом центральной публичной власти.

Для всех видов профессий и юридических услуг в структуре Минюста также предусмотрено и специализированное управление, в состав которого входят отделы: нотариата, переводчиков, судебных исполнителей, медиаторов и профессий юридической помощи. Всего 14 чиновников, из них 5 начальников.

И последнее: и в 2007 году, и сейчас, оба проекта законов о медиации в Парламент от имени Правительства представлял один и тот же замминистра юстиции, который смог и тогда, и сейчас мотивировать необходимость принятия соответствующих законов. И главное – его поняли!

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

К какому этносу вы себя относите?