Приднестровье новостей: 1422
Война в Украине новостей: 6156
Евровидение новостей: 505
Президент новостей: 3993

Самая "бедная" партия планирует передел "лесной собственности"

5 авг. 2015, 9:30   Политика
16343 9

Самая "бедная" партия планирует передел "лесной собственности"
Фото: moldnews.md

Ксения Флоря

Новых лиц в правительстве Валерия Стрельца немного – в основном это выдвиженцы вернувшейся во власть Либеральной партии. Михай Гимпу не стал долго думать, подыскивать на доставшиеся должности специалистов-профессионалов, а просто подарил по министерству верным соратникам. Тем, кто остался с ним во время раскола ЛП и перенес “тяготы” временной оппозиции.

Одно из самых “хлебных” министерств в иерархии государственных учреждений - министерство окружающей среды, досталось вице-председателю ЛП Валериу Мунтяну. Но одного экологического хозяйства новому министру показалось мало. И буквально за час до утверждения правительства Стрельца, парламент голосами депутатов от ДПМ, ЛДПМ и ЛП перевел агентство лесного хозяйства Moldsilva из прямого подчинения правительству в подчинение министерству окружающей среды, а также ограничил его полномочия.

Примечательно, что документ написал и на правах автора представил сам Валериу Мунтяну, на тот момент уже являвшийся кандидатом в министры. Налицо – прямая личная заинтересованность и конфликт интересов. Но когда партии власти смущало нарушение законов, принятых в том числе ими самими?

Кормушка для самой “бедной партии”

Официальная версия произведенной рокировки в изложении автора выглядит так.

1) “Этот проект направлен на улучшение взаимодействия между государственными структурами и повышение эффективности в области окружающей среды. Международная практика показывает, что такие госструктуры, как Moldsilva, подведомственны профильному министерству”.

2) “К сожалению, агентство Moldsilva и лесное хозяйство Молдовы рассматривались до сих пор как экономические субъекты, а аспекты защиты окружающей среды были отодвинуты на второй план. Отрасль противилась этой реформе, которая была инициирована еще десять лет тому назад”.

Но! По соглашению о создании АЕИ-3, Moldsilva итак перешла в управление либералов. Вместе с Агентством материальных резервов, Государственной архивной службой и AGEPI. Казалось бы – берите и реформируйте. Однако ЛП, заручившись поддержкой союзников, сначала предпочла монополизировать данный сектор, как выразился депутат-коммунист Сергей Стати.

На самом деле, с точки зрения самих либералов, такая концентрация власти и финансовых потоков в отдельно взятом министерстве – вполне логичный и даже разумный шаг. Во-первых, этим ЛП обезопасила себя от вероломства союзников.

При АЕИ-2 Moldsilva уже принадлежала либералам. Но весной 2013 года случился правительственный кризис: правительство Владимира Филата было отправлено в отставку за “злоупотребления, извлечение выгоды из влияния, контрабанду и коррупцию”. Либералы тогда заартачились и союзники, предварительно расколов ЛП, сели за стол переговоров с “реформаторами” Иона Хадыркэ.

Для “реформаторов” нужно было расчистить должности от ставленников Либеральной партии. Как раз в начале мая 2013 года фракциями ЛДПМ и ПКРМ были утверждены поправки в Закон о правительстве, согласно которым и.о. премьер-министра получил право выдвигать предложения о назначении или смещении с должности министров и руководителей агентств. Чем тогдашний и.о. премьера Юрий Лянкэ и воспользовался.

Первой из чиновников-либералов “полетела голова” директора агентства Moldsilva Иона Чебану. Юрий Лянкэ даже не стал скрывать, что причина отставки сугубо политическая: “Этот человек был назначен на данную государственную должность по политическим мотивам, поэтому согласно политическому же решению г-н Чебану сейчас отправляется в отставку”.

Перед парламентскими выборами 30 ноября 2014 года ДПМ и ЛДПМ аналогичным образом избавились уже от выдвиженца либерал-реформаторов Штефана Китороагэ.

Официальной причиной его увольнения с поста гендиректора Moldsilva стали “неоднократные нарушения дисциплины со стороны чиновника, нарушение правил использования служебного автомобиля - а именно, его использование в личных целях; а также целый ряд официальных обращений от подотчетных агентству Moldsilva структур с жалобами на политический прессинг со стороны руководства агентства”.

Добившись перед утверждением нового правительства переподчинения агентства Moldsilva, либералы тем самым обезопасили себя и от вероломства собственных выдвиженцев. С этим им тоже пришлось столкнуться.

В начале 2013 года Михай Гимпу предложил политическому бюро либеральной партии отозвать с должности гендиректора Moldsilva Иона Лупу. Прессе было сказано, что Лупу не сообщил партии об инциденте на "царской охоте” в заповеднике “Пэдуря домняскэ”. Но потом Гимпу все-таки "раскололся”, подтвердив слухи, что гендиректор Moldsilva не слишком-то делился с руководством ЛП. “Мы назначили на руководящие посты людей, которые этим пользуются и живут, как бояре. Это им с рук не сойдет”, - заявил тогда Гимпу.

Вероломство выдвиженцев тем болезненней, что лесные ресурсы – это настоящий Клондайк. Даже в условиях Республики Молдова. В РМ лесами покрыто свыше 360 тыс. га (почти 11%) территории. Более 300 тыс. га из них (8,9%) находятся в ведении агентства Moldsilva.

Прошлым летом на пресс-конференции, организованной движением Антимафия, ряд бывших сотрудников Moldsilva рассказали о беззакониях и тарифах, установленных в лесном хозяйстве страны. По их словам, в "Молдсилве” действует система сбора денег, идущих руководству агентства. Ставка для трудоустройства лесником, например, составляет 5 тыс. евро. А после принятия на работу лесничим надлежит ежемесячно выплачивать по 10 леев за гектар леса.

Однако главный источник обогащения в Moldsilva – это вырубка леса. По официальной информации, размещенной на сайте агентства Moldsilva, ежегодно лесной сектор обеспечивает национальную экономику 400-500 тыс.м3 древесины, “заготовленной в результате комплексных лесохозяйственных работ (работы по ведению и уходу, рубки по восстановлению, экологической реконструкции и т.д.)”. Доход, поступающий ежегодно в национальную экономику от лесного сектора, говорится далее в сообщении, составляет 0,5 – 0,6% от ВВП.

Неофициальные доходные показатели на порядок выше. По мнению специалистов, незаконная вырубка леса в Молдове в три раза превышает легальную – в лесном хозяйстве отмываются миллионы. Только в 2011 ив 2012 гг. было незаконно вырублено порядка 8 тыс. кубометров древесины, ущерб был оценен более чем в 1,3 млн леев.

Площади под вырубку, как правило, отдаются в ходе аукционов – а это еще один элемент коррупционной составляющей для чиновников. Понятное дело, что такое доходное хозяйство новый министр окружающей среды Валериу Мунтяну и “самая бедная парламентская партия” никак не могли выпустить из своих рук.

“Самой бедной в парламенте” Либеральную партию назвал все тот же Валериу Мунтяну. В начале этого года в интервью порталу tribuna.md он заявил, что ЛП “была и, несомненно, остается в этом статусе, и не думаю, что когда-нибудь она станет богатой партией”. Однако, судя по результатам нынешних коалиционных переговоров, распределению должностей среди партий АЕИ-3 и “хозяйской хватке” нового министра экологии, ЛП уже встала на путь исправления данной ситуации.

Представляя в парламенте законодательную инициативу о переподчинении агентства Moldsilva, Валериу Мунтяну не стал скрывать своих далеко идущих планов - в лесном хозяйстве планируется “передел собственности”.

“Я приветствую тех, кто незаконно захватил леса, и хочу им сказать, что скоро мы встретимся и проверим захваченное имущество”, - заявил он. Поводом для грядущего “передела” может послужить открытое письмо правительству, направленное в мае председателем Экологического движения Молдовы Алеку Реницэ.

В нем эколог требовал от исполнительной власти отменить регламент, утвержденный еще правительством Василия Тарлева, который позволяет сдачу в аренду национального лесного фонда на 49-летний срок. И заявил, что государство теряет более 1 млрд. леев, сдавая леса в аренду по заниженным ценам.

Экологические фонды

Но и без агентства Moldsilva министерство окружающей среды является одним из самых “доходных” в иерархии государственных учреждений. Оно управляет Национальным экологическим фондом (НЭФ), который ежегодно оперирует сотнями миллионов леев.

В этом году НЭФ профинансирует 125 проектов. Большинство выделяемых сумм превышает 1 млн леев. Самым крупным получателем денежных средств является Чимишлийский район, которому для комплексного менеджмента твердых бытовых отходов из Национального экологического фонда будет выделено 5 119 812 леев.

НЭФ, как и любой другой специализированный фонд, - весьма удобная кормушка, как для личного, так и для партийного обогащения. В феврале этого года Генеральная прокуратура возбудила семь уголовных дел по факту мошенничества при использовании средств из Национального экологического фонда. Были выявлены нецелевые расходы, случаи злоупотребления служебным положением, а также трата денег на заведомо убыточные проекты.

Управляется НЭФ административным советом в составе семи человек. А его председателем является министр окружающей среды. Так что доступ к финансированию из Национального экологического фонда в первую очередь открывается тем, кто “найдет общий язык” с административным советом фонда. А также для “своих” фирм или “своих” населенных пунктов.

Согласно данным о распределении средств Национального экологического фонда в 2011-2012 гг., больше всего средств из НЭФ получили примары от либеральной партии (министром окружающей среды тогда был выдвиженец ЛП Георге Шалару). То есть, фактически речь шла о скрытом финансировании данного политформирования.

Семья бывшего министра окружающей среды тоже неплохо “покормилась” за счет средств экологического фонда. В 2012 году общественная ассоциация “EcoCim” из Чимишлии (ее учредил сын Георге Шалару – Андрей, а фиктивно руководил активный член Либеральной партии Андрей Присэкару) получила из НЭФ 1,5 млн леев на организацию процесса подготовки, продвижение принципов устойчивого развития и участие в конференции ООН по устойчивому развитию “RIO+20”, прошедшей в Бразилии.

Покровительствовал экс-министр и другой чимишлийской организации - "Protejăm Mediul Împreună”, которой руководил Александр Черный – брат юриста министерства Вячеслава Черного. Братья Черные - племянники бывшего министра. А всего, как считают эксперты, родственники Георге Шалару получили от природоохранных структур около 20 млн леев.

Who is Valeriu Munteanu?

Именно такое прибыльное хозяйство по коалиционному соглашению опять досталось Либеральной партии. А руководить им будет Валериу Мунтяну.

Новый министр окружающей среды – довольно колоритная личность. Он являлся автором законопроектов о введении штрафа в $165-500 для клиентов проституток (так Валериу Мунтяну предлагал бороться с секс-туризмом) и о химической кастрации педофилов.

Требовал ввести запрет на празднование дней рождений в кабинетах госслужащих и высокопоставленных лиц, а также исключить ПСРМ из предвыборной кампании и реестра политических партий за то, что Партия социалистов “финансировалась Россией”.

Обещал развивать концепцию окончательного избавления Молдовы от коммунизма. Требовал выхода РМ из СНГ, так как “Молдова не может быть одновременно и с Иисусом (ЕС) и с сатаной (СНГ)”. И стал “злым гением” для экс-премьер-министра Кирилла Габурича.

Именно Валериу Мунтяну в течение двух месяцев настойчиво бомбардировал запросами минпросвет и другие учреждения, пытаясь выяснить, где и какое образование получил Габурич. И опубликовал в социальных сетях информацию, что экс-премьер стал студентом вуза на основе фальшивого аттестата.

Впрочем, и сам новый глава экологического ведомства становился объектом пристального внимания со стороны коллег-депутатов. В 2012 году Валериу Мунтяну проложил за государственный счет дорогу к собственному дому под видом прокладки прохода к будущей школе. Дорога длиной в 300 метров в родном селе Мунтяну – Флорень Новоаненского района, обошлась бюджету более чем в 800 тысяч леев.

Депутат-коммунист Вячеслав Бондарь, обратившийся с запросом в прокуратуру о проверке данного факта, заявил, что проложенная к несуществующей школе дорога “почему-то оборвалась как раз возле дома господина Мунтяну”. Сам депутат в эфире одного из телеканалов заявил, что дорогу к его особняку проложили местные власти по их собственному желанию, а лично он никого ни о чем не просил.

Двухэтажный дом нового главы экологического ведомства площадью в 220,4 кв. м тоже попал в историю. До начала своей политической карьеры Валериу Мунтяну не был ни бизнесменом, ни крупным менеджером. В 2003 году он окончил Университет Валахия в румынском городе Тырговиште. В 2003-2007 гг. был юристом Ассоциации электронной прессы и одновременно работал в проектах Фонда Сороса в Молдове и Корпуса Мира. Редактировал собственную программу на радио и возглавлял общественную молодежную организацию в родном селе. В 2007 году был избран примаром села Флорень как независимый кандидат. А в ноябре 2009 года утвержден депутатом от либеральной партии.

Когда у Валериу Мунтяну спросили, откуда у него такой внушительный особняк в 220 квадратов, который вряд ли можно построить на оклад сельского примара или зарплату депутата, он скромно ответил, что дом был построен на деньги, которые ему подарили на свадьбу.

И еще один пикантный штрих из биографии нового министра окружающей среды – именно он находился в машине с Дорином Киртоакэ, когда по дороге в Бухарест на трассе Кишинев-Леушень автомобиль попал в ДТП, врезавшись в лошадь.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Будете ли вы принимать участие в проходящей в Молдове переписи населения?