Приднестровье новостей: 1381
Война в Украине новостей: 5298
Евровидение новостей: 501
Президент новостей: 3994

Молдова наступает на те же грабли, что и соседи 10-15 лет назад

1 окт. 2015, 12:30   Экономика
37139 14

Молдова наступает на те же грабли, что и соседи 10-15 лет назад
Фото: socialistii.md

Ксения Флоря

В Кишиневе прошла международная конференция “Соглашение об ассоциации между Республикой Молдова и ЕС: спустя год после подписания”. Ее организатором выступила Партия социалистов, поэтому оптимистичные официальные отчеты о достигнутых прогрессах на мероприятии не звучали.

Да и представителей правительства, кроме одной чиновницы из МИДа, на конференции не было. Несмотря на отправленные приглашения. Что очень удивило зарубежных гостей.

“Балканские нравы таковы, что в нашем регионе не очень-то уважают оппозицию. Тем не менее, у нас в Болгарии, когда Социалистическая партия организует форумы аналогичного формата, на них присутствуют как минимум 2-3 министра. Мне кажется странным, что на мероприятии, организованном ведущей парламентской партией, власти не представлены хотя бы на уровне заместителей министров”, - завил депутат парламента Болгарии Петар Канев.

Ассоциация: взгляд изнутри

Соглашение об ассоциации Молдовы с Евросоюзом, подписанное 27 июня 2014 года, вступило в силу с 1 сентября прошлого года в т.н. временном режиме. Вернее, в силу вступила только его экономическая часть. И хотя механизмы, заложенные в документе, еще не заработали в полной мере (как заметил депутат и экономист Владимир Головатюк, “возможно к счастью”), определенные итоги экономической повестки соглашения об ассоциации уже можно подвести.

Существует три позиции по этому вопросу: официального Кишинева, оппозиции и независимых экспертов, а также Брюсселя.

Официальная позиция - оптимистичная. “За год внедрения мы достигли значительных успехов, хотя есть и относительно небольшое количество задолженностей, но это можно наверстать”, - заявил премьер-министр Валерий Стрелец в начале сентября на пресс-конференции, приуроченной к годовщине внедрения соглашения об ассоциации между Республикой Молдова и Евросоюзом.

В ходе нынешней конференции начальник управления европейской интеграции МИДЕИ Даниела Морарь сообщила присутствующим, что, несмотря на все проблемы минувшего года (две предвыборные кампании и два правительственных кризиса), было внедрено 15% мер, предусмотренных в соглашении. А молдавский экспорт в ЕС вырос почти на 10%: винограда и кукурузы – в пять раз, сливы – в восемь раз, а яблок – в три раза.

У независимых экспертов другой взгляд на первые экономические итоги ассоциации. В том числе, по экспорту.

По словам экономиста, заместителя директора Центра стратегических исследований и реформ Елены Гореловой, с сентября 2014 по июль 2015 года (это последние данные официальной статистики) в плане экспорта не только не было зафиксировано никакого прогресса, наоборот, наблюдался регресс.

“В целом экспорт у нас сократился на $311 млн или на 14% за время внедрения соглашения. К сожалению, экспорт в Европейский союз практически не вырос - его рост составил 0,1%. Это вообще ниже, чем в предыдущие периоды, когда у нас рост был и 9%, и 11%.

Зато у нас в два раза сократился экспорт в Российскую Федерацию - на $250 млн или на 51% в результате введения ограничений на ввоз молдавской продукции на российский рынок. Не спасли наш экспорт и все другие оставшиеся страны, о чем очень часто говорило министерство экономики – что нам нужно диверсифицировать наши экспортные поставки. Никто с этим не спорит, но этого, к сожалению, не произошло. И во всех оставшихся странах мы потеряли в объемах экспорта 10% или $61 млн”, - сказала Елена Горелова.

Цифрами активно оперировал и экономический эксперт Михаил Пойсик. Его доклад назывался “Внешнеторговая деятельность Молдовы после 1 сентября 2014 года”.

“Во-первых, - сказал он, показывая слайды, - если взять соотношение экспорта и импорта с Евросоюзом, а оно составляет 1:2, то от обнуления пошлин ЕС выиграет примерно $100 млн в год. С Турцией, с которой Молдова тоже подписала соглашение о свободной торговле, это соотношение составляет 1:3. Это к тому, кто выигрывает от обнуления пошлин, потому что там остается примерно только по 10% товаров, которые останутся с пошлинами”.

Второй момент. Рост экспорта в Евросоюз за минувший год на 9,2%, которым так любят бравировать в правительстве, и который упомянула в своем выступлении представитель МИДа.

“Да, экспорт вырос. Но в правительстве забывают о том, что у нас на 57% вырос реэкспорт. А, извините, какая польза от того, что мы поставляем белорусский сжиженный газ, российский газ или мазут в Европу? Что здесь остается? Ноль.

Поэтому если взять без реэкспорта, то получается - 6,6%. Почему и была озабочена так сильно Россия нашим соглашением об ассоциации: уже были прецеденты, что мы брали, например, бельгийское мясо и отправляли его под видом молдавского в Россию. А когда Россия вводила ограничения на ввоз мясной продукции из Молдовы, поднимался министр сельского хозяйства: “Это политическое давление!”. А мы мало того, что занимались реэкспортом, у России Бельгия была по свиной чуме еще и в карантине.

Поэтому россияне и говорили: коль вы официально даете на 60% реэкспорта, давайте договоримся, чтобы Молдова не стала транзитной страной между Евросоюзом и Россией. Но, к сожалению, никто не захотел садиться за стол переговоров.

Так что если мы возьмем и от реэкспорта снимем чисто молдавскую продукцию, сделанную национальным производителем, то у нас в ЕС будет сокращение экспорта на 6,6%, а в Турцию почти на 20%”, - заявил Михаил Пойсик.

Другой показательный момент. 2014 год был очень удачным для производства сельхозпродукции. Поэтому и пошел такой объем экспортных продаж. Но!

“Средняя цена на мед в ЕС до сих пор была $3,30 за килограмм, а за рассматриваемый период уже $2,81. Экспорт орехов: в Евросоюз экспорт в прошлом году остался примерно на том же уровне, но стоимость при этом сократилась на 10%.

Нам говорят, что очень сильно вырос экспорт яблок в ЕС. Но до сих пор у нас был экспорт в 137,8 тысяч тонн на $32 млн, однако из-за того, что закрылся российский рынок, остался мизер. В Европейский союз в 2014 году пошло 2,2 тысячи тонн из общего объема в 114 тысяч, то есть всего 2% яблок. И хотя урожай в прошлом году был намного больше, чем в 2013-ом, по сути, все яблоки остались в садах.

Экспорт сливы – здесь цены вообще упали в два раза. 34 цента за килограмм в 2013 году и 18 центов в 2014. Экспорт кукурузы - он тоже вырос, но цена упала. 20 центов в 2013 году, 15 центов – в 2014. В итоге в тоннах экспорт вырос наполовину, а в деньгах мы получили практически то же самое”, - сказал эксперт.

Так что при детальном рассмотрении, оптимистичные рапорты правительства о благотворном влиянии соглашения об ассоциации с ЕС и открытии европейского рынка для молдавской продукции, выглядят далеко не так радужно, как это демонстрируется чиновниками с различных трибун.

Что дальше? Дальше в экспортном плане, считают эксперты, перспективы у Молдовы не слишком блестящие. Как сказала Елена Горелова, “дай бог, чтобы мы остались на уровне прошлогодних результатов и чтобы они не ухудшились”.

Потому что, с одной стороны, существует огромное число нетарифных барьеров входа на европейский рынок для наших производителей. С другой, войти на рынок ЕС производителю, который там никогда не работал, – это значит затратить огромные усилия и огромные деньги на маркетинг, на подготовку своей продукции и прочее. “Пока – реально нужно рассуждать, в течение года, двух, трех лет этого не будет”, - считает Елена Горелова.

Экс-премьер Зинаида Гречаная назвала соглашение об ассоциации Молдовы с ЕС ошибкой и политическим решением, принятым без просчета экономических последствий создания зоны свободной торговли с ЕС.

Политолог Богдан Цырдя фактически обвинил Брюссель в укреплении олигархической системы в РМ.

“Молдова и до подписания этого договора не была образцом демократии. По многим исследованиям, по мнению многих авторитетных зарубежных ученых, РМ являлась олигархической системой. Процесс институционализации олигархата в Молдове начался одновременно с подписанием плана ЕС-РМ в 2005 году, а его консолидация совпадает с процессами подписания соглашения об ассоциации”, - сказал политолог.

А, по словам Елены Гореловой, фетишизация властями курса на евроитеграцию привела к тому, что при подписании соглашения об ассоциации РМ взяла на себя слишком большую, фактически непосильную нагрузку:

“Вся нагрузка по обязательствам легла исключительно на РМ. Особенно в экономической части. По каждому регламенту, директиве, решению Еврокомиссии и Европарламента, которые мы должны у себя внедрить, определены конкретные сроки. Эта нагрузка чрезмерна для Республики Молдова, учитывая то экономическое, социальное и политическое состояние, в котором она находится”.

Внедрять директивы ЕС придется в основном за свой счет. Потому что в соглашении об ассоциации, по словам Елены Гореловой, есть отдельная статья, посвященная финансовой помощи Молдове со стороны стран Евросоюза. “Так вот, эта финансовая помощь, на которую рассчитывало наше руководство, будет определяться не только потребностями РМ - ее объем будет напрямую зависеть от результатов по внедрению соглашения”.

Ассоциация: взгляд снаружи

По сути, Республика Молдова сейчас наступает на те же грабли, что страны-неофиты ЕС 10-15 лет назад. Поэтому болгарский парламентарий Петар Канев и сокрушался по поводу отсутствия представителей правительства на нынешней конференции. Им бы послушать, какие ошибки при вступлении допустили новообращенные члены Евросоюза, и попытаться избежать их, сказал болгарский депутат.

Совет от болгарских коллег: не стоит спешить с подписанием любого рода соглашений и обязательств без их детального обсуждения и предварительной оценки возможных рисков и последствий.

“В свое время, чтобы войти в ЕС, мы подписали, что надо и не надо. В итоге мы закрыли два действующих реактора АЭС в Козлодуе, подписали кучу документов, которые и сейчас не можем выполнить. 10 лет назад я был заместителем председателя парламентского комитета экономики. Мы тогда работали в режиме нон-стоп, полтора года принимали так называемую “гармонизацию”. Сейчас я председатель данного комитета. И только сейчас, через восемь лет после вступления в ЕС, мы начали заново пересматривать ранее принятые законы, потому что, как выяснилось, простое переписывание еврозаконов не работает. И это при том, что Брюссель нас в этом вопросе не прижимал”, - делился опытом Петар Канев.

В качестве примера подобной недальновидности болгарский депутат привел ряд соглашений в области сельского хозяйства.

“Почему уже нет знаменитого болгарского перца? Потому что мы подписали договор с ЕС о больших квотах и большой помощи для производителей зерна. А у нас в стране после ликвидации колхозов земля была поделена на 16 млн кусочков и разрешена ее аренда. В результате у нас сейчас 200-300 крупных землевладельцев, которые занимаются исключительно производством зерна. И вас тоже ткнут туда – не заниматься вашими яблоками и виноградом, потому что никому в Европе они не нужны, а снабжать Евросоюз зерном”.

Аналогичная ситуация сложилась и в сфере рыболовства. “Здесь у нас вообще получилась ерунда. Дошло чуть ли не до того, что каждая рыболовецкая шхуна должна иметь фискальный аппарат и рефрижератор. Сейчас, через 7-8 лет после подписания всех этих документов с ЕС, мы пытаемся их исправить, но процедура согласований и изменений в Евросоюзе очень сложная”, - заявил Петар Канев.

Совет от другого болгарского парламентария Чавдара Георгиева: не стоит фетишизировать роль иностранных частных инвестиций. “Не надо предоставлять монопольные преференции и особый экономический статус частным иностранным инвесторам, пусть даже и крупным. Мы в Болгарии допустили такую ошибку. Все инвесторы должны быть равны и действовать в равных условиях”, - сказал депутат.

Его поддержала профессор Братиславского экономического университета Людмила Липкова: “Иностранный капитал, приходящий в страну, – это не финансово-экономическая помощь. Это бизнес. В итоге у нас из Словакии сейчас уходят миллиарды”.

Словакия уже 11 лет в Евросоюзе. “Из-за свободного рынка очень многих товаров, которые раньше производились у нас в стране, уже нет. В том числе продовольственных. Крупные иностранные магазины, действующие в Словакии, предпочитают продавать товары из своих стран. В итоге, если Германия сейчас обеспечивает себя продовольствием на 94%, Польша – на 85%, Чехия – на 72%, Венгрия – на 71%, то Словакия – всего на 50%. Хотя десять лет тому назад этот показатель составлял почти 100%”.

Другая проблема – навязанная Брюсселем обязанность продавать землю. В итоге сельхозугодья Словакии активно скупаются голландцами и датчанами.

Литовский политик Альгирдас Палецкис заявил, что Евросоюз на первых порах довольно щедр к “неофитам”, но эта помощь узко ориентирована и целенаправленна. “Мы получили и получаем миллиардные инвестиции в инфраструктуру, особенно в дороги, но эти инвестиции идут в обход нашей индустриализации”, - сказал он.

“Все эти действия были сформулированы еще 100 лет назад в ленинской работе “Империализм, как высшая стадия капитализма”, - заявил в ответ экономический эксперт Виссарион Чешуев.

“В ней в главе №4 о финансовой олигархии говорится, что естественным развитием рыночных отношений является монополизация. А у монополий есть один только “интимный” мотив – вывоз капитала для того, чтобы вывезти противоречия между трудом и капиталом из своей страны в другие страны, эксплуатировать дешевую рабочую силу, получать дешевое сырье, а главное – уничтожить там собственное производство для того, чтобы спокойно реализовывать свои товары. Это внутренняя суть и расширения Евросоюза, и ассоциации постсоциалистических стран”.

Другая проблема, с которой столкнулись практически все неофиты ЕС – НАТО, как “автоматическая” нагрузка к членству в Евросоюзе. Это как иллюстрация к заверениям молдавских властей, что нейтральному статусу РМ ничего не грозит.

Как заявили Альгирдас Палецкис и Людмила Липкова, если референдум о вступлении в Евросоюз в их странах проводился, то о членстве в НАТО народы этих стран никто не спрашивал. Это как бы подразумевалось априори.

“Нам говорили, и мы верили, что так мы получим большую безопасность. Но в итоге сейчас, после украинских событий, нам приходится тратить треть миллиарда евро на вооружение. И НАТО, и наше правительство решили, что Литве нужно усиленно продвигать милитаризацию, так как мы являемся форпостом НАТО (а фактически - буфером), и в случае обострения ситуации становимся объектом удара”, - сказал Альгирдас Палецкис.

Доктор права, профессор Венского университета Ханс-Георг Хейнрич, говоря о восприятии Республики Молдова Брюсселем, заявил, что в ЕС прекрасно знают все, что происходит в РМ. В том числе о том, что творит молдавская власть, прикрываясь евроинтеграционными лозунгами. Просто, с одной стороны, из-за собственных проблем (греческий кризис, беженцы) Брюсселю сейчас не до Молдовы. С другой, в геополитическом плане РМ все-таки представляет определенную политическую ценность для ЕС.

“Молдова для Евросоюза, как чемодан без ручки – нести тяжело, но бросить жалко”, - резюмировал австрийский профессор.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

К какому этносу вы себя относите?