X 
Приднестровье новостей: 1423
Война в Украине новостей: 6171
Евровидение новостей: 506
Президент новостей: 4000

Молдова, которую мы все еще не построили

25 авг. 2015, 8:20   Общество
11676 6

Молдова, которую мы все еще не построили
Фото: look.com.ua

Ксения Флоря

Тонны бумаги. Тысячи постановлений, регламентов, стратегий и программ...

Если пробежаться по документам, принятым правительством за годы независимости, то, исходя из заявленных целей и задач, Республика Молдова уже должна была стать “маленькой Швейцарией” на берегу Днестра. Налоговым раем для инвесторов. Государством, практически полностью удовлетворяющим свои энергетические потребности, в том числе, в нефти и газе. Страной с европейскими дорогами и провинцией, к 2015 году выведенной на европейский уровень.

Итак, какой должна была стать Молдова, которую мы так и не построили – предлагаем вам ретроспективу не реализованных постановлений молдавского правительства.

Профессиональная армия

К 2014 году у Республики Молдова должна была появиться профессиональная армия. Это предусматривала разработанная правительством и утвержденная парламентом Концепция военной реформы 2002 года.

Как заявил тогда министр обороны Виктор Гайчук, к 2014 году “наша страна будет экономически сильной и сможет себе позволить содержать маленькую, мобильную, хорошо подготовленную профессиональную армию”.

Перевод молдавской армии на профессиональную основу должен был проходить в три этапа. ЭТАП ПЕРВЫЙ (2002-2004 гг.) Срок срочной службы сокращается с 18 месяцев до 1 года, воинские части на 50% комплектуются из контрактников. СИБ, Департамент чрезвычайных ситуаций и другие структуры, не имеющие полномочий по обеспечению военной безопасности государства, демилитаризуют. Создается единый орган централизованного материально-технического обеспечения ВС.

ЭТАП ВТОРОЙ (2005-2008 гг.) Полный переход на контрактную систему. Отслужившая свой срок техника списывается, начинается процесс переоснащения вооружением и военной техникой “качественно новых образцов”. В республике налаживается выпуск некоторых видов вооружения и боеприпасов. Создается новая система военной подготовки молодежи (в некоторых вузах предполагалось воссоздать военные кафедры, но военная подготовка на них должна была быть добровольной).

И, наконец, ЭТАП ТРЕТИЙ (2009-2014 гг.) На этом этапе процесс превращения молдавской армии “в маленькую, мобильную и хорошо подготовленную” должен был быть доведен до логического конца. Завершается процесс переоснащения вооруженных сил современным вооружением и военной техникой. Национальная армия РМ в основном состоит из частей быстрого реагирования.

Придя к власти в 2009 году, Альянс за евроинтеграцию не стал руководствоваться документами, разработанными в период коммунистического правления. Тем не менее, идея появления в Молдове профессиональной армии по-прежнему не теряла актуальности для руководства министерства обороны.

В 2012 году глава оборонного ведомства Виталий Маринуца заявил о необходимости отказа от службы по призыву и перевода армии на контрактную основу. Однако военные эксперты министра раскритиковали. Будущий министр обороны, а на тот момент эксперт Женевского центра по демократическому контролю за вооруженными силами Виорел Чиботару, заявил, что Молдова не готова к профессиональной армии.

“Франция, Великобритания и США, имея немалые финансовые, интеллектуальные, пропагандистские и другие ресурсы, с немалым трудом пришли к профессиональной армии. Молдове с ее ограниченными возможностями это будет попросту не под силу. Для Молдовы вообще идеальным вариантом существования вооруженных сил можно считать смешанный вариант”, - сказал Чиботару.

Для нового министра обороны Анатолия Шалару такой дилеммы, как профессиональная/смешанная армия, попросту не существует. Его стратегическая цель – объединить молдавскую армию с румынской, и интегрировать РМ в НАТО.

Программа конверсии

Чтобы спасти гордость Молдавской ССР - радиоэлектронную промышленность республики, в апреле 1998 года правительство приняло решение о создании холдинга “Конверсия”. Он был образован на базе восьми предприятий бывшего военно-промышленного комплекса: АО “Топаз”, “Мезон”, “Сигма”, “Рэут”, “РИФ”, “Микрон”, “Елири” и “Куанта”.

Основной задачей холдинга провозглашалось реанимирование бывшей оборонки: разработка индивидуальных проектов приватизации, комплексной программы конверсии и механизма структурной перестройкиş реконструкция производственных мощностей и внедрение новых производственных линий; выпуск конкурентоспособной продукции; привлечение иностранных инвестиций. Завод “Топаз”, например, был готов производить противоградовые системы.

Однако просуществовал конверсионный холдинг недолго. Уже в 2000 году правительство приняло решение о ликвидации холдинга “Конверсия”. Официальная причина: “Республиканскому центру конверсии предприятий радиоэлектронного комплекса и его правопреемнику холдингу “Конверсия” не удалось обеспечить развитие предприятий адекватно требованиям национальной экономики, их производственные мощности и интеллектуальный потенциал продолжают использоваться на низком уровне”.

В правительстве заявили, что после ликвидации холдинга, бывшие предприятия “Конверсии” будут реструктурированы и проданы по отдельности. А по настоянию премьер-министра Дмитрия Брагиша в постановление по “Конверсии” был включен пункт о привлечении к ответственности лиц, виновных в формировании многомиллионых долгов и расхищении имущества предприятий холдинга. Однако громкие разоблачения так и не последовали, как и полноценное реанимирование предприятий бывшей оборонки.

Город-спутник Кишинева

В 2012-2014 гг. у Кишинева мог появиться город-спутник. В 2004 году такой амбициозный проект предложило властям реализовать молдавско-итальянское СП “Prospera Habitat”. Власти идеей загорелись: договор о намерениях строительства города-спутника был подписан в конце 2004 года.

Его предполагалось возвести у села Бачой - в 2 км от Кишинева и 3 км от аэропорта. Новый город должен был занять территорию в 33 га и был рассчитан на 36 тыс. жителей. Строительство домов в городе-спутнике намечалось не в привычном “белом варианте”, а “под ключ”, чтобы исключить их несанкционированную реконструкцию после сдачи в эксплуатацию. Кроме современных жилых многоэтажных домов здесь планировалось создать полную городскую инфраструктуру: магазины, детские сады, школы, офисы, больницы, спортивные сооружения, игровые площадки, культовые сооружения.

По расчетам, на осуществление проекта требовались инвестиции в размере 850-900 млн евро, которые СП “Prospera Habitat” бралась финансировать без каких-либо гарантий со стороны правительства РМ. Итальянская корпорация обещала вернуть из Италии тысячи молдавских строителей. Как минимум 20 тыс. рабочих мест должны были получить специалисты смежных отраслей.

Однако данный крупномасштабный проект так и остался на бумаге - спутник у Кишинева так и не появился. Говорили, что у инвестора возникли проблемы со скупкой земли у частных владельцев, которые заломили слишком высокие цены. Кроме того, Prospera Habitat пришлось столкнуться со знаменитым молдавским бюрократическим механизмом.

С другой стороны, говорили о том, что город-спутник – это всего лишь красивое прикрытие реальных намерений инвестора – ţпо дешевкеţ скупить земли на окраине Кишинева и оперативно вывести их из сельхозоборота – в надежде на рост цен и возможность земельных спекуляций в будущем.

Преодоление различий между городом и деревней

В начале 2005 года правительство утвердило широко разрекламированную Национальную программу “Молдавское село”. Как было тогда объявлено, если власть не повернется лицом к селу сейчас, “может быть утрачена экономическая и демографическая перспектива страны”.

Кроме прогнозируемых проблем с демографией (молдавское население прирастает как раз за счет сельской местности, да и армия гастарбайтеров в основном формируется за счет сельских жителей), экономикой (учитывая все еще значительную долю сельского хозяйства в ВВП), у официального Кишинева была еще одна проблема - европейская интеграция.

Курс на евроинтеграцию взял вовсе на одноименный либерально-демократический Альянс, придя к власти в 2009 году, а Партия коммунистов во время своего правления. А кому в единой Европе нужна страна с безнадежно отсталыми регионами?

“Полтора года назад, - заявил в ноябре 2004 года, анонсируя разработку плана спасения молдавского села, президент Владимир Воронин, - мы провозгласили курс на европейскую интеграцию. Но чтобы стать полноправным членом общеевропейского дома, нужно построить демократичную и цивилизованную Европу внутри страны. Причем не на площади Великого национального собрания или в пределах одного квартала от зданий правительства или аппарата президента, а в каждом уголке республики, в каждом селе, в каждом молдавском доме, если хотите”.

Окончательно процесс “преодоления различий между городом и деревней”, согласно программе “Молдавское село”, должен был быть завершен к 2015 году. К этому сроку планировалось:

1) Снизить уровень бедности и устранить социальную несправедливость на селе;

2) Восстановить и развить инфраструктуру (газификация всей страны к 2009 году, обеспечение населенных пунктов питьевой водой, обеспечение к 2015 году 45,1 телефонных номеров на 100 жителей и т.д.);

3) Создать сельхозпредприятия “оптимальных размеров” и внедрить новые технологии;

4) Обеспечить эффективный менеджмент финансовых, материальных и человеческих ресурсов на уровне органов местного публичного управления.

Совокупный бюджет “Молдавского села” оценивался в 45 млрд. леев. И хотя в правительстве заявили, что национальная программа частично будет финансироваться из государственного и местных бюджетов, основную ставку в ее реализации власти все-таки сделали на частное предпринимательство и заграницу. А президент пообещал широкие льготы тем, кто рискнет вложить свои средства в глубинку.

Как итог: к 2015 году молдавским властям все-таки удалось устранить различия между городом и деревней, но не так, как желалось: молдавские города, включая Кишинев, постепенно деградируют в сторону деревни.

Платная дорога

В 2007 году молдавские власти заговорили о возможности появления в стране современного платного автобана. Тогда у официального Кишинева были большие ожидания по поводу развития Джурджулештского комплекса. Поэтому главным претендентом на звание “первого автобана республики” называлась дорога Джурджулешты-Крива (Бричанский р-н).

В феврале 2007 года, утверждая программу распределения средств Дорожного фонда, министр транспорта Василий Урсу заявил, что уже определено примерное расположение этой дороги и идет поиск возможного инвестора.

“Это будет инвестиционный проект, а сама дорога после ее возведения будет передана в концессию на 49 или 99 лет. Мы еще посмотрим. Те автомобилисты, которые захотят быстро доехать до Джурджулешт, будут платить деньги. А кому не к спеху, поедут по обычной дороге”, - заявил глава минтранса.

В 2008 году, во время официального визита премьер-министра Зинаиды Гречаной в Чехию, чешская сторона активно прорабатывала молдавских коллег на предмет возведения платного автобана.

В ходе визита чешский предприниматель Зденек Збытек завез молдавскую делегацию посмотреть строящийся участок дороги - показать, что могут местные дорожники. Чешская сторона была готова провести переговоры и выбить средства из европейских фондов. За это Молдова должна была отдать ей будущий автобан в концессию на 20-30 лет: чехи собирались взимать с проезжающих плату, а по завершении концессионного договора автомагистраль должна была перейти в полную собственность РМ.

Но молдавские власти к такому ноу-хау были не готовы. “В Чехии тоже сначала противились платным автобанам, но сейчас таких разговоров уже не возникает – все поняли, что это выгодно”, - доказывал Зденек Збытек. “Сегодня Молдова не нуждается в автобанах”, - отвечал ему министр строительства и развития территорий РМ Владимир Балдович. “Когда появится автобан, транспорт из других регионов потянется к вам”, - настаивал Зденек Збытек. “На данном этапе нам нужны не новые дороги, а реконструкция уже имеющихся”, - парировал Балдович.

Согласно утвержденной тогда Стратегии инфраструктуры наземного транспорта на 2008-2017 гг. правительство планировало провести технико-экономическое обоснование и оценку окружающей среды для предложенных инвестиций, а также осуществить анализ схем финансирования для новых инвестиций в автомобильные дороги.

Законодательное разрешение на возведение платных дорог в Молдове появилось только в 2011 году, когда парламент внес поправки в Закон об автомобильных дорогах. Внесенные изменения разрешали строительство или модернизацию платных автомобильных дорог, мостов, путепроводов на основе концессионных контрактов при условии существования альтернативной бесплатной дороги.
Однако до практической реализации идеи строительства современного платного автобана дело так и не дошло. Джурджулештский проект не развернулся в полном объеме, и платная дорога, пересекающая страну с севера на юг, оказалась утопией.

(Продолжение следует)

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

К какому этносу вы себя относите?