Приднестровье новостей: 1406
Акция протеста новостей: 1686
Война в Украине новостей: 6118
Евровидение новостей: 504

Крестьянский бунт

28 мар. 2015, 19:20   Экономика
13563 9

Крестьянский бунт
Фото: youtube.com

Ксения Флоря

В пятницу, 27 марта, бастовали сельхозпроизводители. Второй всемолдавский крестьянский бунт оказался гораздо многочисленнее, чем сельхозстачка августа 2012 года: 4 тыс. участников и более 2 тыс. единиц выведенной на автотрассы техники. В первой молдавской сельхозстачке (несмотря на максимальные усилия властей по ее срыву) приняло участие 3,5 тыс. человек и более 1,7 тыс. единиц сельскохозяйственной техники.

Нынешняя акция протеста была предупредительной: вся выведенная техника стояла вдоль дорог. Хотя в Каушанском, Хынчештском районах и Штефан Водэ доведенные до ручки аграрии пытались блокировать автотрассы. Но свои же не позволили.

Организаторы дают правительству на выполнение своих требований или хотя бы разработку конкретных мер по их выполнению 7-10 дней (окончательное решение о дальнейших действиях будет принято в понедельник). Как заявил председатель ассоциации сельхозпроизводителей Uniagroprotect Александр Слусарь, на втором этапе сельхозстачки аграрии готовы блокировать дороги. Впрочем, не исключается и другой вариант развития событий: если в диалоге с правительством не появится конструктива, сельхозтехника войдет в Кишинев.


Обещанного три года ждут

За три года, прошедших между двумя всемолдавскими крестьянскими бунтами, в требованиях и лозунгах аграриев почти ничего не изменилось:сельхозпроизводители не согласны с повышением НДС на свою продукцию с 8 до 20%. Требуют увеличить фонд субсидирования сельского хозяйства почти в два раза - до 1,2 млрд. леев. Настаивают, чтобы парламент наконец-то рассмотрел и принял поправки в Закон о рынке нефтепродуктов, одобренные правительством еще три года назад. Требуют разморозить выплату компенсаций за урожай, потерянный в прошлом году из-за введения Россией запрета на ввоз сельхозпродукции из РМ. И погашения образовавшихся долгов по субсидиям.

“Хотим реальных цен на дизельное топливо!”, “Требуем европейского отношения к сельскому хозяйству!”, “Требуем существенного увеличения фонда субсидирования!”, “Вы забыли о своих предвыборных обещаниях!” – было написано на плакатах, размещенных на лобовых стеклах “бастующих” тракторов и комбайнов.

Аграрии говорят, что накипело: стандартная ставка НДС в 20% на первичную сельхозпродукцию вместо ставки в 8% только в минфиновских бумагах выглядит “справедливой для всех секторов экономики, в том числе внутри сельскохозяйственного сектора”. Для агросектора, итак изрядно пострадавшего от российских продовольственных санкций, она означает выведение из оборота значительных средств.

Добавьте сюда высокие цены на дизтопливо: по словам Александра Слусаря даже на Украине, находящейся в состоянии гражданской войны и в преддефолтном положении, дизельное топливо стоит на 2,5 лея дешевле. Недавний, искусственно спровоцированный валютный кризис, приведший к тотальному росту цен. И фактическую неспособность многих аграриев рассчитаться по ранее взятым кредитам.

Еще 28 октября прошлого года организаторы нынешней стачки - сельхозассоциации Uniagroprotect, “Moldova-Fruct” и Национальная федерация фермеров Молдовы – требовали от правительства объявить ситуацию в сельском хозяйстве форс-мажорной - “в связи с последними событиями” (российским продовольственным эмбарго и необходимостью рассчитаться по кредитам с поставщиками пестицидов, дизтоплива, удобрений, семян и т.д.).

Правительство тогда это требование аграриев проигнорировало. А нынешний диалог с властями результатов не дал.


Кто в Молдове премьер-министр?

Накануне второй всемолдавской сельхозстачки премьер-министр Кирилл Габурич согласился встретиться с организаторами акции протеста. “Нужно многое объяснить, чтобы стороны поняли все”, - заявил премьер.

Результатом встречи стало недоумение – представителей отраслевых организаций сельхозпроизводителей - кто в Молдове на самом деле премьер-министр: Габурич или глава минфина Анатолий Арапу?

“Мы были настроены на конструктивный диалог. Пришли на встречу не только с пакетом своих требований, но и с конкретными предложениями по их решению. Габурич вроде бы соглашался, даже пару раз жал нам руки. Но тут вставал Арапу и говорил: “Я не согласен!”, - заявил в интервью noi.md Александр Слусарь.

Взять, к примеру, фонд субсидирования сельского хозяйства. Сельхозпроизводители настаивают на его увеличении до 1,2-1,5 млрд. леев. Минфин готов заложить в бюждет-2015 прошлогоднюю сумму в 610 млнлеев, из которых более 200 млн составляют задолженности с прошлого года. В минфине говорят, что если появятся дополнительные средства, “потом их можно будет включить”. Но наученные горьким опытом несбывшихся обещаний властей представители агросектора требуют гарантий.

В этот четверг Молдова получила доступ к средствам европейской программы по сельскому хозяйству и развитию сельских районов (ENPARD).

Ежегодное финансирование в рамках ENPARD составит 17 млн евро. Эти средства, плюс 350 млн леев от возврата акцизов с дизтоплива, используемого для сельскохозяйственных нужд, считают представители сельхозассоциаций, вполне можно было бы включить в Фонд субсидировавния-2015. Вот вам и недостающая сумма.

Премьер-министр с этим предложением сначала вроде бы согласился. Но министр финансов был категорически против, сославшись на ограничения по бюджетному дефициту. “Выпустите ценные бумаги, возьмите кредит у Национального банка, чтобы заложить в бюджете эту сумму. А потом Евросоюз вам ее компенсирует”, - предложили представители агросектора. Министр финансов не согласился.

“Но если они могут брать в кредит миллиардные суммы у Нацбанка, чтобы покрыть дыры, образовавшиеся из-за воровства средств в Banca de Economii, Banca Socială и Unibank, то вполне могут найти деньги и для сельхозпроизводителей”, - заявил прессе во время сельхозстачки председатель Национальной ассоциации федерации фермеров Валерий Косарчук.

Второй показательный момент диалога аграриев с властями. “У нас есть 5 млрд. кредитных ресурсов для сельского хозяйства, а вы все жалуетесь!”, - заявил министр финансов представителям сельхозассоциаций в ходе последней встречи. Стали разбираться, что это за 5 млрд.

Замороженный польский льготный кредит на 100 млн евро, предназначенный для модернизации агропромышленного комплекса, развития животноводства и плодоовощной продукции: в середине января власти Польши заявили, что повременят с его выделением, так как молдавская сторона до сих пор не выбрала человека, который будет руководить комиссией по использованию данного кредита.

Второй кредитный ресурс – проект “Livada Moldovei” от Европейского инвестиционного банка на 120 млн евро. Однако он начнет работать только со следующего года. То есть, уже минус 3-4 млрд. из тех 5 млрд. леев, о которых говорил Анатолий Арапу.

Кстати, о польском льготном кредите. Это еще один камень преткновения в диалоге аграриев с правительством. Польша выделяет Молдове 100 млн еврона 25 лет под 0,15% годовых с льготным периодом в пять лет. 90 млн евро из этой суммы пойдут на займы аграриям под 3% годовых с 30-процентным залогом. Так решило правительство. Сельхозпроизводители называют ставку в 3% завышенной и считают, что она не должна превышать 1%.

“Лично мое мнение – мы могли бы согласиться и на ставку в 1,5%. Но только если правительство пойдет нам навстречу по Фонду субсидирования и если решится вопрос с поправками в Закон о рынке нефтепродуктов. Но и в этом случае министр финансов категорически против. Г-н Арапу и слышать ничего не хочет о снижении ставки”, - заявил Александр Слусарь.


Теория и практика борьбы со сверхприбылями

Изменения Закона о рынке нефтепродуктов представители агросектора добиваются уже три года.

Еще осенью 2012 года, проанализировав ситуацию, сложившуюся на рынке горюче-смазочных материалов за последние 11 лет (после принятия действующей версии Закона о рынке нефтепродуктов), министерство экономики пришло к выводу – из-за жестких правил входа на рынок (собственные и/или арендованные нефтехранилища с минимальным объемом 5 тыс. куб. м, собственный капитал в размере не менее 8 млн. леев, наличие хранилищ для сжиженного газа минимальным объемом 150 куб. м) произошла излишняя концентрация рынка. В итоге всего пять компаний контролируют 85% рынка. Что, как заявил тогда министр экономики Валерий Лазэр, способствует возникновению “признаков картельного сговора”.

И хоть в действующей версии Закона о рынке нефтепродуктов написано, что рентабельность данного вида деятельности не должна превышать 10%, при нынешней методологии ценообразования нефтетрейдеры могут закладывать в итоговую цену не только расходы по импорту и продаже ГСМ, но и “сопутствующие” затраты. Например, “командировки с женами и любовницами”, ремонт зданий, приобретение транспортных средств и “все эти заправки, что растут, как грибы после дождя”.

Для обеспечения “развития здоровой конкуренции и серьезной состязательности” три года назад министерство экономики разработалосерию поправок в Закон о рынке нефтепродуктов. Все спецтребования к импортерам (наличие нефтехранилищ объемом 5 тыс. куб. м, резервуаров для хранения сжиженного газа на 150 куб. м и минимальный размер уставного капитала в 8 млн леев) предлагалось отменить. Это, по замыслу авторов, приведет к появлению на рынке большего числа операторов, росту конкуренции и снижению цен на ГСМ.

Во-вторых, предлагалось разрешить сельскохозяйственным производителям ввозить в Молдову нефтепродукты (исключительно для собственных сельхознужд) без необходимости оформления лицензии на импорт и без права их продавать. Предполагалось, что данное послабление коснется крупных агрохозяйств, которые больше не будут зависеть от диктата нефтетрейдеров, посреднических схем и смогут находить более дешевых поставщиков.

И, в-третьих, для повышения прозрачности ценообразования, министерство экономики предложило, чтобы розничные цены на реализуемые нефтепродукты определялись на основе средних котировок Platt`s, а не на основе их таможенной стоимости, в которую, как правило, уже включены прибыли оффшорных компаний. Плюс 30-процентная маржа, которая не должна превышать 0,2 доллара с литра бензина и 0,15 доллара с литра дизельного топлива.

Однако министр финансов Вячеслав Негруца отказался подписывать одобренный правительством законопроект. Как тогда говорили, минфин и некоторые заинтересованные лица из правящих партий боятся, что “потеряют контроль над этим импортом”. Судя по позиции действующего главы минфина, аграриям и сейчас не стоит ждать прорыва на “нефтяном направлении”.


НДС: шаг вперед, два шага назад

НДС на первичную сельхозпродукцию – притча во языцех в ходе диалога аграриев и властей. Как из-за давности спора, так и из-за постоянно меняющейся позиции исполнительной власти.

Сначала в проекте бюджетно-налоговой политики 2015 года минфин заложил сохранение 8-процентного НДС только на свекловичный сахар и продукцию растениеводства и садоводства по 30 товарным позициям. Ко всей остальной сельхозпродукции предлагалось применять стандартную ставку в 20%.

После целого ряда встреч представителей агросектора с министром финансов в проекте налоговой политики появилась другая запись: “Ставка в 8% - на продукцию растениеводства, садоводства и животноводства в натуральной форме” без указания товарных позиций.

Не прошло и недели, как стали ходить слухи, что в правительстве опять склоняются к ставке в 20% на сахар. Потом вопрос с сахаром вроде бы как утрясся – минфин вновь был согласен на 8%, но по животноводческой продукции потребовал ставку в 20%.

В понедельник, 30 марта, в Кишинев приезжает миссия МВФ с новым куратором Молдовы - Иванной Владковой-Холлар, которая с мая сменит на этом посту Макса Альера. Миссия Валютного фонда будет работать в республике до 3 апреля. Так что не исключено, что в ходе дискуссии с экспертами МВФ минфин в очередной раз изменит свою позицию по НДС на сельскохозяйственную продукцию.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Как вы оцениваете решение об индексации пенсий на 6% с 1 апреля?