X 
Выборы в Молдове новостей: 4943
Приднестровье новостей: 1438
Президент новостей: 4042
Война в Украине новостей: 6264

CМИ: В Молдове назревает «ВОСТОЧНЫЙ ПОВОРОТ»

19 фев. 2014, 10:18   Общество
20966 16
Фото: apm.md
Число сторонников сближения с Россией нарастает в одной из самых бедных постсоветских стран – Молдове. Соответствующие данные обнародовали социологи, которых никак нельзя заподозрить в пророссийской ангажированности.

В независимой Молдове стало гораздо больше тех, кто желает вступления республики в Таможенный союз, и существенно меньше тех, кому хочется вступить в Европейский союз. Об этом говорят данные социологического исследования, проведенного по заказу Словацкой атлантической комиссии (Slovac Atlantic Commission – SAC). Опрос проводился с 19 октября по 7 ноября 2013 года. Погрешность опроса 3%.

Нет, нельзя сказать, что вся Молдова дружно хочет в Таможенный союз. Сторонников евроинтеграции в республике все еще много – 44,3%. Однако четыре года назад таковых было 55%. Причем снижение зафиксировано не какими-нибудь «агентами Кремля» – вполне себе евроориентированными социологами. Сам исследовательский проект называется «Расширение европейского диалога в Молдове», и реализовывался он по заказу европейской организации.

И что вышло? 44,3% респондентов выбрали ЕС, 40,4% – ТС, 10,4% не определились. С учетом трехпроцентной погрешности получается, что сторонников и противников евроинтеграции в Молдове поровну. А ведь в 2009 году 55% граждан выбирали ЕС и лишь 30% – ТС. К тому же при варианте вопроса, допускающем одновременное сотрудничество с ЕС и с ТС, 31,8% опрошенных выбрали Европу, 35,9% – ТС, а 25% респондентов предпочли бы совмещать сотрудничество и с Западом, и с Востоком. При этом больше трети (35%) опрошенных полагают, что сотрудничество Молдовы с ЕС скорее соответствует интересам Евросоюза, чем Молдовы.

И еще: 42,6% опрошенных считают, что ЕС воспринимает Молдову как второсортного партнера, поскольку считает ее безвольным (45%), слабым (82%), зависимым (46%) и недемократическим (34%) государством. На 23% сократилось число тех, кто считает проект Евросоюза «Восточное партнерство» основанным на взаимном доверии; 42% полагают, что в «Восточном партнерстве» больше разговоров, нежели действий; 33% указывают на низкие темпы сближения с ЕС.

Что же случилось? Откуда такой поворот? Сами авторы исследования кивают на действия правящей коалиции. Директор «Ассоциации за демократию через участие» (ADEPT), проводившей опрос, Игорь Боцан заявляет: «Это происходит в первую очередь из-за того, что граждане недовольны правящей проевропейской коалицией. Их ожидания от укрепления в 2009 году курса на европейскую интеграцию были очень высокими, но ощутимый прогресс отсутствует на фоне экономических трудностей и высокого уровня безработицы, что способствует разочарованию... При этом Таможенный союз, наоборот, рассматривается как модель, которая потенциально может способствовать быстрому установлению стабильности, достижению процветания и безопасности».

Прежде всего, выяснилось, что даже полное включение в состав ЕС не приносит «молодым демократиям» зримых выгод. Причем выяснилось на примерах совсем близких: румынском и болгарском. В Молдове увидели, что две соседние страны, приложившие массу усилий, чтобы «попасть в Европу», в европейской «семье» числятся в бедных родственниках. А сама Молдова при этом расценивается как бедная родственница Румынии... Чего же стоит ожидать бедной маленькой республике, к тому же не граничащей с Россией – и не представляющей военного интереса?

Второе, что обнаружилось в последние годы, – европейская требовательность. ЕС ставит претендентов на членство в очень жесткие рамки, ничего не обещая. Проевропейская коалиция всячески старается удовлетворить эту требовательную даму, получая в краткосрочной перспективе большие проблемы, а в долгосрочной – полную неопределенность. Так что разочарование во власти есть результат разочарования в евроожиданиях. То есть тут молдавский аналитик меняет местами причину и следствие.
То же самое и с коммунистами: Таможенный союз не потому стал популярнее, что коммунисты выступили за него, а коммунисты повернулись к ТС, поскольку он стал популярнее. А популярнее «восточный вектор» стал потому, что перспективы яснее и привлекательнее. Евразийский рынок куда доступнее для молдавских виноделов, чем европейский. И чем больше выявляется проблем с Европой, тем чаще Молдова смотрит на Восток...

Ну и последнее – не по значению – пример северного соседа. Бушующий уже несколько месяцев евромайдан пугает не только многих граждан Украины. Небольшую «оранжевую революцию» Кишинев уже пережил несколько лет назад, и вряд ли у большинства населения Молдовы есть желание повторить этот опыт. Тем более с мордобойными новациями, каковые являет Киев, осажденный «бандеровцами».

Все это, разумеется, не значит, что Молдова не сегодня, так завтра станет преданной союзницей России. Пока силы симпатизантов Запада и Востока примерно равны, а активность европейского лобби заметно выше, чем политиков, ориентированных на Москву. Собственно, последних настолько мало, что их можно не считать. Но процесс пошел, и сдвиг в массовом сознании очевиден: Молдова уже не с таким вожделением смотрит за Прут и на Сирет. Стало быть, расстановка фигур на «великой шахматной доске» вскоре может поменяться.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

К какому этносу вы себя относите?