X 
Выборы в Молдове новостей: 4960
Приднестровье новостей: 1398
Президент новостей: 4043
Война в Украине новостей: 5413

Центральное самоуправство вместо местного самоуправления

15 янв. 2014, 17:40   Политика
8429 2
Фото: businessmagazine.ro
Ксения Флоря

В 2014 году, согласно первоначальным планам правительства и настоятельным рекомендациям Совета Европы, в РМ должна была произойти, как выразился бывший министр финансов Вячеслав Негруца, “небольшая революция в области местных публичных финансов”. С 1 января 2014 года местные власти должны были получить бОльшую финансовую автономию, что значительно ослабило бы их зависимость от центра.

Но какая власть в ясном уме и твердой памяти в предвыборный год станет отказываться от старой доброй политической дубинки, позволяющей эффективно воздействовать на настроения на местах. Правящая в Молдове коалиция альтруизмом не страдает. Поэтому снимать финансовую удавку с регионов в 2014 году парламентское большинство категорически отказалось. Более того, вместо обещанной правительством децентрализации, финансовая удавка на шее местных органов власти еще туже затянулась.

О революционных планах…

Двигателем “небольшой революции” в сфере местных публичных финансов должен был стать переписанный закон с одноименным названием.
По молдавским меркам разработанные поправки действительно выглядели революционными. Во-первых, было предложено отказаться от трехступенчатой финансовой вертикали “центр - районы/муниципалитеты – города/села”.

Если сейчас трансферты из госбюджета сначала перечисляются районам (муниципиям), которые потом по своему усмотрению распределяют полученные средства находящимся в их подчинении городам и селам, то по новому варианту закона средства из госбюджета должны были напрямую направляться примэриям.

Такой прямой способ бюджетного взаимодействия, во-первых, обеспечивает предсказуемость и стабильность трансфертов примэриям. Во-вторых, гарантирует их финансовую независимость от районов. Что особенно актуально, когда большинство в райсовете принадлежит, допустим, одной партии или группе партий, а во главе примэрии какого-нибудь села находится представитель конкурирующего политформирования.

Помимо этого, поправки в Закон о местных публичных финансах предусматривали изменение самой системы трансфертов и расширение фискальной автономии местных органов публичной власти первого уровня (села, города, коммуны).

Сейчас собранный на местах подоходный налог с физических лиц полностью остается в местных бюджетах второго уровня (районы и муниципалитеты). Авторы законопроекта предложили, чтобы 75% подоходного налога оставались в бюджетах сел и коммун, а в районы или бюджет Гагаузской автономии направлялось 25% собранных по этой статье средств.

В Кишиневе и Бельцах по новой формуле должно было оставаться 45% собранного подоходного налога, остальные средства – перечисляться в т.н. Фонд финансовой поддержки административно-территориальных единиц.

Перераспределение было предложено провести и по другим налогам – например, подоходному налогу с юридических лиц, НДС на товары и услуги, произведенные и оказанные на территории Гагаузии или по акцизам на подакцизные товары, произведенные на территории Гагаузии.

Руководство автономии, а также примэрии Кишинева и Бельц, естественно, возмутились. Кишиневский генпримар Дорин Киртоакэ даже пригрозил дойти до Конституционного суда (правда, потом его позиция кардинально изменилась).

Но это не помешало парламенту рассмотреть и принять поправки в Закон о местных публичных финансах на одном из последних заседаний весенне-летней сессии-2013 сразу в двух чтениях с тем, чтобы в сентябре к ним вернуться, внести ряд поправок редакционного характера и утвердить в окончательном чтении.

… И о том, как их “продинамили”

Однако осенью с поправками в Закон о местных публичных финансах стали происходить странные вещи. Принятие документа в окончательном чтении регулярно откладывалось. Представители партий власти вдруг стали в унисон утверждать, что примэрии городов и сел еще не готовы к новому механизму финансирования. Что немедленное внедрение данных нововведений погрузит местные власти в хаос. Что не мешало бы сначала обкатать данные новшества в нескольких отобранных районах в виде пилотных проектов и т.д. и т.п.

“Этот закон – интегральный. Система рассчитана на национальный уровень с вычислением и с проведением всех этих финансовых потоков только через центральный уровень. Тут пилотирование в отдельных коммунах или в отдельных районах не имеет никакого смысла. Абсолютно. Это просто отговорка, чтобы как-то попытаться оправдать свой отказ от принятия данного радикального и ключевого закона”, - заявил тогда один из разработчиков поправок в Закон о местных публичных финансах, координатор программ Конгресса местных властей РМ Александр Осадчий.

Да и министр финансов Анатолий Арапу при рассмотрении правительством проекта бюджета-2014 случайно проговорился: фактически, сказал он, минфин и местные органы власти разработали два варианта бюджета – с внедрением новой версии Закона о местных публичных финансах и без. То есть, все расчеты для финансовой децентрализации регионов на тот момент давно уже были готовы.

Однако парламентское большинство категорически отказывалось отпускать местные органы власти в свободное финансовое плавание в предвыборном 2014 году. На категоричность властей не смогли повлиять ни рекомендации Совета Европы, поступившие в адрес правительства РМ и предусматривающие принятие новой версии Закона о местных публичных финансах с условием, что он заработает с 1 января 2014 года. Ни акции протеста примаров и председателей районов (одна из них “в поддержку демократии и децентрализации” даже была проведена в Страсбурге). Ни угроза лишиться части зарубежной помощи: одним из доноров, финансировавших разработку поправок в Закон о местных публичных финансах, было правительство Швеции, которое намеревалось продолжить финансирование и при внедрении данного документа. Однако из-за проволочек и открытого нежелания молдавских властей предоставлять финансовую автономию территориям, шведская сторона от своих планов отказалась.

Злополучные поправки в Закон о местных публичных финансах парламент в окончательном чтении в конце прошлого года все-таки принял. Но постановил, что внедряться новая система финансирования регионов будет весьма оригинально: полноценно новый вариант Закона о местных публичных финансах заработает лишь после парламентских выборов (с 1 января 2015 года), а для 2014 года будут отобраны четыре района, в которых новая система финансирования территорий будет обкатана в виде пилотных проектов.

“Контрольный выстрел”

Отказав местным властям в финансовой автономии, парламент под занавес 2013 года преподнес им еще один неприятный сюрприз. Его инициатором выступили либеральные демократы. Вернее, депутат от ЛДПМ Александр Чимбричук.

Накануне Нового года, на последнем заседании осенне-зимней сессии, законодательный орган в одностороннем порядке, без консультаций с местными органами власти, постановил отменить ряд местных налогов, а к оставшимся применить принцип плафонирования. То есть, установить максимально возможные ставки. И это в то время, когда уже были сформированы, а во многих населенных пунктах и утверждены, местные бюджеты на 2014 год.

К примеру: утвержденный парламентом документ устанавливает ставку сбора за наружную рекламу в размере 300 леев за один квадратный метр, в то время как в Кишиневе действует ставка в 500 леев, на основе которой и была сверстана соответствующая статья доходов столичного бюджета-2014. Годовой налог для владельцев казино был определен в размере 10 тыс. леев, в то время как кишиневские власти рассчитывали на 150 тыс. леев. “Из-за “крышевания” этого бизнеса в бюджет Кишинева не поступит около 25 млн леев”, - подсчитала глава столичного управления финансов Вероника Херца.

Возмущенные представители местных органов власти говорят, что депутаты своим решением не только нанесли существенный урон итак испытывающим острую нехватку средств местным бюджетам, но и откровенно пролоббировали интересы крупного бизнеса в территориях. “Прочитайте новый закон. В нем уравняли всех: магазины площадью 50 кв. м и 5 тыс. кв. м, бани, бассейны и сауны, автомастерские, бензозаправки, газетные киоски и школьные буфеты. Это, по-вашему, справедливо?”, - написала в социальных сетях примар Сорок Елена Боднаренко.

В Конгрессе местных властей подсчитали, что предновогоднее решение парламента обойдется местным бюджетам в 200 млн недополученных леев. Кишинев, например, может недополучить 40 млн, Бельцы – 10 млн, Кагул – 6,5 млн, Оргеев – 4,3 млн, Сороки – 1,3 млн, Дрокия – 700 тыс. леев. Некоторые примэрии уже направили письма в правительство и парламент с требованием возместить финансовые потери. А либералы Михая Гимпу обратились в Конституционный суд – в связи с грубым нарушением принципа самостоятельности и автономии местного самоуправления.

В итоге, активно продвигавшая данные поправки ЛДПМ (примар Сорок утверждает, что у депутата Чимбричука в этом деле был свой бизнес-интерес) была вынуждена протрубить отбой. Ссориться с местными властями в преддверии выборов все-таки самоубийственно.

На днях ЛДПМ объявила о своей готовности обсудить сложившуюся ситуацию и, если понадобится, внести очередные поправки в действующее законодательство. “То, что ЛДПМ сейчас выступает с подобным заявлением, с одной стороны, абсолютная безответственность. Это значит, что они проголосовали за этот закон, даже не прочитав его, не проанализировав его последствия. А сейчас, почувствовав резонанс, пытаются заигрывать с органами местного публичного управления, заявляя, что будут пересматривать этот документ”, - прокомментировала намерение либерал-демократов постфактум обсудить с примарами скандальные поправки Елена Боднаренко.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

К чему приведут поправки в Уголовный кодекс, расширяющие понятие государственной измены?