Выборы в Молдове новостей: 4943
Президент новостей: 4042

Обнаружена первая во вселенной галактика без темной материи

1 апр. 2018, 1:30   Наука и IT

Первая галактика без темной материи обнаружена американскими астрономами. Открытие заставлет по-новому взглянуть на эту загадочную неуловимую субстанцию и пересмотреть взгляды на образование галактик.

Необычная галактика, обнаруженная астрономами, заставила ученых по-новому взглянуть на природу темной материи – загадочной субстанции, которая составляет значительную часть Вселенной.

Разгадка природы темной материи – одна из важнейших нерешенных задач современной астрофизики. Темная материя – форма материи, чье присутствие во Вселенной фиксируется только благодаря ее взаимодействию с видимой, так называемой барионной материей.

История открытия этой загадочной субстанции восходит с первой половине XX века. Еще в 30-х годах прошлого века работавший в США швейцарский астроном Фриц Цвикки заметил, что в самых крупных известных на тот момент структурах Вселенной — скоплениях галактик — чего-то не хватает. Отдельные галактики в этих скоплениях двигаются так быстро, что суммарной массы составляющих их звезд не хватало бы, чтобы удержать систему связанной, и, если бы не какая-то «скрытая масса», эти скопления давно бы разлетелись в разные стороны.

Что удерживало галактики от разлета, Цвикки не знал и так и не узнал до конца своей жизни. Это могли быть не превратившиеся в звезды газ, пыль, какие-то другие слабо светящиеся объекты. Никаких указаний на природу вещества не было, а встречалась оно, казалось, лишь в галактических скоплениях.

Загвоздка возникла и при наблюдении звезд внутри ближайших к нам галактик, например – Андромеды. Кеплеровская динамика предполагает, что при удалении от центра галактики звезды должны вращаться медленнее, однако наблюдения показывают, что большинство спиральных галактик устроены иначе: скорости звезд в них почти не зависят от расстояния до центра, как если бы их что-то дополнительно тянуло к центру.

Дальнейшие наблюдения лишь доказывали существование аномалии, и сегодня расчеты показывают, что порядка 80% масс всей вселенной приходится на эту странную темную материю.

Считается, что темная материя равномерно заполняет вселенную, и именно ее сгустки в далеком прошлом притягивали к себе обычную барионную материю, которая образовала наблюдаемые сегодня галактики, в том числе и нашу – Млечный путь.

Однако исследование галактики DF2 астрономами под руководством Питера Доккума из Йельского университета, вновь поставило все с ног на голову.

Галактика DF2 расположена в 65 млн световых лет от нас, и относится к так называемым ультра-диффузным галактикам, в которых число звезд чрезвычайно мало по сравнению с обычными. Она настолько неплотная, что сквозь нее видны более далекие галактики.

Исследовав спектр звезд этой галактики, ученые выяснили, что при размере, сравнимом с размерами Млечного пути, эта галактика имеет примерно в 100 раз меньше звезд, чем наша. В абсолютных величинах вся масса звездного населения галактики была оценена всего 200 млн масс Солнца.