X 
Приднестровье новостей: 1381
Война в Украине новостей: 5301
Евровидение новостей: 501
Президент новостей: 3995

Опасное статус-кво муниципального совета

3 июл. 2015, 8:45   Политика
8406 2

Фото: noi.md

Ангелина Таран

Кишиневский окружной избирательный совет еще не готов передать в суд Центрального сектора протокол по итогам голосования за генерального примара столицы во втором туре и заявление о признании мандата победителя. Когда это будет сделано, суд в десятидневный срок должен принять решение о подтверждении или не подтверждении законности выборов. Тем временем в среду, 1 июля, социалисты обжаловали в этом суде результаты второго тура выборов генерального примара муниципия Кишинев и потребовали проведения повторного голосования. В пятницу, 3 июля, Апелляционная палата должна высказаться по поводу решения суда первой инстанции о пересчете голосов за муниципальных советников, вынесенного в понедельник, 29 июня. Три дня подряд заседание АП переносится.

А что дальше?

Кишиневский муниципальный совет (КМС) считается законно образованным после признания действительными мандатов не менее двух третей от общего числа советников (всего их 51).

На свое первое заседание советники должны собраться в течение 20 дней после утверждения их мандатов. Решение об этом принимает Центральная избирательная комиссия. На этом заседании председатель Окружного избирательного совета или представитель ЦИК-а зачитает решение суда о признании законности местных выборов, мандатов советников и генпримара и вручит им удостоверения и значки.

По закону, все заседания муниципального совета (и любого другого местного совета) являются открытыми, и любой человек может на них присутствовать. Первое заседание проводит самый старший советник, а ему помогает самый молодой из присутствующих вместе с секретарем КМС. Последний известен – Валериу Диденку, назначенный на должность на конкурсной основе в 2008 г. Правда, в 2011 г. Дорин Киртоакэ грозился потребовать его отставки после того, как стало известно, что дочь Диденку в течение двух месяцев получила участок земли в Ставченах. Но все как-то обошлось.

Для первого заседания секретарь готовит личные дела советников, которые они должны дополнить письменными декларациями, подтверждающими, что они не занимают других должностей, не совместимых с исполнением обязанностей муниципальных советников.

После признания законности КМС советники сформируют фракции. Для создания фракции необходимо минимум три советника. Если пока оперировать предварительными данными распределения мест в мунсовете, то фракции могут создать Партия социалистов (19 мандатов), Либеральная партия (17 мандатов), Европейская народная платформа Юрие Лянкэ (6 мандатов), «Наша партия» (3 мандата) и Партия коммунистов (3 мандата). У Либерально-демократической партии и Демократической партии, соответственно, два и один мандат, на основе которых они могут создать общую фракцию или присоединиться к другим.

Эти решения подтверждаются протоколами. Также фракции вправе создавать альянсы и блоки. С образованием этих формирований выбираются и их председатели. Каждая фракция получает в здании примэрии кабинет для заседаний, оргтехнику, канцтовары и служащего примэрии для оказания технической и методической помощи.

Что за это платят?

Советники должны сформировать пять комиссий: юридическую, по общественному порядку и деятельности публичной местной администрации; комиссию по бюджету, экономике, финансам, местному публичному имуществу, сельскому хозяйству и проблемам пригородов; комиссию по жилищно-коммунальному хозяйству, энергетике, техническим услугам, транспорту, сообщению и экологии; комиссию по строительству, архитектуре и земельным отношениям; комиссию по социальной защите, здравоохранению, образованию, культуре, средствам массовой информации и межнациональным отношениям.

Для этого нужно выдвинуть своих представителей, учитывая их профессиональный опыт. В этих комиссиях по некоторым вопросам будут готовить или изучать материалы для рассмотрения муниципальным советом. Вообще говоря, муниципальный совет имеет право принимать решения по всем вопросам местного значения, кроме того, что входит в компетенцию других органов государственной власти. Решения этих комиссий носят рекомендательный характер.

Труд муниципальных советников оплачивается только во время участия в заседаниях КМС (реальное время дискуссий): за восемь часов обсуждения полагается 2 тыс. леев. Так как одна повестка дня зачастую растягивается на несколько заседаний с большими перерывами, то эти 2 тыс. леев, бывает, выплачиваются даже не за один месяц, а за два. Работа в постоянных комиссиях и временных группах (для рассмотрения какого-то одного вопроса) - без оплаты. Прием населения (по желанию советника) считается общественной нагрузкой.

Например, фракция ПКРМ проводила такой прием в претуре сектора Ботаника по понедельникам, по два часа. Для того чтобы решить вопросы, с которыми обращались жители, советникам приходилось обращаться в какие-то службы, что тоже требовало времени, которое не оплачивалось. По мнению советников прошлого созыва, такое вознаграждение – не такое уж и большое (решение о его величине принимал КМС два года назад).

Власть – в одних руках

В дальнейшем генеральный примар будет созывать муниципальный совет на очередные заседания один раз в месяц, но при необходимости – и чаще, на внеочередные заседания. Для проведения одного заседания советники выбирают председателя. Однако так было не всегда.

В 2006 г. была учреждена постоянная должность председателя КМС. Первым ее занимал с октября 2007 г. по июнь 2008 г. председатель ЛП Михай Гимпу, который был снят со скандалом. Его сменил Эдуард Мушук (в то время он был генеральным секретарем Социал-демократической партии), которого в феврале 2009 г. отправили с этого поста в отставку. Потом более года он оставался вакантным, а в июне 2010 г. председателем был избран лидер Либерально-демократической фракции Геннадий Думанский.

В июле 2011 г. парламент упразднил функцию председателя КМС и его аппарат по предложению либералов, потому что возглавить совет должен был представитель коммунистов, которые после местных выборов 2011 г. получили большинство в мунсовете. Проголосовавшие тогда «за» депутаты мажоритарной коалиции решили, что эта должность ведет к вмешательству в обязанности генпримара.

Коммунисты считали, что ее необходимо восстановить, чтобы избежать концентрации и законодательной, и исполнительной власти в руках генпримара. Что в итоге и получилось – Дорин Киртоакэ распоряжался бюджетом столицы в миллиарды леев, многомиллионными кредитами в евро, земельными участками и т.д.

Осенью 2013 г. социалисты в парламенте выдвинули законопроект, который предусматривал восстановление должности председателя КМС, так как во всех местных советах есть председатель. Тогда профильная комиссия его поддержала, но дальше дело не пошло. Теперь, судя по всему, с переизбранием Киртоакэ на третий срок в столичной примэрии все останется по-прежнему – власть сконцентрирована в одних руках.

- Муниципальный совет никем не управляется, - говорит бывший муниципальный советник от КПРМ Валерий Павлов. – Его деятельность регламентируется тремя законами, которые так изменили, что они, противореча друг другу, не помогают работать. А председатель совета необходим для улучшения его работы, однако это никому не нужно. В первую очередь такое положение дел устраивает Киртоакэ. Практически все фракции, кроме либералов, в прошлом составе мунсовета были «за» то, чтобы вернуть должность председателя, но для этого требуется изменить законодательство. Например, Закон о статуте муниципия Кишинев принят в 1995 г. и на 90% уже не соответствует реалиям. Чтобы усилить местные органы власти, центральной власти нужно ею поделиться, а этого делать никто не собирается. В нашей стране, к сожалению, деградируют управленческие функции на местном уровне – и в сельской местности, и в городах.

Тактическая хитрость Киртоакэ

По Закону о местном публичном управлении, столичным муниципием руководят генеральный примар и четыре его заместителя. В настоящее время из четырех есть только два. Нистор Грозаву занимает эту должность с 21 декабря 2007 г. и отвечает за градостроительное развитие Кишинева, качество городского строительства, проблемы общественного транспорта и путей сообщения.

Владимир Котец работает вице-примаром с 11 октября 2007 г. В его компетенцию входят функционирование теплоэнергетического комплекса, технических систем и инженерных сетей муниципия и эксплуатация зеленых зон.

Согласно Регламенту об образовании и функционировании Кишиневского муниципального совета, в течение двух месяцев после признания мандата генерального примара Кишинева, мунсовет выбирает четырех вице-примаров из рядов советников. Их кандидатуры предлагает генпримар после консультаций с фракциями. Однако в Законе о местном публичном управлении говорится, что заместителем примара может быть избрано любое лицо, включая из числа советников.

Но после избрания Киртоакэ на второй срок в июне 2011 г. он почему-то не предложил КМС для утверждения ни одной кандидатуры на эти должности, как, впрочем, и руководителей муниципальных служб, и муниципальных предприятий, и новых преторов пяти столичных секторов. Зато прошлой зимой незаконно уволил претора Рышкановки Михаила Кырлига, которого недавно суд восстановил в должности.

«Переизбрание вице-преторов должно происходить после каждых выборов, - поясняет Валерий Павлов. - Но Киртоакэ всегда боялся, что его не поддержат в муниципальном совете. Также прерогативой совета является назначение руководителей главных управлений примэрии. Но генпримар пользуется противоречиями разных законов и подстраховывается тем, что назначает исполняющих обязанности. В законе это не оговорено – значит, не запрещено. Поэтому сегодня почти все руководители муниципальных предприятий исполняют обязанности, т.е. они не несут полную ответственность. В этом тактическая хитрость Киртоакэ. И он, благодаря таким половинчатым решениям, руководит Кишиневом».

Такого стиля руководства не было ни у одного из его предшественников, с тех пор, как в 1990 г. в Молдове был восстановлен институт примарства. Напомним, что Кишиневскую примэрию возглавляли Николае Костин (1990 г. – 9 августа 1994 г.), Серафим Урекян (9 августа 1994 г. – 18 апреля 2005 г.), исполнявшие обязанности примара Василий Урсу (28 апреля 2005 г. – 23 января 2007 г.) и Вячеслав Иордан (25 января 2007 г. – 18 июня 2007 г.).

Кто контролирует генпримара и мунсовет?

Примар издает различные распоряжения. Те из них, которые носят нормативный характер, а также решения муниципального совета после подписания направляются в территориальное бюро Государственной канцелярии. Казалось бы, за всем есть наблюдающее око юристов. Но как в таком случае возможно такое количество беззакония в нашей столице?

Валерий Павлов привел в качестве примера распределение муниципального жилья, утверждение которого является прерогативой муниципального совета. Когда Киртоакэ был избран примаром первый раз, при нем уже завершилось строительство второго муниципального жилого дома (на ул. Деляну, 9). Он пару лет тянул, не распределяя эти квартиры, а потом одним субботним вечером сам принял решение, кому, что выделить, и раздал ключи.

- Я написал об этом генеральному прокурору и получил ответ о том, что уже прошел срок административной ответственности. Но меня больше интересовала уголовная ответственность в этом деле, ведь примар не имел права разбазаривать государственное имущество под свою личную ответственность. Это должно быть уголовно наказуемо, - считает бывший муниципальный советник.

Кстати, незадолго до выборов Дорин Киртоакэ распределил несколько квартир сотрудницам примэрии - при том, что в очереди на социальное жилье в Кишиневе стоят около 10 тыс. семей.

- Госканцелярия рассматривает присланные ей копии решений и, если они незаконны, юристы территориального бюро предлагают их отменить, - продолжает Валерий Павлов. - Если это не исполняется, они передают материалы в суд. Я знаю несколько таких случаев, но они - по пустякам, в основном, по земельным делам. Потому что в стране процветает коррупция: ловят мелкого чиновника или автоинспектора на взятке. А на высшем уровне коррупция проявляется в виде оказания услуг на миллионы леев. В материалах проверки Счетной палаты столичной примэрии выявлено много случаев, где расходы на десятки и сотни миллионов леев ничем не подтверждены. По этим фактам должны были быть приняты меры и лично генпримаром, и Генпрокуратурой. Но они не приняты.

Принятие решений

Чтобы заседание было легитимным, на нем должны присутствовать 26 советников. И столько же голосов нужно для принятия вопросов из повестки дня (только для решения об инициировании отзыва примара требуется две трети). Поскольку ни у одной партии нет необходимых 26 мандатов, то им придется объединяться.

- Опять получается 50 х 50. Хотя, складывая мандаты «левых» и «правых», получается, что у «правых» набирается 26 голосов. Но необходимо сделать поправку на то, что на заседаниях никогда не бывает 100% советников. Один-два не пришли, и у кого-то уже не складывается большинство, и тогда – проблемы. В общем, у нового совета будут те же сложности при голосовании, что и у предыдущего, - полагает Валерий Павлов.

Однако в муниципальном совете предыдущего созыва довольно много решений принималось голосами фракций либералов и коммунистов. Собеседник это объясняет так:

- Нельзя говорить, что мы голосовали вместе. Это «вместе» раскалывает общество. Сегодня наша страна разделена на тех, кто смотрит на Запад, и на тех, кто смотрит на Восток. Они смотрят в разные стороны и еще «кусают» друг друга. Решения, которые принимает муниципальный совет, - далеко не парламентские, они не политические. Здесь принимаются конкретные решения по конкретным вопросам. Например, по земельным участкам: бабушка оставила в наследство своим детям дом. Чтобы его разделить, им нужно приватизировать земельный участок, на котором он стоит. Они обращаются в мунсовет. По этому вопросу либералы голосуют с коммунистами? И те, и другие решают вопрос наследников той бабушки.

А Киртоакэ приучил людей рассматривать все вопросы через призму политики. Мы повязли в коммунальных проблемах из-за того, что политику приписали даже к уборке города. Есть вопросы, к которым и мы, и либералы подходили рационально, что со стороны выглядело совместным решением. За четыре созыва, в которых мне довелось работать в муниципальном совете, от нашей фракции никогда не исходило голосования по политическим мотивам, кроме вопроса о «камне» у железнодорожного вокзала, или о том, чтобы назвать столичную улицу именем Лари. Но процент политических решений мизерный в общем количестве, - заключает бывший муниципальный советник.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

К какому этносу вы себя относите?