Приднестровье новостей: 1423
Война в Украине новостей: 6159
Евровидение новостей: 506
Президент новостей: 3996

Коалиция большинства: трое в лодке, не считая…

2 июл. 2015, 9:35   Политика
7510 10

Фото: noi.md

Ксения Флоря

Коалиционный процесс стартовал. Пока на местном уровне. Первая региональная коалиция сформирована в Теленештах. На первом заседании местного райсовета голосами 26 советников председателем Теленештского района была избрана Диана Маноли (ЛДПМ). Ее заместителем стал представитель Демократической партии.

В ближайшие дни должны стартовать и переговоры о создании “большой” коалиции. Проведя после второго тура местных выборов консультации на уровне лидеров, ЛДПМ и ДПМ отправили предложение сесть за стол переговоров либералам. И стали ждать финального решения руководящего органа Либеральной партии – Политического исполкома.

Лидер демократов Мариан Лупу на пресс-конференции в понедельник намекнул, что партнерам по диалогу и, прежде всего, Либеральной партии, не мешало бы проявить больше гибкости. Должен же Михай Гимпу отработать свой “аванс” – гарантированную победу в Кишиневе Дорина Киртоакэ.

Либералы потенциальных союзников не разочаровали. Политбюро ЛП постановило приступить к переговорам с ЛДПМ и ДПМ. Михай Гимпу заявил, что Либеральная партия готова войти в коалиционное правительство. При определенных условиях. Во-первых, больше никаких коммунистов и связей с Кремлем. Переговоры в присутствии прессы.

Либералы уже не настаивают на европейском прокуроре. Им теперь достаточно “независимой” кандидатуры, согласованной с Евросоюзом. А будущим премьер-министром они видят “честного человека и хорошего политика, который не станет слугой партии или лидера партии”.

О своем желании присоединиться к “большой” проевропейской коалиции, завуалировано сообщила и Европейская народная партия Юрия Лянкэ. В заявлении по итогам местных выборов народные европейцы, перечислив свои достижения 14 и 28 июня, намекнули, что “проевропейские партии должны уважать выбор граждан и в срочном порядке создать устойчивое парламентское большинство и дать стране функциональное правительство”.

Возможными кандидатами на пост руководителя будущего “функционального правительства” портал Трибуна, сославшись на свои источники, назвал вице-председателя ЛДПМ Валерия Стрельца, министра просвещения Майю Санду и директора Центра электронного управления Стеллу Мокан. Это если право выдвижения кандидатов на должность премьер-министра по-прежнему останется за ЛДПМ и потенциальные союзники не переиграют схему распределения должностей.

Когнитивный диссонанс

После оглашения предварительных итогов, правящие партии объявили о безоговорочной победе на всеобщих местных выборах - своей и проевропейского вектора.

На первый взгляд, так и есть. Демократическая партия – суммарный лидер нынешней предвыборной гонки - одержала победу на выборах мэра в 287 населенных пунктах. Четыре года назад у нее было 220 примаров.

ЛДПМ победила в 285 населенных пунктах, потеряв две позиции по сравнению с местными выборами-2011. У идущих следом коммунистов показатели еще ниже – 77 примаров (203 четыре года назад). У социалистов и либералов по 52 мэра, у “Нашей партии” – 43, избирательного блока “Европейская народная платформа Молдовы — Юрий Лянкэ” – 27. В 69 населенных пунктах победу одержали независимые кандидаты.

Аналогичные результаты показали и выборы в советы различного уровня. ЛДПМ в муниципальных и районных советах получила 259 мандатов, ДПМ – 258, социалисты - 159, коммунисты – 138, “Наша партия” – 135, либералы – 92, Лянкэ и его сподвижники – 67.

Когнитивный диссонанс молдавских избирателей: возмущаться, что у них украли миллиард евро, проводить многотысячные митинги, требуя вернуть деньги, созывать Великое национальное собрание, и упорно голосовать за представителей партий, способствовавших выведению миллиардных средств из банковских учреждений. Лишь бы “не было войны”. Вернее, “не пришли русские”.

В целом по стране победа ЛДПМ и ДПМ выглядит убедительно, но если посмотреть на результаты выборов примаров в крупных городах и районных центрах, то ситуация складывается далеко не в пользу правящих партий. Как заявил в эфире одного из телеканалов журналист Дмитрий Чубашенко, “больше половины городов вышли из-под контроля власти”.

Суммарно проевропейским партиям досталось всего 14 мандатов примаров в крупных городах Молдовы. У ЛП – 3 мандата (Кишинев, Криуляны и Ниспорены). У ЛДПМ – 4 (Чимишлия, Сороки, Унгены, Теленешты). У ДПМ – 7 (Калараш, Каушаны, Единцы, Хынчешты, Леова, Резина, Сынжерей).

А больше всего мэров в крупных городах - у новичка нынешней предвыборной гонки - “Нашей партии” Ренато Усатого. У НП 12 примаров – она “взяла” почти весь север и всю Гагаузию.

Сам Ренато Усатый победил в Бельцах, долгое время считавшихся вотчиной коммунистов. Выдвиженец “Нашей партии” Сергей Анастасов в Комрате подвинул с примарского кресла демократа Николая Дудогло, руководившего городом еще с 2004 года. Таким образом, ДПМ лишилась своего главного оплота и административного ресурса в Гагаузии.

Выдвиженцы “Нашей партии” будут руководить Бессарабкой, Дондюшанами, Дрокией, Фалештами, Флорештами, Глодянами, Шолданештами, Вулканештами, Чадыр-Лунгой (здесь победил кандидат, которого поддерживала НП) и Рышканами.

“Наша партия” также намерена опротестовать результаты выборов в Единцах. Здесь выдвиженец НП, бывший коммунист и председатель Единецкого района Олег Скутару проиграл кандидату от ДПМ Константину Кожокарю с разницей всего в 13 голосов. В “Нашей партии” не исключают подтасовки результатов для обеспечения победы представителя Демпартии.

Еще один момент, ставящий под сомнение безоговорочность победы проевропейских сил в ходе местных выборов – региональная специфичность. А она такова, что партийные активисты на местах не всегда поступают так, как им диктуют из Кишинева. Руководствуясь собственными экономическими интересами или родственными отношениями, они зачастую принимают собственные решения и создают собственные коалиции, без учета указаний, полученных из “центра”.

Почетный председатель ДПМ Дмитрий Дьяков в интервью noi.md назвал процесс коалиционного строительства на местах “головной болью”.

“На местах есть свои интересы. Время от времени приходится сталкиваться и с определенными капризами: «если я не получу такую-то должность, я вступлю в коалицию с представителями не тех партий». К сожалению, после нынешних местных выборов мы уже столкнулись с рядом таких моментов”, - признал почетный председатель Демократической партии.

Нынешний коалиционный процесс на местах Дмитрий Дьяков назвал “периодом притирок”. “Если раньше в половине районов мы договаривались с коммунистами, в половине – с либерал-демократами, то сейчас в районных и городских советах куда больше политических игроков. Хочешь-не хочешь, приходится договариваться и с ними. Так что сейчас идет притирка”, - сказал он.

“Казань брал, Астрахань брал, Шпака... не брал”

Еще одним результатом всеобщих местных выборов 14 и 28 июня стало развенчание мифа “ПСРМ – ведущая оппозиционная сила страны”, сложившегося после парламентских выборов 30 ноября.

Результаты местных выборов-2015 показали, что левый политический сегмент сегодня разделен примерно на равные доли между социалистами, коммунистами и “Нашей партией”.

Несмотря на “похоронные марши”, больше всего примаров из левых партий получили коммунисты, хотя они и значительно ухудшили свои результаты по сравнению с местными выборами-2011. У ПКРМ 77 мэров. У социалистов на 20 меньше - 52. У “Нашей партии” по стране 43 примара. Зато НП лидирует по количеству мэров в крупных городах: 12 по сравнению с 3 у коммунистов (Новые Анены, Кантемир, Штефан Водэ) и 2 у социалистов (Бричаны, Окница).

В местных советах из левых партий большинство у социалистов. Так, в муниципальных и районных советах ПСРМ получила 159 мандатов по сравнению со 138 у коммунистов и 135 у “Нашей партии”.

Так что результаты всеобщих местных выборов на левом политическом фланге вызывают логичный вопрос: а каким бы был расклад сил в парламенте и сколько бы было депутатских мандатов у ПСРМ, если бы Ренато Усатого и его команду в самый последний момент не сняли с предвыборной гонки?

Сам лидер “Нашей партии”, изначально заявивший, что местные выборы НП рассматривает, как трамплин перед парламентскими выборами, утверждает, что “на предстоящих досрочных парламентских выборах мы возьмем 70% голосов на Севере, еще столько же – на Юге, а в Центре посмотрим, как поделимся с партиями власти”.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Будете ли вы принимать участие в проходящей в Молдове переписи населения?