X 
Приднестровье новостей: 1406
Акция протеста новостей: 1685
Война в Украине новостей: 6115
Евровидение новостей: 504

Прокуроры готовятся передать «дело Усатого» в суд

6 мар. 2015, 16:35   Общество
16486 4

Прокуроры готовятся передать «дело Усатого» в суд
Фото: allmoldova.com

Виктор Суружиу

Национальный центр по борьбе с коррупцией (НЦБК) завершил расследование уголовного дела о превышении служебных полномочий и причинении значительного ущерба публичным интересам, открытого два года назад. На скамье подсудимых рискуют оказаться пятеро ответственных должностных лиц, в том числе бывший министр здравоохранения Андрей Усатый. Впрочем, высокопоставленный фигурант уверен, что речь идет о политическом преследовании и сведении партийных счетов.

На этой неделе материалы уголовного дела легли на стол прокуроров, которым предстоит еще раз проверить собранные доказательства и передать их на рассмотрение суда. Усатый обвиняется в серии нарушений закона при совершении многомиллионных сделок в пользу коммерческих структур.

Вместе с экс-министром обвиняемыми стали исполняющий обязанности главы Республиканской клинической больницы, нотариус, государственный регистратор и руководитель юридического департамента министерства.

Как следует из материалов уголовного дела, между Минздравом, Республиканской клинической больницей и двумя частными фирмами был подписан договор на 12-летний срок о частно-государственном партнерстве. Речь шла о приобретении медицинского оборудования и возможности предоставления услуг коммерческими компаниями в здании РКБ. Помимо «клинингового» сервиса, в руки частников были переданы услуги диагностирования. Планировалось внедрение частно-государственного партнерства в сфере диализа, онкологической медицины и неотложной помощи.

ООО «Magnific» выступило в роли инвестора, а ООО «Euromed Diagnostic» - в качестве частного партнера. Впоследствии министерство стало гарантом в отношении двух кредитных линий для этих компаний. Оно также предоставило в залог по ипотечному кредитованию более 500 кв.м. площадей Республиканской клинической больницы, расположенных на первом этаже, где размещено четвертое отделение.

Одним из главных документальных доказательств в уголовном деле стало письмо, подписанное министром здравоохранения, на основании которого был оформлен ипотечный заем. Как отмечают в НЦБК, решение главы ведомства позволило коммерческим фирмам получить несколько кредитов в размере 16 млн евро, а банку-кредитору – вступить во фактическое владение публичным имуществом.

По мнению антикоррупционеров, бывший министр превысил свои полномочия, поскольку не имел права отдавать под залог имущество, пребывающее в публичной собственности. Прокуроры проверят, законно ли действовал нотариус, заверивший ипотечный договор, а также сотрудник кадастрового офиса, который его зарегистрировал.

Спустя 10 дней после передачи помещений в залог был подписан приказ о реорганизации больницы, что позволило банку предъявить права на заложенные помещения. Правда, в конечном итоге публичное имущество не перешло в собственность банка, поскольку приказ министра здравоохранения был объявлен недействительным.

Как отмечает источник Noi.md в прокуратуре, экс-министр не признал себя виновным в совершении инкриминируемых преступлений. Один из главных аргументов заключается в том, что данный проект, внедряемый в РКБ, был поддержан всеми компетентными структурами. По мнению стороны защиты, процедура частно-государственного партнерства подразумевает особый подход при совершении подобных сделок.

Бывший министр, по нашей информации, усматривает за уголовным преследованием политическую подоплеку. За действиями правоохранительных органов он видит попытки повлиять на Либерально-демократическую партию, членом которой он является и которая в свое время выдвинула его на пост министра. Всему виной, по мнению Усатого, попытки Влада Филата и ЛДПМ оказать влияние на реформу НЦБК и прокуратуры, которые, как известно, аффилированы Демократической партии.

Реализацию проекта в РКБ бывший министр считает успешной: в одном из интервью он заявил, что вестибюль больницы превратился «из настоящего хлева в хорошо обустроенное помещение». Адвокаты Усатого уверены, что в суде уголовное дело рассыплется из-за отсутствия убедительных доказательств и необоснованности аргументов, которые приводят в прокуратуре и НЦБК.

Между тем, у правоохранительных органов есть и другие претензии к бывшему министру здравоохранения. В 2014 г. Национальная антикоррупционная комиссия установила, что в бытность министром Андрей Усатый не указал в декларации принадлежащие ему пять земельных участков, один лесной участок, три автомобиля, два банковских счета и 230 акций в одном из коммерческих предприятий. Материалы дела направлены в Генпрокуратуру для возбуждения уголовного дела по факту ложных заявлений в декларациях.

Кроме того, в производстве Антикоррупционной прокуратуры находится другое уголовное дело в отношении бывшего руководства Минздрава. В его основу легли выводы следственной комиссии парламента по изучению ситуации на фармацевтическом рынке. Этот эпизод касается отправления в Лицензионную палату серии ходатайств, в которых Усатый настаивал на выдаче лицензий новым аптекам. В письмах содержались требования об отступлении от закона, определяющего расстояние между аптеками. Прокуроры усмотрели за этими действиями злоупотребление служебным положением, халатность и подделку официальных документов.

Ходатайства главы Минздрава отклонялись, но предприниматели оспаривали вердикты Лицензионной палаты в суде. На основании судебных решений, которые Лицензионная палата почти никогда не обжаловала, они получали разрешение на открытие аптеки. По информации следственной комиссии парламента, реализация данной схемы в каждом случае обходилась заинтересованным лицам в сумму порядка 7 тыс. евро.

«На протяжении последних лет появилось много уголовных дел, совпавших с политическими войнами, и будут ли они доведены до конца, зависит, прежде всего, от продолжительности и результатов этих баталий, - отмечает один из наших экспертов. - В их числе – уголовные дела в отношении бывших начальника ГГНИ Николае Викола, министра финансов Вячеслава Негруцы, вице-министра транспорта и дорожной инфраструктуры Бориса Герасима, министра культуры Бориса Фокши, заместителя генсека правительства Эдуарда Бэнэрука и некоторых других.

Дело Усатого расследовалось на протяжении двух лет, хотя за этот период в нем вряд ли появились какие-то новые доказательства: схема была раскрыта в первые же дни. Поэтому у многих складывается впечатление, что правоохранительные органы выжидали удобного момента в дискуссиях между политическими игроками. Не секрет, что в Молдове деликатные с точки зрения закона вопросы часто решаются путем закулисных переговоров. Есть немало уголовных дел, появление которых сопровождается шумом и громкими декларациями, а впоследствии они тихо и мирно закрываются.

В правовом государстве дело возбуждается по основаниям, предусмотренным в Уголовном кодексе, и расследуется без обнародования заявлений и обвинений. Но такова специфика правоохранительных органов в нашей стране, что они не могут привлекать к ответственности высокопоставленных лиц без наличия на то четкой политической воли. Поэтому расследование и судебное разбирательство таких дел затягивается, стороны стараются прийти к компромиссу».

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Как вы оцениваете решение об индексации пенсий на 6% с 1 апреля?