X 
Приднестровье новостей: 1423
Война в Украине новостей: 6171
Евровидение новостей: 506
Президент новостей: 4000

Саммит несбывшихся надежд

23 мая. 2015, 15:10   Политика
8789 14

Саммит несбывшихся надежд
Фото: regnum.ru

Ксения Флоря

В пятницу, 22 мая, в Риге завершился четвертый саммит “Восточного партнерства”. Еще до своего начала он получил название “провального”.

Наиболее активные страны-участницы “Восточного партнерства”: Молдова, Украина и Грузия – так и не получили то, на что рассчитывали. Кишинев, планировавший в 2015 году подать заявку на членство в ЕС, - ясного сигнала о том, что двери в Евросоюз для Молдовы открыты. Киев и Тбилиси – конкретные даты реализации безвизового режима.

А уже на самом саммите взбунтовались три других участника “Восточного партнерства”. Армения и Белоруссия отказались подписывать итоговое заявление рижского форума из-за формулировки “незаконная аннексия” Крыма Россией. А Азербайджан, президент которого Ильхам Алиев отказался от личного участия в саммите в Риге, подтвердил, что не собирается подписывать с Брюсселем типовое соглашение об ассоциации и предложил заключить равноправный двусторонний договор о стратегическом партнерстве.

В Кишиневе, Киеве и Тбилиси, в принципе, знали, чем обернется для них рижский саммит. Черновая версия его итогового документа была обнародована еще в марте и ничего утешительного восточным партнерам ЕС не обещала.

Так, в первой редакции декларации, состоящей из 23 пунктов, ничего не говорилось о европейской перспективе Молдовы, Украины и Грузии - только о поддержке европейского выбора этих стран. Кроме того, в документе не были указаны конкретные сроки введения безвизового режима для Украины и Грузии, на что рассчитывали в Киеве и Тбилиси, а лишь указывалось, что прогресс в этом вопросе зависит от проведенных реформ.

Киев пытался давить на Брюссель. За неделю до рижского саммита Украина попросила от ЕС “уточнений” относительно возможности введения безвизового режима. А постоянный представитель Украины при Европейском союзе Константин Елисеев попытался взять Евросоюз на "слабо”.

“После тех потрясений и шоков, которые произошли в течение последнего времени, нам нужно совместно с европейскими партнерами дать четкий ответ, каким должно быть “Восточное партнерство”, каковы его перспективы, чего ждать в будущем. И в этом плане мы надеемся, что рижский саммит должен дать ответы. Будет ли это трусливая, половинчатая политика обреченных стран, либо мощная политика стабилизации, процветания и развития Евросоюза и стран-партнеров”, - заявил он.

Официальный Кишинев тоже недвусмысленно намекал европейским партнерам, что именно хотел бы увидеть в итоговой декларации саммита в Риге. Чтобы иметь возможность объяснить электорату, что все эти реформы как бы не зря, и что Брюссель по-прежнему поддерживает партии власти.

“Для нас сейчас главное - продолжить этот процесс, Молдове предстоит внедрять реформы, выполнять европейскую повестку дня, положения соглашения об ассоциации с ЕС”, - заявила в конце марта министр иностранных дел Наталья Герман на пресс-конференции со своим латвийским коллегой Эдгаром Ринкевичем (Латвия, собиравшаяся принимать саммит “Восточного партнерства”, как раз председательствовала в Евросоюзе). А через пару недель в интервью агентству AFP Наталья Герман отметила, что “сегодня важнее, чем когда-либо открыть для Молдовы европейскую перспективу”.

О признании европейской перспективы своей страны и либерализации визового режима просил Евросоюз и Тбилиси: в начале мая президент Грузии вместе с главой правительства и председателем парламента обратился с совместным письмом в адрес руководства ЕС.

Однако все усилия руководства трех стран оказались напрасны.

В отличие от 2014 года, когда на волне обострения отношений с Россией Евросоюз активно раздавал “бонусы” – либерализовал визовый режим для РМ и демонстративно ускорил подписание соглашений об ассоциации с Молдовой и Грузией (первоначально подписание этих документов планировалось на сентябрь, потом на август, но в итоге процедуру было решено передвинуть на июнь), в 2015 году ЕС не столь щедр, и требует от “подшефных” государств не только слов, но и конкретных реформаторских действий.

Адвокатами Украины, Молдовы и Грузии, правда, попытался выступить так называемый “второй эшелон ЕС” – Польша, государства Балтии, Румыния. Активно хлопотал за передовиков “Восточного партнерства” и экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, заявивший, что “эти страны должны видеть свет в конце тоннеля. Потому что, если все время подвешивать и не давать четких ориентиров — это, конечно, изматывает”.

Но Германия, про которую один из европейских дипломатов сказал, что “все ключи от ЕС сегодня находятся в Берлине”, быстро всех поставила на место.

В день открытия рижского саммита канцлер ФРГ Ангела Меркель, заявила, что смягчение визового режима в отношении Украины и Грузии со стороны ЕС пока невозможно – приложенных ими усилий все еще недостаточно. Да и "Восточное партнерство”, по ее словам, не инструмент расширения ЕС.

Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер был солидарен: он сказал, что к очередному расширению Европейского союза не готовы ни страны "Восточного партнерства”, ни сам Евросоюз. А брюссельское издание "EUobserver”, со ссылкой на свои источники в руководящих органах ЕС, написало, что аппетиты Евросоюза в отношении расширения ослабевают - как из-за внутренней усталости, так и частично “из-за российских возражений”.

В итоге на саммите в Риге Брюссель ограничился обещаниями восточным партнерам: Украине и Грузии все-таки был обещан безвизовый режим, но не раньше 2016 года, и только если они выполнят поставленные условия. АМолдова вообще оказалась на периферии главных тем рижского саммита. Видимо, поэтому правящие партии, не ожидавшие от четвертого саммита“Восточного партнерства” никаких сенсаций и прорывов, отправили в Ригупредставлять страну президента Николая Тимофти.


Кризис “Восточного партнерства”

Сейчас, после саммита в Риге, европейские чиновники пытаются сохранить лицо и доказать, что все идет именно так, как и было задумано.

Как заявила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини, в политике “Восточного партнерства” стороны вышли на уровень “нормальных рабочих отношений”. “Это – новая эра нашего партнерства, новая стадия. Сегодня с нашими партнерами мы вышли на стадию повседневных нормальных рабочих отношений”, - сказала европейская чиновница.
Европейская пресса и политические эксперты тем временем говорят и пишут о провале, как самого саммита, так и всего проекта “Восточное партнерство”.

“EUobserver” назвал решение саммита в Риге самым слабым за 6 лет, то есть даже слабее итогов первого саммита “Восточного партнерства”, состоявшегося в Праге в 2009 году. Британское издание “The Guardian”написало, что Евросоюз провалил программу “Восточное партнерство”,“в рамках которой пытался увести шесть постсоветских республик с орбиты влияния Москвы и заманить их в объятия Брюсселя”.

По мнению обозревателей “Financial Times”, Европейский союз потерял аппетит к расширению на восток, что только на руку Москве: европейские избиратели не слишком поддерживают дальнейшее расширение ЕС и введение безвизового режима. К тому же в Евросоюзе опасаются, что после либерализации визового режима в Европу хлынет поток украинских беженцев. А президент киевского Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко назвал рижский саммит “саммитом исчезающего партнерства”.

Программа “Восточное партнерство” была запущена в мае 2009 года. По официальной версии - для сближения и углубления сотрудничествас Европой шести бывших советских республик (Украины, Грузии, Армении, Азербайджана, Молдовы и Белоруссии). Неофициально - для того, чтобы политически и экономически привязать шесть постсоветских государств к Евросоюзу, не обещая им членства в ЕС, вывести их из сферы влияния Москвы и образовать вокруг России санитарный кордон из зависимых государств. На эти цели с момента запуска проекта было потрачено более 2 млрд. евро.

По мнению Ростислава Ищенко, “фактически рижский саммит, решение о проведении которого было принято летом 2013 года, должен был зафиксировать новую геополитическую реальность. Процесс вытеснения России из бывших союзных республик, формально начавшись в Вильнюсе в 2013 году подписанием Украиной соглашения об ассоциации, должен был символично завершиться в Риге в 2015 году фиксацией геополитического поражения Москвы и началом сбора трофеев”.

Но “все пошло не так”. Буквально накануне Вильнюсского саммита Украина отказывается подписывать соглашение об ассоциации, договорившись с Россией о финансовой поддержке и значительной скидке на газ. Пришлось западным партнерам организовывать переворот в Киеве. Но вместо того, чтобы оторвав Украину от России, получить в пользование емкий украинский рынок для продукции европейских производителей, Евросоюз получил новый конфликтный регион и “черную дыру”, требующую регулярной финансовой подпитки.

Оторвать от России Белоруссию и Армению Брюсселю не удалось: сегодня они находятся в Евразийском союзе с РФ. К тому же Минск не раз заявлял, что считает “Восточное партнерство” не самым удачным механизмом сотрудничества с Евросоюзом. Азербайджан категорически отказывается от экономической интеграции с ЕС на условиях Евросоюза и требует равноправного стратегического партнерства. А в Молдове, где прикрываясь европейскими лозунгами власти воруют миллиарды, растут евроскептические настроения и ситуация может выйти из-под контроля.

В общем, как считает доцент факультета мировой политики МГУ им. Ломоносова Алексей Фененко, программа “Восточное партнерство” пришла“ в свой естественный кризис”. Что будет с ней дальше, мнения экспертов расходятся. Одни считают, что "Восточное партнерство" может в ближайшие годы прекратить свое существование. Другие говорят, что либо Евросоюз и Россия начинают консультации, “где именно будет проходить новая стена между их сферами влияния, и Москва с Брюсселем вместе определяют, что кому достается”. Либо не исключен “крупный вооруженный конфликт в этом регионе, на который, собственно, изначально и была объективно нацелена программа “Восточного партнерства

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

К какому этносу вы себя относите?