Выборы в Молдове новостей: 4944
Президент новостей: 4025

В Африке обнаружены следы древнейших ледников в истории Земли

15 июл. 2023, 5:00   Наука и IT

Геологи из США и ЮАР обнаружили на юге Африки первые свидетельства того, что примерно 2,9 млрд лет назад Земля могла быть практически полностью покрыта льдом.

Об этом в среду сообщила пресс-служба Европейской ассоциации геохимии (EAG). Работа ученых описана в статье в журнале Geochemical Perspectives Letters, передает nauka.tass.ru

"Мы обнаружили рядом с золотыми приисками в ЮАР великолепно сохранившиеся ледниковые отложения. Эта область - одна из немногих, дошедших до наших дней практически неизменной с ранних времен. Эти отложения представляют собой окаменевшие морены, по сути, обломки пород, которые оставил за собой тающий и отступающий ледник", - сообщил профессор Орегонского университета в Юджине Илья Биндеман, чьи слова приводит пресс-служба EAG. Биндеман подчеркнул, что это древнейшие моренные отложения из когда-либо изученных.

Ледниковые отложения были найдены под крупнейшим месторождением золотой руды в мире - Витватерсранд. Оно расположено к юго-западу от столицы ЮАР Йоханнесбурга. Ученые взяли образцы породы, по внешнему виду похожей на ледниковую, и сравнили количество разных изотопов в ее составе.

Они провели анализ трех изотопов кислорода - 16O, 17O, и 18O. Это молекулы кислорода с немного разной массой, их номера отражают разное суммарное число протонов и нейтронов в ядре атомов. Анализ помог подтвердить, что наносы обломков были сделаны именно ледниками: исследователи нашли очень мало кислорода-18 и много кислорода-17 в этих породах, что говорит о минусовых температурах, в которых те формировались.