Приднестровье новостей: 1423
Война в Украине новостей: 6158
Евровидение новостей: 506
Президент новостей: 3996

Как ускорить местную экономику с помощью бизнес-инкубатора?

30 апр. 2015, 14:45   Экономика
6261 2

Как ускорить местную экономику с помощью бизнес-инкубатора?
Фото: ziare.com

Ангелина Таран

На прошлой неделе в Чимишлии открылся девятый бизнес-инкубатор. Правда, пока сложно сказать, что создание условий для начинающих предпринимателей в нашей стране уже поставлено на поток, хотя говорят об этой идее еще с начала 90-х годов. По данным на 31 декабря 2014 г., в восьми бизнес-инкубаторах были зарегистрированы всего 113 резидентов, в то же время в Молдове насчитывалось 49,4 тыс. малых и средних предприятий (МСП), или 97,4% от общего числа отечественных экономических агентов. В сфере МСП создано почти 58% всех рабочих мест в нашей стране (в Евросоюзе этот показатель – 67%).

Что такое бизнес-инкубатор?

Суть бизнес-инкубатора (БИ) в том, чтобы создать «тепличные» условия для начала работы нового предприятия обычно в течение двух с половиной – трех лет. Он предоставляет своим клиентам все необходимое: помещение, услуги консультантов, помогает в финансировании проектов, таким образом «выращивая» будущих предпринимателей. Кроме того, местные власти, которые являются учредителями этих БИ, могут в первую очередь отбирать резидентов, чья деятельность наиболее важна для развития этой местности.

Почти все бизнес-инкубаторы оказывают поддержку и уже существующим предприятиям, выполняя роль бизнес-центра и бизнес-консультанта, т.к. БИ, как правило, создаются в населенных пунктах, где не развиты услуги для предпринимательской деятельности. Первые такие структуры появились в Европе в 1950-е годы. Они успешно начали развиваться, и их опыт распространился по всему миру. Почти полвека прошло, пока он пришел к нам.

Первый – в Сороках

Молдавские бизнес-инкубаторы стали массово появляться после пилотного проекта в Сороках, где в декабре 2009 г., при помощи норвежского правительства, был открыт классический БИ.

«Тогда мы нашли взаимопонимание с местными властями, которые предоставили для будущего бизнес-инкубатора здание. Оно не использовалось много лет, - рассказывает генеральный директор Организации по развитию сектора малых и средних предприятий (ODIMM) Юлия Ябанжи. - Его деятельность в течение первых двух лет показала эффективность таких институтов, как они влияют на местную экономику, как решают проблемы создания новых рабочих мест и поступлений в местный бюджет, потому что роль бизнес-инкубатора – ускорять развитие экономики на местном уровне.

За три года работы там уже были развитые предприятия, благодаря тому, что они получили всю необходимую помощь. Общий объем продаж по инкубатору составил 8 млн. леев, а местный бюджет за третий год его работы получил около 2 млн леев. Если бы не бизнес-инкубатор, то этих поступлений не было бы. У людей были бизнес-идеи, но им негде было их воплотить. Инкубатор предоставил им такую возможность».

Резиденты БИ арендуют площадь для своего бизнеса на преференциальной основе. В первый год они платят 30% от рыночной стоимости квадратного метра, во второй год – 60%, в третий год – 80%. Решение об этом принимает административный совет БИ, в который входят председатель районного совета и представители бизнес-сообщества и резидентов.

Максимальный срок инкубации – три года, потому что этот период самый сложный для новичков. По статистике, из каждых пяти новых предприятий два-три закрываются в первые три года существования. Но это не означает, что арендатора после этого выселят. Если резиденту, который пробыл в БИ срок, необходимо какое-то время, чтобы подыскать подходящую площадь, то он остается под крышей инкубатора дольше положенного, но за аренду платит 100%.

В Молдове идея развития бизнес-инкубаторов поддержана в Стратегии развития сектора малых и средних предприятий на 2012-20 гг. Они создаются в тесном сотрудничестве местными властями.

С 2011 г. ODIMM в партнерстве с Минэкономики и при финансовой поддержке Евросоюза открыла восемь бизнес-инкубаторов: в Штефан-Водэ (апрель 2012 г.), Леово (октябрь 2012 г.), Резине (ноябрь 2012 г.), Сынжерей (август 2013 г.), с. Кошница Дубоссарского р-на (сентябрь 2013 г.), Чадыр-Лунге (июль 2014 г.), Ниспорень (ноябрь 2014 г.) и Чимишлии (апрель 2015 г.).

Однако для того, чтобы госбюджет получил возмещение расходов от ЕС (90% потраченных денег гранта в рамках программы бюджетной поддержки «Стимулирование экономики в сельской местности»), бизнес-инкубатор должен соответствовать нескольким условиям. В первую очередь местные власти должны предоставить здание и финансирование (10%); в инкубатор набрать минимум 15 компаний; создать не менее 60 рабочих мест, из которых 25% предназначены для женщин, и нужно обеспечить квоту женщин-предпринимателей хотя бы 25%. Приоритет отдается производству товаров и услуг, кроме торговли.

И на всю работу по созданию очередного БИ отводится год. Эксперты говорят, что это очень маленький срок, потому что, помимо работ по строительству, нужно еще выполнять различные экспертизы и проводить тендеры по госзакупкам. В других странах с этим управляются за два-три года. После открытия БИ из Брюсселя приезжает мониторинговая комиссия ЕС и дает оценку выполненной работе.

В идеале было бы в каждом районном центре создать по одному бизнес-инкубатору. Но средства позволяют открывать только по два в год. Каждый новый инкубатор присоединяется к платформе кооперирования между БИ - networking.

Что получилось?

Многие предприниматели до того, как прийти в бизнес-инкубатор, занимались тем же делом дома. Но для того, чтобы стать резидентом, предприятие должно быть легально зарегистрированным. Как известно, регистрация влечет открытие счета в банке. Таким образом, их бизнес переходит из теневой экономики в легальное поле.

По данным на 31 декабря 2014 г., в восьми бизнес-инкубаторах были зарегистрированы 113 резидентов (25 предприятий производят товары и 88 предоставляют услуги), которые создали 522 рабочих места. Общий объем продаж составил 33,4 млн леев. Эти предприниматели предлагают 35 видов услуг, которых раньше в этих районных центрах не было, в том числе в области проектирования, видеонаблюдения, обучения иностранным языкам и перевода документов, операций с недвижимостью, экспорта овощей и фруктов и т.д.

В бизнес-инкубаторах выпускают мебель, шьют различные изделия из текстиля, изготавливают конструкции из металла и пластика, делают окна, вырабатывают теплоэнергию и биоэнергию, пекут пиццу, занимаются резкой и декорированием стекла, делают мыло из золы и производят мороженое.

Из общего числа резидентов 58 предприятий в стенах инкубаторов сделали свои первые шаги в бизнесе, остальные начали новый вид деятельности в рамках уже существовавших предприятий (до этого у них были сложности, и им требовалась специализированная помощь).

37% экономических агентов созданы или управляются женщинами (ЕС этому уделяет большое внимание). 43,4% открытых, благодаря БИ, рабочих мест получили женщины. 55 предприятий (почти половину) организовали молодые люди.

Главное – не разочароваться в бизнесе

По мнению Юлии Ябанжи, суть бизнес-инкубатора - не только в льготной аренде. Самое главное, что там есть атмосфера, которая позволяет начинающим предпринимателям не разочароваться в бизнесе, потому что у нас очень много бюрократических преград, неясности, коррупции, излишней регламентации в виде авторизаций. Открыть предприятие – самый легкий шаг. Гораздо сложнее – получить разные виды разрешений, для которых нужно выполнить массу условий. И часто, когда не успеваешь что-то сделать, напримерв 15-дневный срок, начинаются штрафные санкции.

В этот сложный период новички, находясь в инкубаторе, проходят различные тренинги, начиная от регистрации предприятия и планирования бизнеса. Также они получают знания по маркетингу, бухгалтерскому учету, оформлению контрактов, узнают, как правильно вести переговоры с банками, чтобы получить кредит, как его использовать и администрировать. Кроме того, в бизнес-инкубаторе постоянно есть менеджер, консультант, бухгалтер и технический персонал, которые всегда помогут. Если предприятие не может решить свою проблему на местном уровне, оно обращается в ODIMM.

Кроме того, при помощи ЕС при каждом инкубаторе созданы фонды беспроцентного кредитования в размере 300 тыс. леев. Резидент инкубатора может получить из этих средств заём до 20% от общей суммы на срок своего пребывания в инкубаторе. Если предприятие из БИ хочет взять кредит в банке, но у него нет залога, для этого есть государственный гарантийный фонд, управляемый ODIMM. Бинес-инкубаторы - неприбыльные организации и находятся на самофинансировании, а недостающие средства получают от местных советов.

Некоторые предприятия досрочно уходят в самостоятельное плавание. Чтобы с выпускниками инкубатора не терять связи, теперь ODIMM вместе с БИ, при поддержке норвежского правительства, развивает концепт «Bisness-garden». С «бывшими» будут держать связь. Может быть, им будут предложены другие помещения – типа индустриального парка, или они будут направляться в разные проекты, приглашаться на тренинги и т.д.

В инкубаторе есть и политика, и экономика

В бизнес-инкубаторе в с. Кошница Дубасарского р-на всего семь резидентов. Поскольку там мало экономических агентов, людям приходится ездить в Кишинев, чтобы что-то реализовать или купить. Это связано с прохождением таможни и паспортного контроля, что создает препятствия в развитии БИ и предприятий-резидентов. Создание там бизнес-инкубатора было политическим решением молдавского правительства, которое поддержал ЕС.

На прошлой неделе открылся бизнес-инкубатор в Чимишлии, в который уже набраны 19 компаний-резидентов, и планируется создать более 60 рабочих мест. Министр экономики Стефан Бриде сказал, что БИ в Чимишлии, как маленькая часть Европы, настолько в нем комфортно. А год назад это здание было почти разрушенным, его реконструировали и надстроили мансардный этаж (всего три этажа и подвал – для складов, один резидент открыл там тренажерный зал). К инкубатору провели газопровод, водопровод и канализацию, построили асфальтированную дорогу, сделали уличное освещение. Теперь там хотят создать пешеходную зону.

- В настоящее время у нас инкубированы 19 предприятий, на которых работают 62 человека, - рассказывает администратор Леовского бизнес-инкубатора Виталий Гаргаун. - Все помещения заняты. За два с половиной года работы семь экономических агентов уже ушли за пределы инкубатора для расширения своей деятельности. Ежедневно в наших стенах бывает до 100 клиентов резидентов. Словом, жизнь там кипит.

Один из примеров успешно выращенного предприятия – ООО Izoterm Service, которое предоставляет услуги по термоизоляции. Его клиенты говорят, что качество этих услуг даже лучше, чем у аналогичной немецкой компании, которая работала на том же объекте. Ее учредители – бывшие гастарбайтеры, решившие вернуться на родину и открыть свое дело. Недостающее финансирование они получили по программе PARE 1+1. Квалификация руководителя предприятия Руслана Дьяченко, за 15 лет отточившего свое мастерство по изготовлению и монтажу систем термоизоляции в Италии, оказалась очень востребованной и в Молдове.

На отечественных винзаводах используется много импортных изолированных емкостей, а Izoterm Service изготавливает такие цистерны из нержавейки на месте, причем не уступая в качестве. В портфолио молодой компании уже есть и выполненная работа по центральному отоплению и его теплоизоляции на Franzeluţa, и на крупном молочном заводе, и на спиртокурке. Это производство пока размещается на 40 кв. м Леовского инкубатора. Предприятию всего лишь год, но его основатели уже строят планы по расширению.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Будете ли вы принимать участие в проходящей в Молдове переписи населения?