Приднестровье новостей: 1381
Война в Украине новостей: 5298
Евровидение новостей: 501
Президент новостей: 3994

Коалиция под номером пять

23 июл. 2015, 10:10   Политика
8391 6

Коалиция под №5
Фото: totul.md

Ксения Флоря

ЛДПМ, Демпартия и ЛП наконец-то подписали соглашение о создании коалиции. И хотя Владимир Филат интриговал - в понедельник вечером после очередного раунда переговоров он говорил, что ЛДПМ пока не определилась, на какой пост будет претендовать: премьер-министра или спикера - распределение ключевых постов осталось прежним. Должность премьер-министра сохранилась за ЛДПМ, спикера – за ДПМ. Президент будет определен на основе консенсуса.

Теперь заклятые союзники обсуждают поименный состав правительства. В среду с утра ходили слухи, что ЛДПМ может выдвинуть в премьер-министры и.о. министра просвещения Майю Санду. Предварительное распределение министерских портфелей выглядит так:

ЛДПМ: министерство финансов, МВД, министерство иностранных дел и европейской интеграции, министерство сельского хозяйства, министерство труда, социальной защиты и семьи (в прежних коалициях оно было у ДПМ), министерство молодежи и спорта (до сих пор доставалось либералам и либерал-реформаторам).

Демпартия: минздрав, министерство юстиции (оба находились в ведении ЛДПМ), министерство строительства и регионального развития, министерство экономики, министерство культуры, министерство информационных технологий и связи.

ЛП: министерство окружающей среды, министерство обороны, министерство просвещения (было у ЛДПМ), министерство транспорта. Кроме того, ЛП достались должности вице-спикера и вице-премьера, а также руководителя СИБа и ряда агентств.

Это уже пятая правящая коалиция за последние шесть лет.

Альянс за евроинтеграцию №1 (8.08.2009 – 28.11.2010)

Первый раз ЛДПМ, ДПМ и ЛП пришли к власти после досрочных выборов 29 июля 2009 года. Тогда с ними в связке был еще альянс “Молдова ноастрэ” Серафима Урекяна.

Соглашение о создании правящей демократической коалиции под названием “Альянс за европейскую интеграцию” было подписано 8 августа 2009 года. Правда, первое заседание парламента нового созыва, на котором было зачитано официальное заявление о создании Альянса, состоялось только 28 августа.

Подписывая соглашение о формировании коалиции, Владимир Филат, Михай Гимпу, Мариан Лупу и Серафим Урекян заявили, что берут на себя всю ответственность за правление страной. И пообещали обеспечить свободу СМИ, разделение власти в государстве, гарантировать независимость судебной системы, реформировать силовые структуры, провести с участием международных экспертов комплексное и объективное расследование событий 7 апреля 2009 года.

А также обязались преодолеть экономический кризис, снизить уровень бедности, правильно управлять государственными средствами, исключить вмешательство политики в экономику, демонтировать вертикаль власти, гарантировать местную автономию, возобновить отношения с международными донорами, провести переговоры по подписанию с ЕС соглашения об ассоциативном членстве.

А еще лидеры альянса заявили о необходимости “ухода от антироссийских фобий и важности сотрудничества с НАТО”. Но как показали дальнейшие события, никогда у официального Кишинева еще не было столько антироссийских фобий, как при АЕИ под №1.

Основные государственные должности в стране лидеры четырех партий, вошедших в коалицию, договорились распределить так: Владимир Филат – премьер-министр, Михай Гимпу – председатель парламента, Серафим Урекян – его первый зам, Мариан Лупу выдвигается на пост президента.

Однако получить вожделенную должность лидеру демократов так и не удалось. Кандидатура Лупу выдвигалась дважды – на президентских выборах 10 ноября и 7 декабря 2009 года. Но 53 голоса “за” - при 61 необходимом - не позволили Мариану Лупу стать очередным президентом РМ.

Тогда-то лидеры Альянса за европейскую интеграцию впервые всерьез и задумались о необходимости изменить Конституцию. Мариан Лупу в сердцах заявил, что президент должен напрямую избираться народом. Тем более, сказал он, как показывают соцопросы, такого же мнения придерживается и 80% населения Молдовы.

А фактическим президентом страны в тот период был Михай Гимпу: после того, как 11 сентября 2009 года Владимир Воронин сложил с себя полномочия главы государства, Гимпу, как председатель парламента, стал исполнять обязанности президента. 28 сентября 2010 года, после провала двух туров президентских выборов и конституционного референдума 5 сентября о переходе к всеобщим выборам главы государства, он подписал указ о роспуске парламента и назначении досрочных выборов на 28 ноября 2010 года.

Альянс за евроинтеграцию №2 (30.12.2010 – 13.02.2013)

Второй Альянс за евроинтеграцию уже был без Серафима Урекяна – альянс “Молдова ноастрэ” не преодолел избирательный барьер.

На месте АЕИ-2 вполне могла бы быть совсем другая коалиция. Демократическая партия тогда вела параллельные переговоры и с коммунистами. Шансы у лево- и правоцентристской коалиции были примерно равны. У левоцентристской даже “равнее” (коммунисты даже придумали ей название – “За Молдову!”).

28 декабря 2010 года, когда новый парламент собрался на свое учредительное заседание, все указывало на то, что будущая коалиция, скорее всего, будет левоцентристской. Потому что переговоры между бывшими лидерами Альянса за евроинтеграцию-1 зашли в тупик.

Особенно ярко это проявилось на десятом, “юбилейном” раунде переговоров между ЛДПМ, ДПМ и ЛП. На нем либералы, забраковавшие предложения либерал-демократов о новой структуре правительства и распределении должностей, фактически поставили ультиматум. Михай Гимпу заявил, что ему нужны реальные рычаги управления. А их могут дать три силовых ведомства - МВД, ЦБЭПК и Генеральная прокуратура.

В процесс переговоров тогда активно включились и зарубежные чиновники. Первым в Кишинев прибыл глава администрации президента РФ Сергей Нарышкин, посадивший за стол переговоров коммунистов и демократов.

В Москве не скрывали, что крайне заинтересованы в этом союзе. Поэтому в Кишинев г-н Нарышкин прибыл не с пустыми руками, а, как говорили, с пакетом выгодных предложений: снижение закупочной цены на газ, “зеленый свет” молдавским винам и сельхозпродукции на российском рынке, открытие дверей Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, определенный прорыв на приднестровском направлении.

За союз демократов с ЛДПМ и ЛП активно хлопотал европейский десант в лице министров иностранных дел Польши Радослава Сикорского и Швеции Карла Бильдта, а также председателя Европарламента Ежи Бузека и комиссара ЕС по вопросам расширения и политики добрососедства Штефана Фюле. Как заявил тогда один из политологов, “они приехали, чтобы ломать ДПМ - Европу не устраивает ни укрепление российского влияния в Молдове, ни возвращение коммунистов к власти”.

Доводы европейцев оказались убедительнее пакетных предложений Сергея Нарышкина. И 30 декабря 2010 года было подписано соглашение о создании Альянса за европейскую интеграцию №2. В этот же день Мариан Лупу - в качестве компенсации за так и не полученный пост президента - был избран председателем парламента, одновременно являясь и. о. главы государства.

В этом созыве Лупу еще раз попробовал стать полноценным президентом Молдовы. Однако на президентских выборах 16 декабря 2011 года получил поддержку только 58 депутатов от АЕИ и окончательно отказался от своих пропрезидентских амбиций. А главой государства в марте 2012 года в итоге стал малоизвестный широкой публике судья Николай Тимофти.

Казалось бы, политический кризис преодолен, и в правящем альянсе могут вздохнуть свободно. Но период затишья длился недолго: Владимир Филат захотел стать “первым среди равных”.

Повод подвернулся в начале 2013 года: после убийства на “царской охоте” предпринимателя Сорина Пачу, несмотря на все усилия руководства ДПМ, 21 января на экстренном заседании парламента генеральный прокурор Валерий Зубко был отправлен в отставку.

Правящая коалиция вступила в фазу открытой политической войны. 13 февраля 2013 года Владимир Филат созвал брифинг и объявил, что его Либерально-демократическая партия выходит из соглашения о создании “Альянса за евроинтеграцию-2”. А через два дня фракции ЛДПМ и ПКРМ упразднили должность первого вице-председателя парламента, которую занимал Владимир Плахотнюк.

В ответ Генпрокуратура и Национальный центр по борьбе с коррупцией устроили грандиозное представление с обысками в здании правительства и ряде госучреждений, взламыванием сейфов и задержанием ряда чиновников-ставленников ЛДПМ. А в подконтрольных руководству ДПМ СМИ всплыли аудиозаписи телефонных переговоров Владимира Филата и его ближайших соратников.

Премьер-министр выдвинул очередной ультиматум: Совет Альянса, который “в нарушение Конституции стал высшим органом власти в стране наподобие Политбюро ЦК КПСС”, должен перестать быть таковым; атака на “Банка де Економий” должна быть прекращена; уголовные дела на министров от ЛДПМ – закрыты; государственные структуры и, прежде всего, Генеральная прокуратура – деполитизированы, а расследование инцидента на VIP-охоте проведено в четком соответствии с действующим законодательством и международными нормами.

Все закончилось тем, что 5 марта 2013 года правительство Владимира Филата было отправлено в отставку - за “злоупотребления, извлечение выгодны из влияния, контрабанду и коррупцию”. Демпартия и ЛП не простили вероломства бывшего союзника, попытавшегося перетянуть коалиционное одеяло на себя. И поддержали законодательную инициативу коммунистов о выражении вотума недоверия правительству Филата.

Коалиция проевропейского правления (30.05.2013 – 30.11.2014)

Владимир Филат, поколебавшись, пошел на попятную и наступил на горло собственной песне. Он публично попросил у Владимира Плахотнюка прощения. Вопреки собственному обещанию деполитизировать Генпрокуратуру, проголосовал за нужного демократам генерального прокурора. А потом лично явился в офис ДПМ на заседание Политсовета, где в это время обсуждался вопрос - голосовать или нет демократам за правительство Филата-3.

Казалось, что лидер ЛДПМ опять в дамках и третий премьерский срок у него в кармане. К середине апреля за правительство Филата-3 были готовы проголосовать 58 депутатов.

Однако 22 апреля 2013 года со стороны руководства ДПМ последовал “контрольный выстрел”, надолго выбивший Филата из политической колеи: Конституционный суд признал недействительным указ президента о выдвижении кандидатуры Филата на пост премьер-министра. Более того, по решению КС, Владимир Филат вообще не мог занимать пост премьер-министра ни как кандидат, ни как и.о - “в связи с отставкой за коррупцию и злоупотребления”.

Как потом откровенничали коммунисты, разозлившийся лидер ЛДПМ был готов идти на досрочные выборы. И пошел бы, если бы не жесткая позиция Брюсселя, демонстративно вмешавшегося в переговорный процесс, обещание еврочиновниками заоблачных щедрот в случае создания “Коалиции проевропейского правления”, и жесткий прессинг, оказываемый эмиссарами ЕС непосредственно на лидера ЛДПМ.

В итоге 30 мая 2013 года в Молдове появилось новое парламентское большинство – Коалиция проевропейского правления. Кратко – КПП. Главные действующие лица почти те же: Демпартия, ЛДПМ и ушедшие от Гимпу либералы-реформаторы Иона Хадыркэ. Михай Гимпу с “истинными” либералами официально перешел в оппозицию. Журналисты тогда шутили: при создании АЕИ-2 “слили” Урекяна, при формировании КПП избавились от Гимпу. Кто следующий?

После подписания коалиционного соглашения Владимир Филат заявил: “Я благодарю г-на Лупу за то, что тот, несмотря ни на что, поставил интересы страны выше личных и партийных интересов”.

То, что пост председателя парламента достанется демократам, потенциальные союзники договорились изначально. Но, как утверждали упорные слухи, Мариан Лупу категорично требовал вернуть спикерскую должность ему. Причем, сделать это до того, как парламент проголосует за новый состав правительства - в качестве гарантии. Потому что выборы председателя парламента проходят тайно, а голосование за правительство - в открытом режиме.

Но партия решила иначе. Из двух потенциальных кандидатов на должность председателя парламента – Мариана Лупу и председателя комиссии по внешней политике Игоря Кормана, фракция ДПМ решила выдвинуть кандидатуру Кормана. Потому что “акцент сейчас нужно делать на европейскую интеграцию”. А премьер-министром новая правящая коалиция назначила первого вице-председателя ЛДПМ, экс-министра иностранных дел Юрия Лянкэ.

Просуществовала Коалиция проевропейского правления до парламентских выборов 2014 года. Самым значительным ее достижением стали отмена визового режима с ЕС и подписание соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Самым громким скандалом – кража миллиарда евро из банковских учреждений.

Альянс за европейскую Молдову (23.01.2015 – 21.07.2015)

Это самая недолговечная коалиция из всех ранее существовавших. Она просуществовала всего семь месяцев. К тому же, “Альянс за европейскую Молдову” – первая в истории РМ коалиция правящего меньшинства.

После парламентских выборов 30 ноября 2014 года ЛДПМ и ДПМ семь с половиной недель пытались договориться о союзе с либералами. Это еще один политический рекорд. Но обиженный на вероломных союзников, расколовших его партию, Михай Гимпу был настроен ультимативно.

“Аппетиты” либералов в ходе переговорного процесса росли просто в геометрической прогрессии. Сначала они требовали паритетного распределения должностей на основе т.н. “европейской модели”, немедленной реализации своего предвыборного обещания – вступления Молдовы в НАТО, и гарантий для очередного избрания Дорина Киртоакэ генеральным примаром Кишинева на местных выборах 2015 года.

Потом настаивали на предоставлении им должности президента. А затем Михай Гимпу выдвинул совсем уж неприемлемое для руководства Демпартии требование: его партия не будет настаивать на участии в распределении трех ключевых должностей государства, при условии предоставления либералам должности генерального прокурора. Как сказал Гимпу, Либеральная партия хочет деполитизировать прокуратуру, а должность генерального прокурора, по его словам, должен занять иностранный гражданин.

В итоге 23 января 2015 года председатели Либерально-демократической и Демократической партий Владимир Филат и Мариан Лупу подписали соглашение о создании двустороннего альянса. Владимир Филат сказал, что “время не ждет”. Мариан Лупу - что принятие на себя ответственности двумя партиями “означает мужество в виду сложной региональной и экономической конъюнктуры”. А Михай Гимпу, собрав свою пресс-конференцию, заявил, что легче было развалить СССР, чем договориться и создать новую коалицию с демократами и либерал-демократами.

Эксперты сразу заявили, что Альянс за европейскую Молдову – краткосрочная конструкция. Что она просуществует до местных выборов. И что она создана “для того, чтобы продолжать управлять финансовыми потоками и выводить средства из банков”.

Так, собственно, и получилось – не успели отгреметь местные выборы, как ЛДПМ и ДПМ позвали либералов за стол переговоров. Оппозиционное прошлое и неожиданная рокировка с коалицией правящего меньшинства сделали свое дело: требования ЛП стали более умеренными. О “европейском прокуроре” Михай Гимпу на этот раз даже не заикался. А то, что союзники в итоге согласились отдать ЛП хлебное министерство транспорта, которое не раз становилось объектом дележа, стало бальзамом на его “израненную душу”.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

К какому этносу вы себя относите?