Приднестровье новостей: 1406
Акция протеста новостей: 1685
Война в Украине новостей: 6115
Евровидение новостей: 504

Молдова, которую мы все еще не построили. Часть 2

28 авг. 2015, 11:00   Общество
10692 5

Фото: vk.com

Ксения Флоря

По случаю очередной годовщины независимости РМ, noi.md продолжает рассказывать о том, какой могла бы стать Республика Молдова, если бы все “повышенные обязательства”, которые в разные годы брало на себя правительство, были внедрены в жизнь.

“Налоговый рай”

Говорят, что в конце 90-х гг. (то ли 97-ом, то ли 98-ом) Республика Молдова пыталась примкнуть к оффшорным зонам – для этого был разработан соответствующий законопроект. Но как только об этом стало известно международным структурам, о документе поспешили забыть.

Тем не менее, в начале 2000-х годов эксперты настаивали на том, что РМ должна внедрить у себя элементы оффшора или льготного налогообложения. Только так она может найти свое место под солнцем и привлечь в страну зарубежный капитал, который так необходим ее экономике.

И вот летом 2004 года президент Владимир Воронин, выступая перед парламентом на закрытии очередной сессии, объявил о создании в республике особого налогового и регистрационного режима. Своеобразного налогового рая, который послужит магнитом для инвестиций и станет скачком “в совершенно новое экономическое измерение”.

Президент сказал, что правительство и парламент должны подготовить такие решения, которые позволят уже в обозримом будущем “говорить о Молдове, как о стране с особым налоговым и регистрационным режимом, с правовыми условиями, выгодно отличающимися при любом макрорегиональном сравнении”.

И вот правительство ввело регистрацию хозяйствующих субъектов в “одном окне”, были в разы сокращены лицензионные виды деятельности, пресловутая “гильотина” поставила крест на целом ряде подзаконных актов, с помощью которых кормились чиновники. Апогеем провозглашенных президентом “реформ нового типа” стал т.н. “либеральный пакет "экономических инициатив 2007 года.

В апреле 2007 года Владимир Воронин пришел в правительство и заявил о необходимости “подвести черту под экономическим прошлым”. Экономическое будущее президент предложил строить революционными методами: через легализацию капитала (за 5% от заявленной суммы), списание всех долгов по налогам, накопившимся к началу 2007 года, и нулевую ставку налога на реинвестируемую прибыль, которая должна была вступить в силу с 1 января 2008 года.

В правительстве надеялись, что легализация капитала принесет не менее 1 млрд. выведенных из тени леев. Списание общей задолженности экономических субъектов перед бюджетом в 2 млрд. леев, “очистит”предприятия. А нулевая ставка налога прибыль будет способствовать их модернизации, экономическому росту и приходу в экономику инвестиций.

Представители правительства тогда со всех трибун рассказывали о преимуществах инвестирования в Молдову: благоприятном налоговом режиме, выгодном географическом положении страны и инвестиционной привлекательности (автономные торговые преференции с ЕС и свободный торговый режим со странами СНГ).

В общем, подводя итоги 2007 года, президент Воронин объявил, что Молдова находится на пороге инвестиционного бума. Но в 2008 году так некстати разразился мировой финансово-экономический кризис, нивелировавший все ожидаемые официальным Кишиневом результаты. Инвестиционного бума не получилось: вместо оживления инвестиций произошло их падение.

В 2012 году Альянс за евроинтеграцию по настоянию МВФ вернул налог на прибыль для юридических лиц. Да и в целом налоговый прессинг стал расти. На проекте “налогового рая” был поставлен жирный крест.

Евробойни

В феврале 2007 года, в рамках реализации курса на европейскую интеграцию, правительство постановило, что к 2010 году в Молдове появятся бойни европейского уровня. Это предусматривал план мероприятий по созданию сети убойных пунктов на 2007-2010 гг.

На тот момент в стране насчитывалось 128 боен. Но, как заявил министр сельского хозяйства Анатолий Городенко, их техническое обеспечение в большинстве случаев оставляет желать лучшего. А республике, сказал глава минсельхоза, нужна сеть боен малой и средней мощности, которые не только будут заниматься убоем животных или перерабатывать мясо в колбасы и полуфабрикаты, но и перерабатывать субпродукты в сырье для комбикормов или, допустим, фармацевтической промышленности.

Стоимость проекта строительства убойных пунктов, соответствующих стандартам ЕС, была оценена в 80 млн евро. Помочь в этом деле вызвались итальянские предприниматели. Но до реализации “убойных планов” дело не дошло – помешал сначала экономический, потом политический кризис.

Нынешние либерально-демократические власти, хоть и провозгласили евроинтеграцию единственно верным курсом, и даже планируют подать заявку на членство Молдовы в ЕС, до идеи “евробоен” пока не дошли. Хотя это одно из множества условий, выдвигаемых Евросоюзом.

Что нам стоит ТЭЦ построить?

Если бы были реализованы все постановления правительства о строительстве новых электростанций, Республика Молдова давно уже превратилась в страну с избыточной генерацией электроэнергии. Как Армения или Бельгия. На сегодняшний день, судя по постановлениям правительства разных лет, в Молдове должно было быть как минимум 6 или 7 новых ТЭЦ.

В 2001 году кабинет министров дал разрешение на строительство теплоэлектроцентрали в Чадыр-Лунге. Это была уже четвертая попытка возвести в стране новую ТЭЦ. До этого подобные разрешения правительство давало инициаторам проектов строительства электростанций в Будештах(план возведения разрабатывала французская фирма “DeCommercialisationetdeRepresentation”), Оргееве и Каушанах (проект немецкой компании “Siemens”).

Чадыр-Лунгская теплоэлектростанция должна была стать одной из самых мощных в республике - ее предположительная мощность могла составить150-220 мВт. Авторы проекта говорили, что эта ТЭЦ не только полностью обеспечит электроэнергией Гагаузскую автономию, но и соседние регионы, и увеличит производство местной электроэнергии на 10-15%.

Генеральным подрядчиком строительства должна была стать швейцарско-итальянская компания “CelticaAmbiente”, которая, помимо чадыр-лунгской станции, собиралась еще строить электростанцию в Бричанах (10 мВт, стоимость проекта $13 млн) и реконструировать теплоцентраль в Тараклии.

О своей готовности возвести электростанцию в Чадыр-Лунге в начале 2000-х гг. заявляли и турецкие инвесторы. Американская фирма “Redeco”, которая тогда вела изыскания на юге по добыче газа, заявляла об идее строительства 6 или 8 электростанций малой мощности. А инвесторы из Санкт-Петербурга собирались превратить котельную в Тараклии в ТЭЦ, не только покрыв потребности юга республики в электрической энергии, но и предлагая ее для продажи соседям.

В апреле 2002 года правительство приняло очередное постановление на заданную тему - о строительстве в Бельцах испанской компанией “BressonInternational” частной электростанции с комбинированным производственным циклом мощностью 120-150 мВт.

Следующий этап “электроэнергетического обострения” пришелся на 2004 год. Тогда правительство разрешило международной группе компаний “Итера” использовать под строительство теплоэлектростанции у села Бурлачены Кагульского района 41,03 га сельхозугодий, которые “Итера” к тому времени уже выкупила у прежних владельцев.

Символический камень на месте строительства будущей ТЭЦ был заложен в конце сентября 2004 года. Предполагалось, что мощность бурлаченской станции составит 450 мегаватт, объем инвестиций - $250-280 млн, азавершение строительства было запланировано на 2007 год.

В 2008 году чешский концерн J&T объявил о намерении построить новую ТЭЦ в Унгенах мощностью 350 мВт. Проект предполагал инвестиции в размере 615 млн евро.

Подписывая договор с J&T, молдавская сторона взяла на себя обязательство хранить молчание, поэтому об этом проекте было мало что известно. Ходили слухи, что в переговорах возникли некоторые трения из-за земельного вопроса. И что чехи настаивали на том, чтобы РМ помогла им в переговорах с Румынией об экспорте электроэнергии, которая будет производиться на новой ТЭЦ.

В феврале 2010 года премьер-министр Владимир Филат встретился с группой бизнесменов из Чехии. Во встрече участвовал и новый посол этой страны в РМ ЯромирКвапил, который выразил надежду, что в предстоящие три года – период действия его мандата в качестве посла – этот проект будет полностью завершен. Однако об унгенской ТЭЦ пока ничего не слышно.

Самая “свежая” декларация о намерениях возвести в Молдове новую электростанцию, относится к 2011 году. Тогда в ходе встречи министра экономики Валерия Лазэра с послом США АсифомЧодри было объявлено о намерении американской компании TEC Power построить в Молдове крупную теплоэлектростанциию (ТЭС). Общий объем инвестиций был оценен в $120 млн. Собеседники договорились, что возможность строительства данной ТЭС рассмотрит специальная рабочая группа. На этом, собственно, все и заглохло.

Так что проектов возведения в Молдове новых электростанций для обеспечения энергобезопасности страны за последние два десятка лет было рассмотрено и принято много, эффект - нулевой.

Согласно утвержденной в 2003 году Концепции развития и Схемы размещения электрических станций на территории Республики Молдова на период до 2010 года, собственные ТЭЦ к 2010 году должны были обеспечить до 70% электроэнергии, потребляемой республикой.

Однако по состоянию на 2015 год имеющиеся в республике мощности по-прежнему генерируют лишь 25-30% потребности РМ в электрической энергии. А правительство все так же берет на себя повышенные обязательства по обеспечению энергобезопасности страны, что и 20-15-10-5 лет назад.

Китайские термосы молдавской сборки

В ноябре 2000 года правительство приняло постановление “Об утверждении плана конкретных мероприятий по реализации договоренностей, достигнутых во время визита президента Петра Лучинского в Китай”. В утвержденный план вошли 24 проекта самой различной направленности.

Как писала тогда пресса, внедрение предложений китайских товарищей в полном объеме решит практически все проблемы Молдовы: безработицы, наращивания экспорта, обеспечения работой простаивающих предприятий, создания новых производств, ну и оживления экономики в целом.

Включенные в документ проекты предусматривали создание в Молдове совместного производства каучуковых обувных подошв, крышек “твист-офф”, открытие в Кишиневе центра традиционной китайской медицины,строительство фабрики по производству термосов по китайской модели.

Идея строительства фабрики по производству термосов появилась в 1998году, когда Кишинев и Пекин подписали соглашение о сотрудничестве и стали городами-побратимами. Предполагалось, что Кишинев предоставит помещения под будущее предприятие, а китайцы - оборудование и технологии.

Китайская сторона тогда также предлагала официальному Кишиневу наладить с молдавскими предприятиями бывшего ВПК совместное производство в свободной зоне Шеньжень товаров электронной промышленности. Была готова помочь наладить в Молдове выпуск фарфоровых и фаянсовых изделий. Сотрудничать с молдавскими предприятиями в области фармацевтики - или создать СП, или даже построить в РМ чисто китайское предприятие. А также помочь наладить собственное производство велосипедов, мопедов, зубной пасты, спичек, некоторых видов косметики, мягких игрушек.

Под эти проекты, как говорили тогда правительственные чиновники, были возможны льготные кредиты китайского правительства. Однако из всего этого обилия предложений в жизнь воплотился, кажется, только проект по возведению завода по производству крышек “твист-офф”.

Европейская узкоколейка

Первой молдавской железной дорогой на европейской колее, к тому же электрифицированной, должна была стать дорога Унгены- Кишинев. Этому проекту почти 20 лет, а правительство все обещает, что еще немного, еще чуть-чуть, и европейская узкоколейка в Молдове, наконец-то, появится.

В свое время “дочка” мультинациональной транспортной корпорации “Militzer&Munsh”, предлагавшая взять все грузовые перевозки в концессию, обещала электрифицировать железную дорогу от Унген до Бендер и повысить скорость поездов до 90-120 км. В 2002 году в Кишинев приезжала делегация Румынских железных дорог, которая была готова за 250 млн евро построить дорогу Унгены - Кишинев в европейском стандарте.

В 2007 году к этому проекту подключились чехи – была создана рабочая группа из молдавских и чешских специалистов, которая в течение двух лет должна была разработать проект и определить источники финансирования молдавской узкоколейки. В 2012 году в правительстве опять заговорили о заинтересованности Бухареста.

В ходе первого совместного заседания правительств двух стран, которое прошло в Яссах 3 марта 2012 года, министр транспорта и дорожной инфраструктуры Молдовы Анатолий Шалару и министр транспорта и инфраструктуры Румынии Александру Назаре договорились, что Румыния поможет РМ найти международное финансирование проекта строительства железнодорожного участка Унгены-Кишинев по европейским стандартам – с узкой колеей.

Ну а пока вокруг ж/д- проекта Унгены-Кишинев продолжаются ритуальные пляски, небольшой участок узкоколейки в Молдове все-таки появился. В сентябре 2014 года в международном порту “Джурджулешты” был торжественно открыт первый в республике (если не считать разобранный в 1996 году) участок европейской железнодорожной колеи, который соединил молдавскую железнодорожную сеть с румынской. Его длина составила 600 метров.


(Продолжение следует)


0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Как вы оцениваете решение об индексации пенсий на 6% с 1 апреля?