X 
Выборы в Молдове новостей: 4954
Приднестровье новостей: 1395
Президент новостей: 4036
Война в Украине новостей: 5389

Приднестровский "Гордиев узел" должен быть разрублен

29 окт. 2013, 14:45   Общество
2702 0
Фото: europalibera.org
В канун Международной конференции по приднестровскому урегулированию в немецком городе Ландсхуте, организованной Миссией ОБСЕ в Молдове, ее руководитель, посол Джениффер БРАШ дала эксклюзивное интервью агентству "Инфотаг".

Часть II

"И.": Вы принимали участие в переговорах в формате "5+2", какие впечатления у Вас сложились? Насколько переговорщики готовы, на Ваш взгляд, к принятию политических решений? Ведь минуло уже пять раундов общения, а результат – единственное работающее Соглашение по железнодорожному транспорту?

Д.Б.: Выше я говорила, что были и другие достижения в переговорном процессе. У нас есть два подхода к переговорному процессу.

ПЕРВЫЙ – это вопрос политического статуса, который не обсуждается до той поры, пока стороны не восстановят доверие друг к другу.

ВТОРОЙ подход: если мы не знаем, какого статуса для будущего формирования мы хотим добиться, то как можно строить доверие? Безусловно, эти процессы должны идти параллельно... С одной стороны, мы должны укреплять меры доверия, а с другой – представлять себе, каким же будет этот статус. Определенно, что тот статус, о котором окажутся способны договориться стороны, станет более высоким в смысле децентрализации власти, чем формально имеющийся сейчас в РМ.

Эти полтора года в качестве посла я провела в поездках по Молдове. И я увидела, что власти на местах – в коммунах, селах и городах – могут эффективно решать свои проблемы в расчете на то, что внедрение принципа "децентрализации" коснется в этом смысле не только Приднестровья, но и других административных единиц в РМ. Помимо перераспределения полномочий, я хотела бы видеть в Молдове равное соблюдение гражданских прав и свобод всех ее жителей, вне зависимости от их этнической, языковой или религиозной принадлежности. Молдова лежит на пересечении латинской, славянской и тюркской цивилизаций, и для меня лично в этом очарование вашей страны. И я хотела бы, чтобы это же ощущение прочно закрепилось в сознании граждан РМ.

"И.": Как Вы думаете, когда переговоры сосредоточатся на статусе Приднестровского региона и почему Тирасполь отказывается от дискуссий по "третьей корзине" вопросов, которые касаются непосредственно политического статуса Приднестровья в составе РМ?

Д.Б.: Любой вопрос, который мы обсуждаем в рамках переговорного процесса "5+2", по определению является политическим и в какой-то мере влияет на статус Приднестровья. Это краткий, но, думаю, полный ответ на ваш вопрос.

"И.": Почему, по Вашему мнению, не решается сугубо гуманитарный вопрос – ликвидация подвесной дороги в Рыбнице?

Д. Б.: Кроме того, что я являюсь послом, представляющим 57 стран, входящих в ОБСЕ, я еще и гражданка США. И я верю в партнерство между частным и государственным секторами. Названная канатная дорога частично принадлежит частной компании "Лафарж". И она была готова провести экспертизу стоимости демонтажа. Но российская сторона в лице Министерства по чрезвычайным ситуациям выполнила свою техническую оценку, и мы приветствуем ее желание взять на себя решение этой проблемы.

Но я согласна с теми высказываниями, в которых осуждалась излишняя политизация вопроса демонтажа. Он мог быть произведен по договоренности администраций городов – на уровне мэров, без вовлечения такого высокого уровня представителей, как министерства и правительства.

"И.": ОБСЕ активно продвигает несколько проектов по ликвидации особо опасных препаратов на предприятиях в РМ и Приднестровье. Каковы их результаты и будут ли продолжены эти начинания в 2014-2015 гг.?

Д.Б.: Мы очень довольны успешностью данного начинания. Сейчас выявление, вывоз и утилизация пестицидов и радиоактивных веществ осуществляется в рамках совместного проекта, к которому подключились представители Приднестровья и специалисты одной из германских частных компаний.

По цифрам на конец октября это выглядит следующим образом: 105 тонн. Однако даже и через 1,5 года объемы ядовитых веществ, которые были завезены в советские времена в регион, нас потрясают. Не представляю, что здесь задумывалось сделать... Их не становится ощутимо меньше. У экономических агентов в Приднестровье мы все еще находим их залежи. С ионизирующими источниками ситуация лучше, чем с пестицидами, но все равно положение непростое. Миссия ОБСЕ очень надеется довести этот проект до успешного завершения.

"И.": Как Вы считаете, вывод российских войск из Приднестровья – это обязательное условие для урегулирования приднестровской проблемы?

Д.Б.: Я не фокусируюсь на выводе вооружений и ограниченного военного контингента. Моя задача – разрешение конфликта. Всеобъемлющее и бесповоротное.

"И.": Миротворческая операция на Днестре многократно обсуждалась на разных уровнях. На Ваш взгляд, она эффективна, или ей пришло время искать альтернативу?

Д.Б.: Повторю, что миротворческая операция – это формула сохранения мирного сосуществования. Свою задачу, как глава Миссии ОБСЕ в Молдове я вижу шире – разрешение конфликта на Днестре. На миротворцев, и, думаю, для вас это не секрет, смотрят двояко.

С одной стороны, за 21 год проведения операции – один погибший человек, и это несравнимо меньше, чем, скажем, в Нагорном Карабахе или Южной Осетии, приравненных по статусу к приднестровскому конфликту. Но здесь и не было той волны насилия, что накатывается на названные мной регионы не одного поколения, той суммы противоречий, что существует там.

Второй момент: как мать, я не считаю нормальным, что мой ребенок, а значит и тысячи детей на обоих берегах Днестра воспитываются, глядя на вооруженного человека. Это нехорошо. Думаю, что, как и большинство матерей, я хотела бы, чтобы мой ребенок спокойно и безопасно передвигался в своей стране.

"И.": Как бы Вы объяснили позиции Кишинева и Тирасполя к "военным миротворцам" на Днестре, ведь они противоположны и взаимоисключающие друг друга. РМ хочет замены "военных миротворцев" международными гражданскими силами под эгидой ООН или ОБСЕ, а Приднестровье настаивает на российских миротворцах?

Д.Б.: Я верю, что этот конфликт можно решить, и он будет решен! Не могу сказать, когда именно. Это может произойти не очень скоро, потому как проблема действительно сложная. В урегулировании данного конфликта, наряду с имеющимися механизмами, необходимо сделать так, чтобы интерес общественности к этой теме возрос. Для решения конфликта с обеих сторон нужны политически мудрые люди, способные просчитывать будущее своей страны на 20-30 лет вперед. Так бы я их назвала. Так вот эти политические мудрецы должны хотеть и быть способными урегулировать конфликт между двумя берегами Днестра, а граждане-налогоплательщики должны активно требовать от своих лидеров вкладывать необходимые ресурсы и проявлять политическую волю для воссоздания единой, мирной и благополучной страны.

"И.": Спасибо за интервью.


0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

К какому этносу вы себя относите?