Президент новостей: 3991

Марс потерял целый океан воды

7 мар. 2015, 0:00   В Мире

Фото: agerpres.ro

Планетологи выяснили, что Марс потерял за последние три миллиарда лет огромное количество воды, которой хватило бы для заполнения океана на Земле, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"Учитывая, что Марс потерял так много воды, он, скорее всего, оставался достаточно "мокрым" на протяжении более длительного периода времени, чем мы считали раньше. Это в свою очередь говорит о том, что планета была потенциально обитаемой гораздо дольше, чем считалось", - заявил Майкл Мамма из Центра космических полетов NASA имени Годдарда.

NASA показало закат на Марсе

Мамма и его коллеги выяснили, что с момента формирования Марса с его поверхности испарилось огромное количество воды, сопоставимое по своей массе с Северным Ледовитым океаном Земли, измерив концентрацию паров воды в разных слоях марсианской атмосферы и в разных уголках Марса.

Для этого ученые воспользовались не инструментами марсохода Curiosity, который сейчас находится на склонах горы Шарп, а инфракрасными приборами, установленными на 10-метровый гавайский телескоп Кека и на европейско-чилийский VLT. Эти телескопы позволили ученым проследить за колебаниями в долях обычной и тяжелой воды в атмосфере Марса на протяжении шести лет и определить ту скорость, с которой планета теряет воду.

Итоги 28-ми месячной работы марсохода Curiosity

В первую очередь Мамму и его коллег интересовали приполярные регионы Красной планеты, где до сих пор существуют залежи водного льда. Полярные шапки Марса сформировались еще до того, как вся его вода испарилась в космос, что делает их своеобразным "архивом", в котором можно найти хроники о водном прошлом Красной планеты.

Сравнив концентрацию и доли обычной и тяжелой воды в приполярье и на экваторе Марса, ученые смогли вычислить, как много воды на Марсе было в прошлом, и уточнить его облик.

По их словам, Красная планета была невероятно богата водой во время так называемой Ноевой эры, которая закончилась примерно 3,7 миллиарда лет назад. В это время на Марсе было столько воды, что ей можно было покрыть всю поверхность планеты, и толщина этого "глобального океана" составила бы 140 метров.

Космическая одиссея 2020: полетим ли мы на Луну и Марс

Как предполагают планетологи, в то время большая часть северного полушария Марса была занята гигантским океаном, чья глубина в самых низменных участках должна была превышать 1,5 километра, а площадь составляла бы около 19% от общей площади планеты. Общая масса воды на Марсе, по расчетам Маммы и его коллег, составляла 19 тысяч триллионов тонн, что сопоставимо с массой Северного Ледовитого океана.

В последующие три миллиарда лет, как показывают различия в долях тяжелой воды в разных регионах Марса, Красная планета потеряла в 6,5 раза больше воды, чем сегодня содержится в ее полярных шапках. В результате этого Марс стал той безжизненной и сухой пустыней, которым мы его видим сегодня.

Марсоход Curiosity сломался

Кроме того, наблюдения за полярными шапками и кратером Гейла, где приземлился марсоход, позволили им сделать неожиданное открытие: как выяснилось, вода сегодня распределена по Красной планете крайне неоднородно, что говорит в пользу существования "водных оазисов" на Марсе. В будущем такие точки, как полагают планетологи, могут стать главной целью для следующих марсоходов или пилотируемых экспедиций на Марс.

Как признают сами ученые, замеры долей изотопов с Земли не отличаются высокой точностью, поэтому реальные размеры океана на Марсе могли заметно отличаться от их прогнозов. Степень их достоверности можно будет уточнить в самое ближайшее время, когда планетологи проанализируют данные, которые сегодня собирает зонд MAVEN в атмосфере красной планеты.