X 
Приднестровье новостей: 1423
Война в Украине новостей: 6171
Евровидение новостей: 506
Президент новостей: 4001

Второй тур: сетевой маркетинг Майи Санду

9 ноя. 2016, 12:20   Политика
23882 41

Второй тур: сетевой маркетинг Майи Санду
Фото: protv.md

Ксения Флоря

“Доярки колхоза X, животноводы совхоза Y, шахтеры шахты Z горячо поддерживают последние решения партии и правительства”, - этот приём советской пропаганды сейчас активно применятся перед вторым туром президентских выборов для мобилизации электората. Особенно в этом деле преуспели сторонники “антисистемного” кандидата Майи Санду.

В роли “шахтеров” и “доярок” выступили руководство Союза писателей, Союза театральных деятелей, Союза пенсионеров, Союза журналистов, бывший президент Румынии Траян Бэсеску, экс-кандидаты в президенты Михай Гимпу, Анна Гуцу и Юрий Лянкэ, унионисты, “западная” диаспора, ассоциация “Парламент-90”, так называемый директорский совет “SfatulTarii-2”, ассоциация ветеранов войны 1992 г. Tiras-Tighina, ЛГБТ-сообщество и даже несостоявшийся кандидат в президенты образца 2011-2012 гг., беженец из Сьерра-Леоне Джон Оноже.

Все они говорят, что соперник Майи Санду в борьбе за президентский пост, лидер ПСРМ Игорь Додон - это “абсолютное зло для Молдовы” (Ю. Лянкэ), его нужно “раздавить, как колорадских жуков, на этих выборах” (Д. Киртоакэ) и только победа Майи Санду станет “спасением и путевкой в будущее для всех нас” (А. Нэстасе).

Не проходит и дня без пресс-конференций и призывов проголосовать за “честную и неподкупную Майю”. Когда очень пёстрая публика с совершенно разными интересами дружно поёт одну и ту же песню, это выглядит очень подозрительно и вызывает много вопросов. Создаётся впечатление, что это хорошо организованный и срежиссированный пиар-ход, призванный, с одной стороны, продемонстрировать на последней стометровке массовость поддержки “антисистемного” кандидата, а с другой, - максимально накрутить электорат.

Об “ангелах” и “демонах”

Последний перед вторым туром президентских выборов социологический опрос (его с 1 по 5 ноября проводила Ассоциация социологов и демографов) показал, что разница в 10% между Игорем Додоном и Майей Санду никуда не исчезла. Более того, во втором туре явка избирателей даже может снизиться, что категорически не устраивает Майю Санду, которой для победы нужна максимальная мобилизация электората. Поэтому перед 13 ноября в ход пошли разнообразные тактические приёмы – от нелояльной конкуренции и политического “сетевого маркетинга” до максимальной “демонизации” соперника и активного продвижения лозунга “Майя – спасительница страны”.

Библейская заповедь “не сотвори себе кумира” – это не про нынешнюю Молдову. Кумиры и вожди у нас в явном спросе: молдавский электорат регулярно плачет, колется, но продолжает грызть всё тот же кактус.

В 2007 г. таким кумиром был только начинающий свою политическую карьеру Дорин Киртоакэ. Один из известных политологов, который сейчас не очень положительно отзывается о кишиневском мэре, тогда назвал его “новым трендом в молдавской политике” – молодой, проевропейский, с хорошо подвешенным языком, обладатель диплома по европейскому праву парижской Сорбонны, Киртоакэ заметно отличался от доморощенных молдавских политиков.

Начинающий политик Майя Санду очень напоминает раннего Киртоакэ: тот же блеск в глазах, подвешенный язык, гарвардская школа управления имени Кеннеди за плечами и громкие обещания “пробить нынешнюю коррумпированную и антидемократическую систему”. Киртоакэ обещал покончить с тоталитарным коммунистическим режимом, правда, не озвучил, что он мечтает его заменить кумэтризмом и нэнэшизмом в крайних проявлениях.

В 2009 г. кумирами значительной части молдавского электората были оппозиционные, агрессивные и проевропейские ЛДПМ, ЛП и ДПМ, ради которых “пассионарная” часть этого самого электората разгромила парламент и здание администрации президента. Сейчас эти партии называют не иначе как “олигархическим режимом”, “преступной группировкой”, “антидемократическими силами”, которые “грабят и уничтожают наш народ”. А у правого электората появился очередной кумир – Майя Санду, “железная” и “неподкупная” Майя, с победой которой в РМ, как нам говорят, наконец-то, наступит мир и благоденствие.

“В сложившихся в Молдове условиях Майя Санду остается единственным кандидатом, победа которого может дать нашей стране и всем гражданам шанс на будущее, на свободу и рост национального благосостояния”, - говорится в обращении к народу председателя Платформы DA Андрея Нэстасе.

Лидер либерал-реформаторов Ион Хадыркэ, призывая голосовать за кандидата от PAS, заявил, что Майя Санду представляет “поколение молодых людей, готовых разорвать тяжёлые цепи того прошлого, которое не только держит страну на месте, но и тянет её обратно”. А председатель Союза пенсионеров Виктор Лянкэ сказал: “Выбор г-жи Санду в качестве президента – это реальный шанс для обеспечения мира и взаимопонимания между людьми”.

Однако идею о “всеобщем равенстве и братстве” населения Республики Молдова во главе с “президентом всех граждан” Майей Санду опровергают другие сторонники “антисистемного” кандидата.

В преддверии второго тура президентских выборов газета Timpulопубликовала так называемых “Десять причин, почему Майя Санду должна стать президентом”. Первый и самый главный пункт, отмеченный изданием, - “Она проголосует за объединение с Румынией на референдуме 2018 г.”. Сама кандидат в президенты от PAS хоть и признает, что она за “унирю”, накануне, в ходе теледебатов дальновидно заявила, что в ближайшие пять лет (то есть, на время её президентства) референдума об объединении не будет.

В противовес Майе, её соперник в борьбе за пост президента, лидер ПСРМ Игорь Додон предстает в интерпретации сторонников Майи Санду, чуть ли не демоном во плоти. Председатель Союза пенсионеров Виктор Лянкэ даже заявил, что победа Додона во втором туре обернется ни много, ни мало - коллапсом пенсионной системы, потому что приведет к оттоку молодежи из страны, как будто молодёжь не уезжала за границу в поисках лучшей доли и раньше.

В свою очередь, для левых партий и левого электората “абсолютное зло” – это Майя Санду. Или, как её ещё называют левые - “кандидат Госдепа”, человек, который будучи министром в правительстве Лянкэ, голосовал за то, чтобы возвращение украденного миллиарда было возложено на плечи граждан, а Кишинёвский международный аэропорт был сдан в грабительскую концессию. Также она, будучи министром образования, массово закрывала школы в сёлах, способствую их умиранию.

“Майя Санду сегодня является олицетворением абсолютного зла. Она представляет те силы, которые все эти годы уничтожали Молдову, и в случае победы на выборах, будут добивать дальше. Все разговоры про “правильную евроинтеграцию” и “неправильную евроинтеграцию” – полная чушь. Всё, что творилось в Молдове в последние семь лет – это и есть “евроинтеграция”. Другой “евроинтеграции”, с Майей Санду или без Майи Санду, просто быть не может. Избрание Майи Санду президентом не только не исправит перекос в сторону Запада, но, напротив, ещё больше усугубит его”, - написал в своём обращении кандидат в президенты от “Нашей партии” Дмитрий Чубашенко, призывая голосовать во втором туре за Игоря Додона.

Представители левого политического сегмента также опасаются, что при Майе Санду-президенте Республика Молдова окончательно превратится в колонию США, станет полигоном для геополитических разборок, потому что, являясь “политическим иждивенцем, состоящим на содержании целого ряда лиц, организаций и госучреждений (главным образом - зарубежных), Майя Санду, заняв пост главы государства, начнёт отдавать долги всем, кто привёл её к власти”.

“Бедная” Майя и “богатый” Додон

Свою предвыборную кампанию Майя Санду построила на тезисе “Мы бедные, но честные”. И сама Санду, и поддерживающие её СМИ, постоянно заостряют внимание на том, что она потратила на предвыборную кампанию меньше всех средств – всего лишь 600 тыс. леев, в то время как предвыборные затраты Игоря Додона уже перевалили за 6 млн. леев. Как написала газета Timpul, в первом туре Додон потратил за каждый голос почти по 10 тыс. леев, в то время, как Санду - всего по лею, а финансирование её предвыборной кампании, в отличие от соперников, было прозрачным.

Но, как выясняется, в избирательной бухгалтерии “честной и неподкупной Майи” далеко не всё так чисто и прозрачно, как утверждает кандидат от PAS. Накануне блогер Еуджен Лукьянюк – человек, которого трудно заподозрить в симпатиях к Додону, опубликовал документы, подтверждающие, что одним из спонсоров предвыборной кампании Майи Санду была компания “Dufremol”, принадлежащая Илану Шору, подозреваемому в банковских махинациях и выводе из страны того самого пресловутого 1 млрд. евро. Всего, судя по сканам документов, “Dufremol” перечислил PAS 300 тыс. леев.

“Представители PAS попросили и другие 20 тыс., которые ещё не были переведены. Иными словами, им понравилось, как приходят деньги. Без проверки, откуда и как, Санду будет делать так же, когда станет президентом?”, - написал в своём блоге Лукьянюк, пригрозив опубликовать и другие “шокирующие доказательства того, как финансируется эта партия, и что критерии неподкупности были всего лишь сказкой”.

Илан Шор, проходящий главным подозреваемым по делу о краже миллиарда, подтвердил своё спонсорство. “Люди от Майи Санду попросили помочь, и мы помогли”, - заявил он. В общем, деньги не пахнут даже для «честной» Майи?

Впрочем, помощь оказывается не только деньгами, но и наглядной агитацией: в сети магазинов duty-free, которые администрирует “Dufremol”, все сотрудники в последнее время носят желтые платочки – элемент предвыборной кампании Майи Санду. Напомним, что, используя деньги Шора в предвыборной кампании, Майя Санду обещает наказать всех виновных в краже миллиарда после того, как станет президентом. Кажется, здесь есть какая-то неувязочка, не так ли?

Оппоненты “антисистемного” кандидата также утверждают, что с Майей Санду работает команда зарубежных политтехнологов, услуги которых явно стоят гораздо дороже, чем официально потратила на свою предвыборную кампанию кандидат от партии PAS.

Молдавская Тимошенко?

Председатель Народного движения “Антимафия” Сергей Мокану утверждает, что первый вице-председатель ДПМ Владимир Плахотнюк, против которого настроена Майя Санду, сегодня фактически проводит для неё избирательную кампанию.

Сразу же после первого тура президентских выборов Майя Санду выдвинула ряд требований, выполнение которых могло обеспечить ей дополнительные голоса: разрешить студентам голосовать по месту учебы, как это было во время выборов в 2014 г., в тех странах, где 30 октября были очереди избирателей, открыть дополнительные избирательные участки и разрешить представителям диаспоры голосовать на основании действительного удостоверения личности.

На удовлетворение всех её требований власти не решились пойти. Это было бы нарушением рекомендаций Венецианской комиссии, выступающей против изменения правил игры в электоральный период, и откровенным созданием привилегированных условий для одного из кандидатов. Но определенные привилегии Майя Санду всё-таки получила: для второго тура Центризбирком постановил на 10,5 тыс. штук увеличить количество бюллетеней для некоторых “западных” избирательных участков (во Франции, Швейцарии, Голландии, Канаде, США и Португалии), где, в основном, находятся потенциальные избиратели Майи Санду.

В общем, как утверждает Сергей Мокану, власть и борющаяся с ней «правая» оппозиция вместе дружно куют победу Майи Санду. “Антисистемному” кандидату во втором туре нужно добрать не менее 130 тыс. голосов к своему результату в первом туре, чтобы Центризбиркому было легче обеспечить “нужные” результаты президентских выборов-2016.

Сделать это очень проблематично, потому что у Игоря Додона, помимо своего устойчивого электората, есть электорат “Нашей партии” (Ренато Усатый и Дмитрий Чубашенко призвали своих сторонников во втором туре голосовать за Додона), и, вполне вероятно, что и электорат коммунистов. На днях в эфире одного из телеканалов лидер ПКРМ Владимир Воронин заявил, что те сторонники и члены партии, что не согласны с бойкотом выборов, лучше пусть голосуют за Додона, чем за Санду.

Но дадут ли Додону выиграть?

Как отмечают политические комментаторы, следившие за эволюцией имиджа и поведения Майи Санду в ходе предвыборной кампании, над “антисистемным” кандидатом явно кто-то работал. И это - явно команда специалистов по оранжевым революциям.

Как написал один из пользователей социальных сетей: “Нам изготовили молдавскую Тимошенко: желтые ленточки, шарфики, стандартные фразы, поднимающие народ, манера говорить – много, быстро, агрессивно, убедительно, неважно что. Главное – задавить собеседника, не дать ему рта раскрыть”. Госдеп США продолжает работать по наработанной схеме.

На днях общественный деятель Фёдор Гелич рассказал в соцсетях о своём походе на обычный столичный рынок: “На рынке активно шла пропаганда за кандидатов в президенты. Социалисты просто раздавали свои газеты, в то время как сторонники Майи Санду подходили к каждому и призывали голосовать только за Майю, иначе в Молдове будет “Майдан”, будет война”.

Об этом избирателям рассказывают не только на базарах, но и на пресс-конференциях и с экранов телевизоров. Иными словами идёт целенаправленное нагнетание напряжения в обществе перед вторым туром президентских выборов. Нас готовят к повторению событий 7 апреля 2009 г., если опять победит не “тот” кандидат?

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

К какому этносу вы себя относите?