Приднестровье новостей: 1352
Акция протеста новостей: 1631
Война в Украине новостей: 5224
Евровидение новостей: 497

“Особая миссия” Турнбьёрна Ягланда в Молдове

29 мая. 2017, 11:27   Политика
20703 3

Ксения Флоря

Во вторник, 30 мая, в Кишинёв с официальным двухдневным визитом прибудет генеральный секретарь Совета Европы Турнбьёрн Ягланд.

Тот самый, который в 2015 г. опубликовал разгромную статью в The New York Times, назвав Молдову “захваченным государством” и “страной, находящейся на краю пропасти”.

Официально Турнбьёрн Ягланд приезжает для запуска нового Плана действий Совета Европы в отношении Республики Молдова на 2017-2020 гг. Однако, как отмечает политический аналитик, бывший постпред РМ в Совете Европы Алексей Тулбуре, это далеко не первая программа сотрудничества нашей страны с СЕ, но до сих пор генсеки Совета Европы никогда не приезжали в Молдову для того, чтобы официально благословить её запуск. “Значит, появилась политическая необходимость в приезде Ягланда к нам”, - считает Алексей Тулбуре.

“Особые миссии” Турнбьёрна Ягланда

Последний раз Турнбьёрн Ягланд был в Кишинёве семь лет назад. В июне 2010 г. он экстренно прибыл в Молдову для того, чтобы вмешаться в политический кризис и поспособствовать его преодолению.

Тогда из-за постоянных провалов попыток избрать президента в парламенте над законодательным органом нависла очередная угроза роспуска. “Альянс за евроинтеграцию” категорически не желал этого, выдумывая всё новые способы оттянуть неизбежное. Сначала в законодательство были внесены поправки о том, что парламент может распускаться только один раз в календарном году. Потом в АЕИ решили провести референдум по изменению ст. 78 Конституции о порядке избрания президента и переходе к всеобщим выборам главы государства.

Венецианская комиссия Совета Европы высказалась категорически против проведения такого референдума: молдавская Конституция не предусматривает возможности своего изменения посредством всенародных плебисцитов, значит, менять её можно только в парламенте. Согласно заключению Венецианской комиссии, Парламент Республики Молдова текущего созыва следовало распустить после 16 июня 2010 г.

Но тут 3 июня в Кишинёв прилетает Турнбьёрн Ягланд, встречу с которым Мариан Лупу назвал “сверкой часов с высоким европейским чиновником”. Итогом переговоров лидеров АЕИ с генсеком Совета Европы стала единая позиция “Альянса за евроинтеграцию” по вопросу парламентских и президентских выборов: референдум по процедуре избрания президента пройдёт в сентябре 2010 г., досрочные парламентские выборы – в ноябре. Если на референдуме избиратели выскажутся за всеобщее избрание главы государства, то в ноябре вместе с парламентскими пройдут и президентские выборы.

То есть тогда, летом 2010 г., генсек Совета Европы фактически дал по рукам своей собственной структуре - Венецианской комиссии Совета Европы, по сути, разрешив правящей в Молдове коалиции в очередной раз “чуть-чуть” нарушить Конституцию. “Турнбьёрн Ягланд, дважды избиравшийся генеральным секретарём Совета Европы, – довольно специфический руководитель. Он больше политик, нежели чиновник. Ягланд считает и он это демонстрировал неоднократно, что есть политические ситуации, когда можно обойти какие-то вещи”, - отмечает Алексей Тулбуре.

В следующий раз Турнбьёрн Ягланд громко отметился в связи с кризисной ситуацией в Молдове в августе 2015 г. Тогда он опубликовал в The New York Times разгромную статью о нашей стране, назвав её “захваченным олигархами государством”, “страной, стоящей на краю пропасти”, особо отметив высокий уровень коррупции в молдавской власти.

“Молдова должна подумать о безопасности своей демократии. Вместе со срочными мерами в отношении банков правительство должно незамедлительно начать устранение коррупционных чиновников из госинститутов. Начать можно с расследования деятельности десятков судей, обвинявшихся в вопиющих злоупотреблениях. Правоохранительные органы должны сделать всё возможное, чтобы арестовать ответственных за крупную банковскую аферу”, - говорилось в статье генерального секретаря Совета Европы, которую молдавские эксперты тогда назвали “беспрецедентным по жёсткости политическим сигналом для Кишинёва”.

“Этот материал появился не случайно. Я считаю, что это была скоординированная позиция Совета Европы и Евросоюза, - говорит Алексей Тулбуре. – Вспомните лето 2015 г.: в Молдове был очередной правительственный кризис - правительство Кирилла Габурича уходит в отставку, Евросоюз замораживает нам финансирование, внешние партнёры выдвигают целый ряд требований, в том числе о проведении расследования по краже миллиарда, привлечении к ответственности лиц, виновных в финансовом кризисе. Партнёры по развитию требуют, чтобы высокопоставленные чиновники, обвиняемые в коррупции, предстали перед судом. Начинаются массовые антиправительственные выступления. Думаю, что в этих условиях Турнбьёрну Ягланду поручили или разрешили попугать наши власти – вынести им предупреждение.

Генеральный секретарь Совета Европы – лицо более свободное, чем чиновники Евросоюза. Совет Европы, в отличие от ЕС, не даёт денег, решения его структур носят рекомендательный, а не обязательный характер. А это значит, что у Турнбьёрна Ягланда более развязаны руки, и он может сказать то, что не могут сказать, например, Юнкер или Могерини. Если бы с жёсткими заявлениями выступили руководители Евросоюза, за их словами должны были последовать какие-то финансовые или институциональные решения. Думаю, что и сейчас Турнбьёрн Ягланд приезжает в Молдову совсем не для того, чтобы официально запустить новый План действий Совета Европы в отношении Республики Молдова. Появилась политическая необходимость в его приезде, и эта миссия наверняка согласована с руководящими лицами Европейского союза”.

Зачем Ягланд приезжает в Молдову?

То, что генеральный секретарь Совета Европы прибывает в Кишинёв совсем не с протокольным визитом, уверен и экс-замминистра иностранных дел, директор Института дипломатических, политических исследований и вопросов безопасности Валерий Осталеп.

“У нас в ближайшее время по европейской линии будут проходить определенные процессы, - отмечает он. – В июне Венецианская комиссия должна высказаться по проекту изменения избирательной системы в Молдове. Также в июне Европарламент должен определиться – выделять нашей стране макрофинансовую помощь в размере 100 млн евро или не выделять. Как мы все знаем, европейские депутаты, вновь заговорившие о Молдове как о “захваченном государстве” и озаботившиеся происходящими в стране процессами, включая изменением избирательной системы, решили на месяц отложить принятие решения о выделении этих средств. Кроме того, у нас ожидается кардинальное изменение структуры правительства, и происходят весьма серьёзные процессы с местной властью: один мэр находится под домашним арестом, другой задержан, третий вынужден был уехать за пределы страны. Всё это заботит внешних партнёров. Поэтому, уверен, что нынешний визит генерального секретаря Совета Европы в Молдову будет знаковым, и в ходе него мы услышим очень много интересного”.

Алексей Тулбуре не исключает, что в ходе переговоров и консультаций (а в программе визита Ягланда - встречи с президентом, председателем парламента, премьер-министром, лидерами политических партий, включая непарламентские, председателем Конституционного суда и т.д.) Турнбьёрн Ягланд за закрытыми дверьми будет требовать от молдавских политиков отказа от смешанной избирательной системы. По некоторым данным в Евросоюзе и Совете Европы настроены категорически против изменения системы голосования в РМ и политического сговора ведущих политических партий страны.
Валерий Осталеп в свою очередь считает, что у генсека Совета Европы, который, скорее всего, везёт в Кишинёв объединённые требования Страсбурга и Брюсселя, будут “очень конкретные замечания, и он их выскажет в открытой форме”. “Думаю, что у господина Ягланда уже заготовлено 2 или 3 бумаги для итогового заявления. Какую из них он вытащит – зависит от исхода переговоров в Кишинёве, особенно с Демократической партией. Так что самое интересное в этом визите – что скажет генеральный секретарь Совета Европы в самом конце”, - говорит эксперт.

Он не исключает того, что нынешний визит Турнбьёрна Ягланда может стать определённым водоразделом в отношениях официального Кишинёва с европейскими структурами: “Либо после визита генсека Совета Европы произойдёт определенная стабилизация - мы встанем на путь примирения, и в качестве кредита доверия Евросоюз нам всё-таки даст денег. Либо мы войдём в период обострения отношений с европейскими партнёрами, в зону серьёзнейшей турбулентности с Европейским союзом. Поэтому визит Турнбьёрна Ягланда в Кишинёв и может стать знаковым для нашей политики”.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Что вы думаете об инициативе президента Франции Эммануэля Макрона открыть в ближайшие месяцы постоянную оборонную миссию в Кишиневе?