Приднестровье новостей: 1380
Война в Украине новостей: 5288
Евровидение новостей: 501
Президент новостей: 3991

Министр нового поколения в «расстрельном» правительстве

5 мар. 2015, 13:10   Политика
15252 4

Фото: forum.md

Владислав Бордеяну

Новый министр сельского хозяйства и пищевой промышленности Ион Сула в свои 35 лет сделал стремительную карьеру в Минсельхозе, которой способствовала ЛДПМ. В Минсельхоз его привел сам Василий Бумаков, возглавлявший министерство, на должность заместителя начальника управления рыночной политики продукции растительного происхождения (29 декабря 2009 г.).

Послужной список

До этого Ион Сула, после окончания Аграрного университета в 2002 г. по специальности «международные экономические отношения», семь лет поработал в различных структурах – координатором программы ONG Rusticum в с.Костешть Яловенского р-на, откуда он родом (15.02.1998 - 02.11.2002), менеджером по финансам в ООО DAAK-Plant (10.11.2002 - 20.06.2003), менеджером по маркетингу в ООО Ecoplantera (20.06.2003 - 07.09.2007), директором ООО S&S com (май 2009 - октябрь 2009) в с.Костешть.

На первой ступеньке Минсельхоза Ион Сула задержался всего лишь на год - до 30 декабря 2010 г. Затем его повысили до начальника главного управления развития отраслевой политики и безопасности пищевых продуктов. В октябре 2011 г. изменили название управления, сократив его вторую часть, в связи с открытием Национального агентства по безопасности пищевых продуктов (ANSA). Эту должность он занимал до июля 2013 г. После чего Иона Сулу назначили заместителем министра сельского хозяйства и пищевой промышленности. В январе 2014 г. его перевели на должность директора ANSA (где произошла рокировка с Георге Габери), с которой он в феврале пересел в кресло министра нового кабинета.

С проблемами аграриев он знаком не только как чиновник, т.к. у его семьи в Костешть есть крестьянское хозяйство – теплицы и виноградники столовых сортов, - которое входит в Ассоциацию производителей и экспортеров столового винограда Молдовы и в ассоциацию производителей ком. Костешть. Судя по CV министра, он владеет четырьмя языками – помимо румынского и русского, французским и английским, и прошел много стажировок за границей – в Дании, Румынии, Италии, Голландии, Турции, Польше, России, Японии, Словакии.

Почему не Бумаков?

Ион Сула фигурировал как кандидат в министры более месяца до своего назначения. До этого в ЛДПМ, которой отошел Минсельхоз при дележке портфелей, рассматривали две кандидатуры – исполняющего в то время обязанности министра Василия Бумакова и его зама – Иона Сулы. Почему же не назначили министром Бумакова?

Говорят, что у него существуют давние разногласия с партией. Раза два он буквально висел на волосок (однопартийцы его хотели снять). Ещё при его назначении министром в январе 2011 г., помимо него было два кандидата на эту должность: заместитель председателя парламентской комиссии по сельскому хозяйству и пищевой промышленности Ион Балан и председатель фракции ЛДПМ в молдавском парламенте Валерий Стрелец.

Внутри партии есть так называемая аграрная группа, которая не очень любила Бумакова, т.е. в ЛДПМ у него была сильная оппозиция со стороны аграрного лобби. И это при том, что была поддержка со стороны патронатных организаций сельхозпроизводителей, в том числе Uniagroprotect, хотя активное ядро этой организации дружит с демократами. Но с ними у министра диалог был лучше, чем внутри партии. Поэтому, не имея поддержки в партии, у него не было особых шансов остаться министром, отмечают наблюдатели.

Когда Василий Бумаков был назначен министром, он ещё не был членом партии, которая доверила ему этот пост. Он вступил в ЛДПМ позже. Потом испортились его отношения с её председателем Владом Филатом, он не выполнял те функции, которые должен был бы выполнять - с точки зрения ЛДПМ.

Некоторые однопартийцы упрекали Бумакова в том, что у него под ногами лежат деньги в ANSA, а он не знает, как их поднять, т.е. «обложить» производителей в пользу партии. С этой точки зрения шансов у него не было. Хотя месяца три назад ходили разговоры о том, что, возможно, его всё-таки оставят на этом посту на какое-то время. Но перед Новым годом он сам сказал: «Мне надоело, я ухожу в любом случае», потому что его «доели» оппозиционеры.

Аграрии вообще (не либерал-демократы), даже организация фермеров, всегда лояльно относились к Василию Михайловичу и говорили, что их вполне бы устроил в качестве министра в новом кабинете Бумаков, т.к. отношения с Ионом Сулой у них гораздо сложнее.

Но в таком случае возникает вопрос – почему министром не стали ни Стрелец, ни Балан? По мнению наших экспертов, этот кабинет министров, в принципе, «расстрельный» или «самоубийц», поэтому он не был интересен названным персонам. Тем не менее, если бы Бумакову предложили остаться министром, он, возможно, и остался бы - при всём своем нежелании.

Интересно, что какое-то время в кандидатах в министры ходил и замминистра Влад Логин, но не Георге Габери, который из оставшихся замов был самым компетентным и опытным. Однако его даже не рассматривали в качестве министра.

Куда ушёл экс-министр?

- Я бы хотел продолжить сотрудничество с японцами, потому что много лет я ними работал техническим директором проекта 2KR, вёл все переговоры с японской стороной и не уходил с этой должности даже во время работы в министерстве, правда, я не получал зарплату (не имел права, будучи министром), - сообщил Василе Бумаков для NOI.md. - Поэтому я вернусь в 2KR, но уже на зарплату. Хотя у меня есть и другие предложения. От преподавания в Аграрном университете я отказался (до 2015 г. читал там лекции). Также у меня еще есть проекты за рубежом. Так что есть, чем заниматься. Я очень рад, что меня освободили от этой муки – исполнения обязанностей министра. Думаю, что всё, что нужно, я сделал, особенно для виноделия. Я с «кровью» всё пробивал, т.к. всему противостояла оппозиция.

Почему именно Сула?

В аграрной сфере считают этот выбор не очень удачным в такой сложной ситуации в экономике в целом и в сельском хозяйстве особенно. Но, видимо, расчет был сделан на другие качества кандидата – преданность партии, покладистый характер, исполнительность. Напомним, что когда бывший премьер-министр Юрий Лянкэ назначил Иона Сулу директором Национального агентства по безопасности пищевых продуктов, он это объяснил так: его выдвиженец - в теме, является членом ЛДПМ и чиновником нового поколения, к тому же хорошо знает английский язык.

Главный аргумент, который приводят специалисты, заключается в том, что «Россельхознадзор» не воспринимал Иона Сулу как переговорщика в качестве директора этого агентства. И когда в начале прошлого года ANSA ушло из-под контроля Минсельхоза в переподчинение напрямую правительству, это был плохой знак для россиян, т.к. у них был налажен диалог с Бумаковым и не получался с Сулой.

В России такие структуры подчиняются Минсельхозу, поэтому в «Россельхознадзоре» не очень понимают, как появляется агентство, которое по своим функциям выше министерства в таких вопросах? И в Евросоюзе такой практики нет. Зачем же нужно было выводить ANSA из подчинения Минсельхоза? Скорее всего, чтобы контролировать финансовые потоки, потому что, по словам предпринимателей, «это агентство - коррупционно ёмкая структура». А если Бумаков не контролировал его, то эти потоки нужно было направить в поле зрения партии, ведь премьер тоже был из ЛДПМ.

Также аграрии отмечают излишнюю прямолинейность нового министра. Так, в ситуации с частичным возобновлением экспорта яблок в Россию политически корректно, по их мнению, было бы подтвердить, что допуск десяти молдавских предприятий на рынок РФ – это эксперимент российской стороны (так говорится в официальном письме «Россельхознадзора»). Хотя он нам не очень понятен, но мы надеемся, что этот эксперимент удастся, и остальные производители тоже получат разрешение на поставки. Не стоит идти напролом и требовать, чтобы все сразу получили «добро». Сула этого добивался на посту директора агентства и чего добился?

Приоритеты нового министра

Как заявил новый министр в СМИ, в числе его программных целей - модернизация АПК и развитие сельской местности через повышение конкурентоспособности агробизнеса; сохранение свободного доступа на традиционные рынки сбыта и упрощение доступа на новые; введение единого сельхозналога; обеспечение доступа сельхозпредприятий к финансированию, привлечение инвестиций и т.д.

Сразу после своего назначения 19 февраля Ион Сула пошел в народ. На следующий день он посетил выставку ExpoVin Moldova` 2015, где пообщался с производителями алкогольной продукции, саженцев, оборудования для виноделия и виноградарства. В тот же день он провел встречу с представителями профессиональных организаций в области сельского хозяйства – Национальной федерации фермеров, Uniagroprotect, Moldova-fruct, Agroinform, Ассоциации производителей и экспортеров столового винограда, с которыми обсудил их проблемы.

Через пару дней побывал с премьером Кириллом Габуричем на Franzeluța. Уже успел провести и пресс-конференцию (по поводу частичного возобновления экспорта яблок в Россию). Встретился с послом Турции в Молдове, с которым говорил о возможных совместных проектах в области безопасности пищевых продуктов, маркетинга на экспортных рынках, о привлечении турецких инвестиций в сельскую местность нашей страны и т.д. Участвовал во всеобщем собрании Национальной федерации фермеров и Национальной федерации Agroinform. Провел совещание с производителями фруктов и винограда по поводу поставок на российский рынок.

В общем, новый министр сельского хозяйства проявляет активность. Остается только ему пожелать, чтобы эта активность была результативной.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Будете ли вы принимать участие в проходящей в Молдове переписи населения?