X 
Приднестровье новостей: 1423
Война в Украине новостей: 6158
Евровидение новостей: 506
Президент новостей: 3996

Как сэкономив 150 млн леев, теряем 1,5 млрд?

6 авг. 2016, 9:15   Экономика
13215 4

Как сэкономив 150 млн леев, теряем 1,5 млрд?
Фото: newsmoldova.md

или О келейном решении правительства о замораживании приёма на работу на вакантные бюджетные должности

Думитру Барбалат


Правительство на днях решило заморозить приём на работу на вакантные должности в госструктурах и бюджетных учреждениях. За счет этого, по расчетам Минфина, до конца текущего года можно будет сэкономить 150 млн. леев.

Что стоит за этим келейным решением? Что скрывают власти от народа? Почему подобное решение было разработано и принято в такой тайне от широкой публики?

Как принимали келейное решение?


Судя по реакции некоторых министров в ходе обсуждения предложения Минфина на заседании правительства о замораживании приема на работу на вакантные должности в госструктурах и бюджетных учреждениях, проект готовился в тайне. Об этом проекте ничего не сообщается на электронной странице Минфина. Нет никаких сведений и в повестке заседания правительства от 3 августа, когда проект был рассмотрен и утвержден. Явно, что никаких предварительных консультаций ни с кем не проводилось.

Представляя проект, министр финансов привел некоторые, совсем скудные, цифры. Всего в настоящее время вакантных бюджетных мест - более 4,6 тыс., в том числе в системе Министерства образования – более 1000 мест.

Если пройтись по порталам всех 16 министерств и Госканцелярии, то оказывается, что в этих структурах с кадрами все в порядке. Всего вакантных мест, для чего некоторые министерства в конце июля и в начале августа объявили конкурсы на замещение, - 13 (из всего 2250 (!) по штатам). На порталах 7 министерств вообще отсутствует рубрика – «вакантные места». В подведомственных министерствам госструктурах - такая же ситуация. Им кадры тоже не нужны.

Таким образом, получается, что келейная акция с замораживанием будет бить только по бюджетным учреждениям. И в первую очередь это коснется бюджетных структур здравоохранения и образования. Объявленная акция смела всякие надежды для молодых врачей и учителей, закончивших в этом году учебные заведения. Им места на Родине не видать. И это после всего, что Минздрав, пока еще на бумаге, решил повысить зарплаты медработникам, в том числе молодым специалистам, чтобы заинтересовать их работать на Родине, не уезжать в чужие края.

С трудом, но поверим, что министр финансов объявил о тысяче свободных мест в образовании. Но с итоговой цифрой в 4,6 тыс. он явно ошибся. Только в системе здравоохранения в конце прошлого года недокомплект врачей и среднего медперсонала составил 15,7%, в том числе в районных медучреждениях – 19%. В абсолютных цифрах это - около 10,7 тыс. свободных рабочих мест.

При этом некоторым нашим «ответственным» следует еще напомнить, что, по сравнению с 1993 г., в конце прошлого года стало более чем в два раза меньше врачей и среднего медперсонала – с 63,2 тыс. их количество сократилось до 31,9 тыс. И если суммировать количество вакантных мест только по системам образования и здравоохранения: 1 тыс. + 10,7 тыс. = 11,7 тыс., что в 2,5 раза больше, чем информация, озвученная министром.

А ведь в Минфине работают 540 финансистов/бухгалтеров. Разве их еще не научили считать? Тем более что в структуре аппарата министерства есть даже специализированные подразделения - два отдела по финансам в образовании и два отдела по финансам в здравоохранении.

С чего должны были начать, если действительно хотят экономить расходы?


Действие 1. Сокращать возросшую армию всевозможных начальников и госчиновников с особым статусом.

Следовало пересмотреть требования постановления правительства №1001/2011, в части норм создания структурных подразделений органов публичной власти. Начиная с 2011 г., на основании этого постановления, органам публичной власти было разрешено иметь в своих штатах до 40% руководящих государственных должностей, включая ответственные государственные должности. То есть – на ТРИ подчиненных по ДВА начальника.

В Министерстве молодежи и спорта и в Министерстве регионального развития и строительства перебрали и эту норму – у них по 45% начальников. За ними следуют Министерство труда – 39%, Министерство информатики – 38%, Министерство культуры и Минсельхоз – по 37%, Минздрав – 36% и Министерство транспорта – 32%. Сегодня в министерствах в среднем около 30% - начальники разного калибра, т.е. около 750 начальников.

Что касается ответственных государственных должностей. Им всем, 55 категориям начальников, по закону, разрешили иметь свои кабинеты. С принятием в 2010 г. Закона о статусе лиц, исполняющих ответственные государственные должности, их количество резко выросло – с 1056 до 2512. Все это из-за того, что согласно закону, состав кабинета, который может иметь статус главного управления или управления, состоит из руководителя кабинета, советника/советников, помощника/помощников и секретаря, т.е. минимум из четырех служащих. И если разделить 2512 на 4, то получим, что у 630 начальников есть свои кабинеты.

Все можно понять, что у президента, премьера, председателя парламента, у министров и ряда других высокопоставленных руководителей, должны быть свои кабинеты. Но чтобы при этом еще и заместителям председателей комиссий парламента, председателям фракций, заместителям министров, всем девяти членам Координационного совета по телевидению и радио, всем членам Счетной палаты, всем пяти директорам Агентства по регулированию в энергетике, всем судьям Конституционного суда, всем членам Национальной комиссии по финансовому рынку и, наконец (!), даже представителю правительства при ЕСПЧ, были столь нужны отдельные кабинеты, видимо, никогда и никто не сможет убедить меня в рациональности принятого парламентом законе.

Хотя для некоторых это явно важный вопрос, потому как в перечне ответственных государственных должностей за пять лет были внесены 16 (!) изменений и дополнений, расширяя его.

Если навести порядок с лимитом для начальников, снизить его с 40% до 12-15%, а также и с перечнем ответственных государственных должностей, которым полагается свой кабинет, то, по скромным расчетам, можно экономить:

- около 250-300 млн. леев за счет сокращения начальников в министерствах и всех подчиненных им структурах,
- и около 50 млн. леев за счет сокращение перечня госчиновников с особым статусом, которым полагается личный кабинет. Итого – 300-350 млн. леев.

Действие 2. Довести до логического конца дело с контролирующими органами

В начале года, по предложению премьера, был разработан и затем принят Закон о моратории на все виды проверок экономических субъектов контролирующими государственными органами. Сперва на три месяца, затем продлили еще на три месяца. Затем было объявлено, что из 74 контролирующих органов оставят только 14.

Все контролирующие органы, в основном, выполняют (должны выполнять) две основные функции – внедрение политики отраслевых министерств и оказание платных (иногда бесплатных) услуг экономическим субъектам.

Следует напомнить, что согласно Правилам разработки и единым требованиям к документам политики (постановление правительства №33/2007), документом политики является комплект «концепция + стратегия + программа + план».

К настоящему времени все отраслевые министерства не разработали и не утвердили предусмотренные в своих же регламентах 70 документов о политике в различных отраслях. Таким образом, одна из основных функций контролирующих органов – внедрение политики - отпадает.

Остаются только платные услуги, которые за год стоят экономическим субъектам около 1,5 млрд. леев. И если удалось решить проблему с отказом от множества проверок, думаю, не будет проблемой отказаться и от подобных «услуг» для экономических субъектов за свой же счет.

Все это к тому, что действительно начатое хорошее дело с контролирующими органами следует довести до логического конца. И если останутся только 14 контролирующих органов, как обещали, то предполагаемая экономия будет ОЧЕНЬ значительной. Ведь сегодня в эти структуры наняты около 30 тыс. сотрудников! Сокращение только 2/3 из них даст ежегодную экономию на 1,2 млрд. леев.

Действие 3. Следует разобраться с рядом несостоятельных госструктур

В иерархии госструктур есть такие, которые созданы для галочки. Или в их регламентах/положениях записано столько и таких функций, что при своих штатах они теоретически не могут выполнить их. А значит, надо что-то с ними решать – или дать им возможность выполнить свои полномочия, что потребует дополнительных расходов, или ликвидировать.

И к таким структурам можно отнести многие, но остановимся на несколько из них.

а) Государственная инспекция по надзору над алкогольной продукцией при Минсельхозе

Инспекция была создана еще в 1995 г. Сегодня штат инспекции состоит из 8 единиц - начальник и его заместитель, секретарь, бухгалтер, начальник единственного отдела и всего трое инспекторов. При этом инспекция обязана осуществлять надзор и контроль деятельности всех экономических субъектов по производству спирта и алкогольной продукции; за производством, хранением и продажей виноградно-винодельческой продукции; за производством, закладкой и раскорчевкой виноградных насаждений; за хранением и оптовой продажей пива.

Несложно понять, что для трех инспекторов по штату это - непосильная задача, и они ее никогда не выполняли и не выполнят. При этом на протяжении уже долгого времени никак не удается подобрать специалиста на должность начальника отдела.

б) Национальное антидопинговое агентство при правительстве

Агентство призвано разработать, продвигать и внедрять политику в области предупреждения и борьбы на национальном уровне с явлением допинга. У агентства - 6 единиц штата. В структуре - генеральный (!) директор (назначаемый правительством!), заместитель генерального директора и четыре службы.

Сложно понять, кому могла принадлежать идея, чтобы на 6 единиц иметь генерального директора, еще и его заместителя и столько служб. Это против логики. Ведь генеральный директор может быть только при наличии в его подчинение нескольких директоров.

Плюс ко всему у агентства есть еще и административный совет, в состав которого входят генеральный директор агентства, два представителя от Министерства молодежи и спорта, два представителя, назначаемые Национальным олимпийским и спортивным комитетом, и по одному представителю в области фармакологии и в области спортивной медицины, назначаемых Минздравом.

с) Агентство по инспектированию и реставрации памятников, подведомственное Министерству культуры

Агентство обязано осуществлять инспектирование памятников, находящихся под охраной государства, центральных и местных органов власти. Осуществлять надзор за выполнением работ по консервированию и реставрации памятников. При этом штат агентства состоит из 7 единиц.

Согласно последнему отчету о своей деятельности за 2011 г. (!?), сотрудники ведомства смогли в течение года проинспектировать 372 церкви, 853 памятников и побывать в 423 населенных пункта республики. Небольшая арифметика – (372 + 853 + 423) : 7 сотрудников = 235. Разве было по силам (не говоря о финансах), чтобы каждый сотрудник ежедневно инспектировал в республике по одному объекту? Ведь даже этот пятилетней давности отчет – сплошной обман! А чем они занимались в последующие годы – с 2012 г. по настоящее время? И кто уже над ними надзирает?

д) Национальное агентство археологии, подведомственное Министерству культуры

Агентство обязано внедрять политику государства в области охраны и освоения археологического наследия, организовать и осуществить в пределах своих полномочий контроль и надзор от имени государства над соблюдением действующего законодательства в области охраны археологического наследия; разрабатывать фундаментальные исследования по определению, учреждению и разграничению охраняемых государством зон, содержащих археологическое наследие; разрабатывать планы менеджмента археологических памятников; управлять археологическими памятниками Молдовы; осуществлять археологическую инспекцию на национальном уровне; составлять, администрировать, развивать Археологические регистр и кадастр (зачем и регистр и кадастр?) и осуществлять инвентаризацию недвижимого археологического наследия. И при этом штат агентства состоит из 16 единиц. Его структура состоит из генерального директора (опять гендиректор?) и пяти служб.

е) Государственное агентство по защите нравственности при Министерстве культуры

Агентство должно участвовать в разработке государственной политики по защите культуры и нравственности; осуществлять контроль за соблюдением действующего законодательства и международных конвенций в области защиты культуры и нравственности; выдавать разрешения (на основании экспертизы) юридическим и физическим лицам, которые оказывают услуги по распространению издательской продукции, аудио- и видеокассет эротического характера, а также для тех, кто представляет развлекательные программы с элементами стриптиза в публичных местах, предусматривающие "Sex-shop" и анализировать работу художественных советов театров, кинематографической сети, кабельного и эфирного телевидения, радиовещания.

А штат агентства состоит всего из 5,5 единиц. Агентством руководит генеральный директор (и здесь гендиректор), назначаемый на должность Министерством культуры. При агентстве создается Совет экспертов для защиты культуры и морали. Членам совета из 9 человек приказом министра устанавливают размер оплаты. Кто сегодня являются членами Совета, неизвестно, т.к. состав не обновлялся с момента первого его утверждения – с 2001 г. Потому и не сложно догадаться, кто и чем занимается в Совете по культуре и нравственности при Минкультуры.

Только из представленных коротких информаций о пяти агентствах уже можно с достаточной уверенностью и безошибочно резюмировать, что такой же беспорядок и хаос в работе многих подведомственных некоторым министерствам структурах. Для этого ежегодно тратят бюджетные финансы, а эффект от их существования - нулевой. И то, что в данном анализе среди приведенных подобных госструктур три - при Минкультуры, это - случайность. Не было никакого умысла принизить именно это министерство.

А теперь подведем небольшой итог



Министр финансов заверил кабмин, что от замораживания приема на работу на вакантные должности в гос- и бюджетные учреждения будет экономия в 150 млн. леев.

Из представленного короткого анализа видно, что от ряда более серьезных и значимых мер эффект будет 300 млн. леев + 1,2 млрд. леев = 1,5 млрд. леев. То есть в 10 раз больше (!!!), чем насчитали по своим предложениям клерки и министр финансов.

Эпилог

О ситуации с чрезмерным количеством начальников в госструктурах еще в прошлом году удалось убедить бывшего премьера Кирилла Габурича, который в своей речи по случаю 100 дней заявил, что приведение в порядок количества начальников в госструктурах станет одним из приоритетов правительства. Не успел. Через пару дней ушел (ушли) в отставку. Через некоторое время, на эту тему была публикация на NOI.md– «Сколько в министерствах начальников, или за что уволили Габурича»

В сентябре прошлого года поздравил министра экономики с днем экономиста и передал ему уже более подробные анализы и предложения на ту же тему. Министр оценил и обещал обязательно заняться проблемой. Подключил одного заместителя министра и госсекретаря министерства. Никаких действий не последовало.

22 июня т.г. на NOI.md была еще статья «В чем ошибка правительства в намерение ликвидировать часть контролирующих органов?». Таким образом, были предприняты попытки достучаться до правительства и через масс-медиа.

В начале т.г. те же анализы и предложения передал лично уже нынешнему министру экономики. Результат тот же. В апреле т.г., через своего советника, те же анализы с предложениями были переданы и нынешнему министру финансов, дал свои контактные телефоны и электронный адрес и согласие сотрудничать при необходимости. Бесполезно.

Затем предложил заняться проблемой одному заместителю министра юстиции после того, как почувствовал, что Минюст, став инициатором Закона о моратории на контроль, а также ряда других инициатив, сможет подключиться и к данной проблеме. Получил отказ и заверение, что это - не их епархия. И это, несмотря на то, что с мораторием Минюст все же влез в чужую епархию - в дела Минэкономики.

Однако, несмотря ни на что, я больше чем уверен, что, предлагая свои проекты по замораживанию приема на работу на вакантные должности в госструктуры и бюджетные учреждения, министр Армашу точно был в курсе дела о комплексности проблемы и вариантах решений. Знал и молчал. Более того, он представил неверную информацию о состоянии дел и совсем не те предложения. Ведь вместо экономии в 150 млн. леев, вполне можно было предложить конкретные действия для экономии 1,5 млрд. леев!

Выводы делайте сами, кому и что полагается за свою работу и на что следовало руководству правительства обратить внимание в ближайшее время, да и на перспективу.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Будете ли вы принимать участие в проходящей в Молдове переписи населения?