Приднестровье новостей: 1381
Война в Украине новостей: 5296
Евровидение новостей: 501
Президент новостей: 3993

Майя Санду - искусственный проект, который “надувают” (ВИДЕО)

22 сен. 2016, 20:35   Политика
19358 13
Фото: pan.md

Ксения Флоря


В четверг, 22 сентября, Майя Санду, председатель партии “Действие и Солидарность” и кандидат от PAS на должность президента, передала в Центризбирком 24 тыс. 832 подписи, собранные в её поддержку. Теперь у ЦИКа есть неделя на то, чтобы проверить подписные листы и принять решение о регистрации Майи Санду в качестве кандидата на президентских выборах 30 октября. Предварительно у неё будет 7-й регистрационный номер.


Политологи тем временем отмечают явную пассивность этого претендента на президентский пост. Особенно в сравнении с другими кандидатами.

“У госпожи Санду я не вижу ни готовности, ни интереса бороться за власть в стране. Единичные выступления в Фейсбуке и редкие пресс-релизы её партии – это не борьба. Такое впечатление, что Майю Санду кто-то попросил, подтянул и пристроил в политику, и сейчас активно надувает её рейтинг”, - заявил noi.mdдиректор Института дипломатических, политических исследований и вопросов безопасности Валерий Осталеп.

“Суперменеджер” от внешних партнёров


Широкой общественности Майя Санду впервые стала известна в 2012 г., когда она - специально вернувшийся из США советник исполнительного директора Всемирного банка - была назначена министром просвещения.

Для тогдашнего премьера Владимира Филата и его ЛДПМ это был имиджевый ход: к тому времени министры-ставленники ЛДПМ Михаил Шляхтицкий (глава минпросвета) и Алексей Ройбу (глава МВД) превратились для партии в балласт. После серии скандалов вокруг Шляхтицкого, коррупционных обвинений Ройбу и провала запущенных в этих сферах реформ премьер-министру было просто необходимо избавиться от одиозных министров. Этого от Филата требовали как собственные однопартийцы, так и внешние партнеры.

Владимир Филат пошел по так называемому “грузинскому пути” – поставил во главе минпросвета и МВД неспециалистов, людей, до этого не имевших никакого отношения к сферам, которыми их поставили руководить. И Майя Санду, и Дорин Речан по профессии были экономистами. Санду работала в министерстве экономики, а потом прошла суровую школу Всемирного банка, дослужившись до должности советника исполнительного директора ВБ в Вашингтоне.

Люди, лично знавшие нового министра просвещения, говорили, что подход к работе у неё неженский и что Майя Санду – типичный “менеджер в американском понимании этого слова”. То есть человек, руководствующийся принципом “сказано - сделано”. А задачу МВФ со Всемирным банком в сфере образования перед молдавскими властями тогда поставили четкую и конкретную – провести масштабную реформу в сфере образования, по максимуму сократить некомплектные школы (особенно в сельской местности), “оптимизировать” учительско-преподавательский состав и снизить расходы на образование. Например, согласно меморандуму с МВФ, в 2011-2013 гг. учительско-преподавательский состав в Молдове следовало сократить на 2 тыс. 661 единицу, а непреподавательский - на 1 тыс. 426 единиц.

Майя Санду практически на «отлично» выполнила требования бывшего работодателя в лице Всемирного банка, действуя в вопросе оптимизации жёстко и целенаправленно (недаром Владимир Филат в своё время назвал её “суперменеджером”). В 2013 г. она даже требовала уголовного наказания для участников одной из акций протеста против закрытия школ.

При Майе Санду-министре был разработан и принят действующий Кодекс об образовании, официально призванный повысить качество образования в РМ, а неофициально названный “Кодексом подготовки интернациональной рабочей силы”.

Внешние партнёры высоко оценили работу своей креатуры: весной 2015 г. Всемирный банк в рамках так называемого Глобального партнёрства за социальную ответственность (GPSA) наградил Майю Санду премией «За лидерство в области социальной ответственности».

Феномен Майи Санду


Занимая пост министра просвещения, политически Майя Санду себя никак не проявляла: свою позицию по поводу принимаемых решений не озвучивала, без особых вопросов голосовала как за концессию Кишиневского международного аэропорта, так и за покрытие Национальным банком финансовой дыры, образовавшейся после кражи миллиарда евро из банковской системы.

Сегодня Майя Санду утверждает, что ничего такого не было и требует пересмотреть контракт о сдаче Кишиневского аэропорта в концессию на 49 лет из-за “многочисленных нарушений”. Но факты говорят за себя: на видеокадрах заседания правительства от 29 мая 2013 г. хорошо видно, как министр просвещения поднимает руку “за” передачу активов ГП “Кишиневский международный аэропорт” и прилегающую к нему территорию в концессию на максимально разрешенный законодательством срок.



Политическую активность министр просвещения стала проявлять только с весны 2015 г., когда на волне народного недовольства началось постепенное переформатирование правого фланга и, как подозревают эксперты, и был дан старт политическому проекту “Майя Санду – независимый и неподкупный политик”.

В апреле 2015 г. на заседании правительства, молчавшая до этого Санду, вдруг выступила против принятия бюджетных документов в обход парламента. А через неделю потребовала обеспечить доступ к отчету британской компании Krollпо ситуации в трех проблемных банках.

Когда летом 2015 г. премьер-министр Кирилл Габурич ушел в отставку, и ЛДПМ выдвинула Майю Санду в премьер-министры, она выдвинула заведомо невыполнимый для партий власти ультиматум - отправить в отставку генпрокурора и президента НБМ и предоставить ей право самостоятельно сформировать правительство.

Сегодня политологи говорят, что это мог быть хорошо продуманный ход в рамках пиар-программы по раскручиванию политического проекта Майи Санду, и становиться премьер-министром она на самом деле не собиралась. Так или иначе, но приём сработал. Как и следовало ожидать, ДПМ и ЛП забраковали кандидатуру Майи Санду. С этого времени она стала восприниматься определенной частью электората, как несгибаемый политик, один из лидеров нарождающейся правой альтернативы, а рейтинги “железной” Майи пошли вверх.

Политический аналитик Корнелиу Чуря считает, что феномен Майи Санду “абсолютно искусственный” и является результатом “пиар-операции, на которую наложилось прогрессирующее разочарование населения”.

“В результате пиар-операции Майю Санду пытаются наделить репутацией 100-процентно “чистого” человека и политика, умалчивая о её работе в правительствах коммунистов, где в министерстве экономики она работала с тем же Игорем Додоном, а также в правительствах Филата и Лянкэ, деятельность которых она сейчас активно критикует. Электорату сегодня говорят, что Майей Санду были запущены смелые реформы в образовании, хотя, по большому счёту, настоящие реформы в этой сфере даже не начинались – они были только проанонсированы. Но, по-видимому, наш правый электорат довольно наивен, раз проникся этим пиар-образом. Как говорят, за неимением лучшего, король спит со своей женой. Вот за неимением лучшего Майя Санду сегодня и является “женой” правого электората”, - отметил Корнелиу Чуря.

Зачем “накручивают” Майю Санду?


Директор Института дипломатических, политических исследований и вопросов безопасности Валерий Осталеп не считает Майю Санду политиком, несмотря на данные соцопросов, в которых экс-глава минпросвета держится на 2-3 позициях.

“В ней не видно ни лидерских качеств, ни готовности и интереса бороться за власть в стране. До сих пор мы так и не услышали от г-жи Санду ни одной внятной позиции ни по одному из важнейших вопросов, стоящих на повестке. Претендуя на участие в политике, на роль одного из лидеров оппозиции, а также на должность президента, Майя Санду ни разу не сказала, каким она видит экономический проект для Молдовы на ближайшие годы, развитие приднестровской проблематики и так далее. За спиной г-жи Санду не стоит толковая и слаженная команда с разработанными программами развития. Роль человека-оркестра – это, конечно, хорошо, но только на первых порах”, - заявил эксперт.

«Единственное, в чем пока проявила себя претендент на пост президента Майя Санду, - это единичные выступления в «Фейсбуке», причём с менторским тоном лекций, но о чём лекция, трудно понять, - отмечает Валерий Осталеп. - Поэтому трудно представить, что именно может сказать избирателям Майя Санду, поехав как кандидат в какое-нибудь село и беседуя с электоратом о будущем агросектора, социальных программах или экономическом развитии нашей страны. Не делая ничего, сидя дома, и при этом иметь рейтинги в 14-15%! Иначе, чем политтехнологическими приёмами такие результаты не объяснишь. Я абсолютно уверен, что Майя Санду – это искусственный проект. Ей помогают, её продвигают, ей подсказывают. Кто это делает, я не могу сказать, так как нужны доказательства. Но, думаю, что эта поддержка явно оказывается из-за пределов нашей страны».

Политолог Богдан Цырдя называет более конкретный “адрес”. Он считает, что Майя Санду – креатура западных партнёров и, прежде всего, Госдепа США. “Вашингтону, который лично курирует процесс “евроинтеграции” или удержания Молдовы в сфере западного влияния, нужны подконтрольные власти и подконтрольные прозападные политические лидеры. А таковых, пользующихся популярностью и доверием электората, в Республике Молдова практически не осталось. Филат - в тюрьме, Плахотнюк и Лянкэ скомпрометированы, про Гимпу и говорить нечего. А других “крупнокалиберных” проевропейских лидеров, которые бы слушали Вашингтон и Брюссель, нет. Нэстасе (лидер партии “Платформа DA” – ред.) – неконтролируем. Остаётся Майя Санду”, - считает Богдан Цырдя.

Поэтому, по его мнению, её активно проталкивают Соединенные Штаты и прозападные НПО, а рейтинги Санду целенаправленно накручиваются: “Фактически западные партнёры нам навязывают своего кандидата, пиар-программа по раскрутке которого была запущена еще в 2015 г. Майе Санду усиленно создают образ молдавской Жанны д`Арк - честного и неподкупного политика, борца с коррупцией, и это притом, что Санду с 2012 г. состояла в коррумпированном правящем альянсе, участвовала в принятии практически всех его решений на уровне правительства, и голосовала “за миллиард”. Экс-премьер Лянкэ хоть действует более честно и не называет себя лидером оппозиции”.

По мнению Богдана Цырди, по мере приближения к президентским выборам, процесс “надувания” Майи Санду активизируется и скоро мы наверняка увидим соцопросы, демонстрирующие, что рейтинги Санду активно растут, Додона – падают, а Нэстасе – опустились ниже плинтуса, хотя закрытые опросы показывают, что Андрей Нэстасе, хоть и ненамного, но на данном этапе опережает по популярности Майю Санду.


Предвыборные шансы кандидата PAS


Очевидно, что в первую очередь кандидат в президенты от партии “Действие и Солидарность” Майя Санду претендует на электорат ЛДПМ – право-центристской партии, с которой её многое связывает.

Деморализованные после ареста Филата, отставки правительства Стрельца и отстранения от власти, либерал-демократы отвечают экс-министру просвещения взаимностью: в среду, 21 сентября, председатель ЛДПМ Виорел Чиботару объявил, что на президентских выборах 30 октября поддержит Майю Санду, потому что только она “имеет мужество и необходимую подготовку, чтобы уничтожить эту коррумпированную систему”.

Одновременно Майя Санду пытается заигрывать и с унионистски настроенным электоратом. На прошлой неделе в эфире одной из телепрограмм она заявила, что если в Молдове пройдет референдум по вопросу объединения с Румынией, её голос будет “за”.

“Майе Санду нужно пройти во второй тур. Электорат ЛДПМ этого ей не обеспечит. Нужна поддержка и других избирателей правого политического сегмента. Поэтому она сейчас и пытается играть на поле Либеральной партии, которая в данный момент находится не в очень хорошей политической форме”, - считает политический аналитик Корнелиу Чуря.

По его мнению, избирательный потолок Майи Санду может составить до 20% - этого может хватить для прохождения во второй тур президентских выборов, “но еще нужна целая совокупность различных факторов”.

Валерий Осталеп, напротив, считает, что во втором туре Майи Санду не будет: “Я не вижу ни единого шанса, чтобы правый фланг в первом туре набрал 20%, не вижу и шансов для выхода Майи Санду во второй тур. Скорее, вместе с Игорем Додоном там будет Мариан Лупу. А избирательный потолок Санду составит 10-12%”.

А вот по сведениям Богдана Цырди, на руководство ДПМ сейчас оказывается серьёзное давление со стороны американцев, чтобы Майя Санду “любой ценой оказалась во втором туре”. “Для Демпартии президент Майя Санду, конечно, не столь удобная фигура, но всё-таки она более приемлема, чем глава государства от активной оппозиции. Потому что Санду, за которой стоит Госдеп США, в качестве главы государства обеспечит нынешней власти стабильность. В отличие от президента-оппозиционера, она не пойдет на “революцию”, на борьбу с олигархической властью. С другой стороны, сделав Майю Санду президентом Республики Молдова, внешние партнёры, во-первых, не позволят Демократической партии полностью монополизировать власть в стране, во-вторых, получат в лице Майи Санду подконтрольного президента с возможностью в любой момент надавить на официальный Кишинёв”, - считает Богдан Цырдя.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

К какому этносу вы себя относите?