X 
Приднестровье новостей: 1380
Война в Украине новостей: 5288
Евровидение новостей: 500
Президент новостей: 3989

Лянкэ VS Филат

1 мар. 2015, 11:42   Политика
14878 2

Фото: golos.md

Ксения Флоря

Как и ожидалось, “Боливар не выдержал двоих". Юрий Лянкэ объявил о своем выходе из ЛДПМ и создании в обозримом будущем нового политического проекта.

“ЛДПМ потеряла свою идентичность, когда пошла на сделку с коммунистами”, “Между партией и людьми возникла глубокая пропасть”, “ЛДПМ не способна реформироваться, поэтому я не вижу для себя возможности дальше в ней оставаться” или “Избиратели на выборах не голосовали бы за ЛДПМ, если бы во время избирательной кампании мы говорили о правительстве меньшинства, созданном в сговоре с коммунистами” – это версии Юрия Лянкэ для широкой публики.

Еще две недели назад нынешний раскольник не имел ничего против правительства правящего меньшинства, созданного в сговоре с коммунистами. При своем, естественно, руководстве. Его прокатили. Лянкэ очень обиделся.

Попытки осуществления внутреннего переворота в ЛДПМ при здравом рассуждении тоже оказались обречены на провал. Позиции Владимира Филата в созданной им партии, несмотря на политические провалы последнего времени, все еще сильны.

Поэтому Лянкэ не оставалось ничего другого, как покинуть ряды партии. Но вряд ли бы бывший первый вице-председатель ЛДПМ стал уходить в никуда, не имея определенных гарантий своего политического будущего. В приватной беседе один из зарубежных представителей, расквартированных в Кишиневе, признал, что идея нового политического проекта под Юрия Лянкэ разрабатывалась давно, и в Брюсселе о нем знали и поддерживали. Но перед парламентскими выборами данный проект не стали раскручивать, прекрасно понимая, что времени недостаточно и что “выстрел” будет произведен вхолостую.

Лянкэ повторяет путь Филата

Юрий Лянкэ, начиная путь самостоятельного политического игрока, сейчас фактически повторяет путь, пройденный когда-то его бывшим партийным шефом.

Свою политическую карьеру Владимир Филат начинал в движении “За демократическую и процветающую Молдову”, которое было учреждено в 1997 году по инициативе членов блока “Pro Lucinschi”. После раскола движения, на его основе была создана Демократическая партия Молдовы (ДПМ). Ее председателем становится Дмитрий Дьяков, заместителями - Владимир Филат и Ион Стурза.

В 2000-2005 гг. Филат являлся не только заместителем Дьякова, но и курировал финансовые потоки партии, сделавшись ее казначеем. Именно Филат был одним из основных спонсоров предвыборной кампании Демпартии на парламентских выборах 2001 года.

Однако ДПМ с 5,02% тогда так и не удалось преодолеть шестипроцентный барьер, установленный для прохождения в парламент. Парламентские выборы 2005 года оказались более успешными, но в законодательный орган ДПМ проходит не как самостоятельная единица, а в составе избирательного блока с участием Альянса “Молдова ноастрэ” Серафима Урекяна, Социал-либеральной партии Олега Серебряна и Экологической партии “Зеленый альянс”.

Долгое время Владимир Филат находился в тени Дмитрия Дьякова. Он занимал государственные посты: сначала генерального директора департамента приватизации в правительстве Иона Чубука, потом госминистра в правительстве Иона Стурзы. Неплохо зарабатывал на приватизационных сделках (именно в это время Филат становится владельцем здания ИПТЕХ). Но в большую политику не шел.

В нее он пошел, когда понял, что левоцентристская ДПМ под руководством Дмитрия Дьякова фактически изжила себя, а голосование за президента Воронина в 2005 году поставило крест на Демпартии, как одной из основных оппозиционных сил. Тогда Владимир Филат со скандалом выходит из Демократической партии и в октябре 2007 года создает новый политический проект – Либерально-демократическую партию, стоящий на диаметрально противоположных позициях, нежели ДПМ.

Теперь Филат позиционирует себя, как антироссийский и прозападный политик, сторонник “унионизма-лайт”, вступления Молдовы в НАТО, приверженец президентской формы правления с прицелом на президентство (в 2008 году ЛДПМ пыталась инициировать проведение референдума о всеобщих президентских выборах).

Юрий Лянкэ долгое время тоже находился в тени своего партийного шефа – Владимира Филата. Он занимал пост министра иностранных дел, активно продвигал европейскую повестку, обещал уйти в отставку, если Молдова не получит безвизовый режим с Евросоюзом до конца 2012 года, и в большую политику особо не включался.

Все изменилось, когда Филат, не совладав со своими амбициями национального масштаба, попытался вступить в открытую схватку с Владимиром Плахотнюком, объявил о выходе ЛДПМ из соглашения о создании Альянса за евроинтеграцию-2, пытаясь добиться ребрендинга АЕИ и усиления в нем своей роли. За что и поплатился.

Многоходовая комбинация с выведением Филата из игры весной 2013 года была проведена руководством ДПМ блестяще. А новым премьер-министром становится его первый зам по партии Юрий Лянкэ.

Поначалу Лянкэ был удобным и послушным для демократов главой исполнительной власти. Его активно использовали для “доламывания” Филата и ослабления позиций лидера ЛДПМ внутри партии. Но постепенно Юрий Лянкэ все больше выбивается из образа подконтрольного премьера. Он начинает ощущать себя в качестве весомой самостоятельной политической единицы. Чему способствует его высокий премьерский рейтинг, обласканность Брюсселем и имидж молдавского еврофила №1 – ведь это под его руководством РМ получила сначала безвизовый режим с Евросоюзом, а потом подписала соглашение об ассоциации с ЕС.

И Лянкэ начинает вести собственную игру: он не только пытается возглавить предвыборный список ЛДПМ на парламентских выборах 30 ноября 2014 года; активно ведет интриги, пытаясь провести на первые позиции избирательного списка своих людей, отодвинув представителей команды Филата; но и нарушает партийную дисциплину, когда, вопреки общей позиции партии о поддержке на президентских выборах в Румынии Клауса Йоханниса, поддерживает действующего премьер-министра Виктора Понту.

Несмотря на это, Юрий Лянкэ искренне убежден, что именно он и никто другой должен быть кандидатом от ЛДПМ на должность премьер-министра. А когда его “прокатывают”, Лянкэ, так же как Владимир Филат в 2007 году, обвиняет партийное руководство в сговоре с коммунистами, объявляет о выходе из партии и создании нового политического проекта.

Правда, в отличие от своего бывшего партийного шефа, Юрий Лянкэ уже на старте самостоятельной политической карьеры допускает ряд грубых ошибок. Во-первых, вместо того, чтобы сразу уйти, он берет паузу для "консультаций с товарищами”. То есть, показывает себя не самостоятельным политиком, потенциальным лидером, а ведомым политическим игроком, не способным принимать самостоятельных решений.

Во-вторых, своим согласием возглавить миноритарное правительство, а потом отказом голосовать за правительство правящего меньшинства под руководством другого человека под предлогом “я против сговора с коммунистами”, Лянкэ демонстрирует, что им на самом деле движет не забота о “судьбах Родины” или сохранении европейского вектора, а личная обида и нереализованные амбиции.

А его фраза “меня многие предупреждали перед выборами, но я не верил, мне и в голову не приходило, что партия попадет в объятия Воронина”, - свидетельствует либо о политической незрелости политика Юрия Лянкэ (о возможном союзе ДПМ, ЛДПМ и зачищенной от радикально настроенных членов ПКРМ перед выборами не говорил разве что ленивый), либо о том, что он просто лукавит.

И, наконец, еще одной грубой ошибкой стало весьма примечательное заявление Юрия Лянкэ в эфире Jurnal TV: “Я был просто премьер-министром, я не был ни прокурором, ни судьей”, когда его спросили про махинации вокруг Banca de Economii и о концессии кишиневского международного аэропорта. То есть, человек, занимавший одну из ведущих позиций в иерархии власти, не только отказался отвечать за решения, принятые его правительством, но еще и публично признал, что был управляем.

“Золото” партии

Объявив о выходе из ЛДПМ и возможном запуске нового политического проекта, Юрий Лянкэ заявил, что денег на создание новой партии у него нет, и что он надеется на поддержку электората не только в политическом, но и финансовом плане.

В экспертном сообществе утверждают, что бывший премьер-министр, мягко говоря, лукавит и прибедняется. Политический спецпроект под него разрабатывается не один месяц и потенциальные спонсоры уже имеются. Как и поддержка европейской бюрократии, недовольной участием коммунистов во власти.

Одним из потенциальных спонсоров будущей “проевропейской” партии называется предприниматель, владелец группы компаний “ASCOM group” Анатолий Стати (а также ряд сотрудничающих с ним румынских олигархов), с бизнесом которого Юрий Лянкэ в свое время был очень тесно связан и которого Стати фактически “откомандировал” в свое время в политику.

В 2001-2005 и 2007-2009 гг. Лянкэ занимал пост вице-президента компании ASCOM. Говорят, что именно при посредничестве Анатолия Стати, который в то время выступал одним из активных спонсоров ЛДПМ, Юрий Лянкэ был включен в предвыборный список либерал-демократов: Владимир Филат после победы на выборах обещал сделать его министром в своем правительстве.

“Людьми Аскома” в исполнительной власти также стали вице-премьер по реинтеграции Евгений Карпов, который сейчас вместе с Лянкэ покинул фракцию ЛДПМ и объявил о присоединении к новому политическому проекту. В 2007-2008 гг. он был начальником департамента международного сотрудничества в компании “ASCOM”. И министр транспорта Анатолий Шалару, который сначала был административным директором “Ascom Grup”в РМ, потом генеральным директором представительства “Ascom Grup” в Туркмении, затем директором проектов “Ascom Grup” и директором представительства “Ascom Grup” в Ираке.

Сотрудничество Стати и Филата поначалу было взаимовыгодным: благодаря Стати Филат вышел на азиатский рынок и стал устанавливать там бизнес-контакты. Так, с согласия молдавского правительства 12 иранских танкеров в мае-июле 2012 года в нарушение санкций ООН были зарегистрированы в Молдове и получили право совершать свои рейсы под молдавским флагом.

В конце 2012 года, по данным телеканала Publika, в Кишиневе с частным визитом побывал премьер-министр регионального правительства Иракского Курдистана Нечирван Барзани. Встреча состоялась ночью в здании госрезиденции. В ней участвовали премьер-министр Владимир Филат, вице-премьеры Юрий Лянкэ и Евгений Карпов (что делал там вице-премьер по приднестровскому урегулированию – большой вопрос), а чуть позже в резиденцию якобы прибыл и Анатолий Стати.

“У этого региона особые запасы углеводорода, и серьезной стране, каковой является Молдова, и серьезному правительству нужно думать о национальных интересах и их энергетическом аспекте”, - объяснял потом Лянкэ. Однако каких-либо энергетических государственных проектов с Иракским Курдистаном у Молдовы так и не последовало.

Взамен на получение бизнес-связей, Владимир Филат (как утверждалось) дал гарантии Анатолию Стати в государственной поддержке его предприятий за рубежом.

Так, премьер-министр пообещал оказать содействие в разрешении проблем, с которыми Анатолий Стати и принадлежащая ему группа компаний ASCOM столкнулись в Казахстане не без активного участия третьего президента РМ Владимира Воронина. Из-за этого молдавский миллиардер фактически оказался на грани банкротства: корпорация Fitch снизила кредитный рейтинг компании, занимавшейся администрированием бизнеса Анатолия Стати в Казахстане, до уровня “возможен дефолт”.

Однако очень скоро, как утверждают слухи, между Владимиром Филатом и Анатолием Стати возник конфликт. Так что сейчас, когда филатовская ЛДПМ “пошла на сговор с коммунистами”, на которых у Анатолия Стати большой зуб, а “свой человек” Юрий Лянкэ в тренде, молдавский олигарх и его зарубежные партнеры вполне могут рассчитывать на политическую окупаемость вложений в новый политический проект.

Шансы на успех

Политологи оценивают шансы на успех политического проекта Юрия Лянкэ как 50:50. С одной стороны, их смущает отсутствие лидерских качеств и харизматичности у провозгласившего себя единственным проводником европейского курса Юрия Лянкэ, который очень быстро растеряет свой высокий рейтинг, лишившись высокого государственного поста. А “месить грязь в районах” – это не стиль Лянкэ, привыкшего, как выразился один из политологов, “с бокалом вина вести неспешные переговоры в Брюсселе”.

С другой стороны, для создания альтернативной проевропейской партии сейчас самый что ни на есть подходящий момент. Страна (не без активного участия того же Юрия Лянкэ, который был “всего лишь премьером”) сейчас пребывает в состоянии финансового кризиса. Если правительство для получения финансовой помощи заключит новый меморандум с МВФ, властям придется пойти на целый ряд непопулярных мер из разряда "шоковой терапии”. Что, естественно, вызовет отторжение у большей части населения. Или спровоцирует очередной политический кризис – ПКРМ-то пообещала избирателям, что власти согласятся на усиление социальной поддержки в ответ на их голоса за правительство Кирилла Габурича.

Очередной политический кризис могут спровоцировать и выборы президента весной 2016 года. Выход Юрия Лянкэ и Евгения Карпова из фракции ЛДПМ сократил ее численный состав до 21 депутата. 21 мандат у фракции ЛДПМ (если за предстоящий год ряды фракции не покинет еще кто-нибудь, не согласный с авторитарным стилем правления Владимира Филата), 20 мандатов у ПКРМ и 19 голосов у демократов.

То есть, всего у негласного альянса ДПМ-ЛДПМ-ПКРМ набирается только 60 голосов, а для избрания президента нужно не менее 61 голоса. Так что с уходом Лянкэ и Карпова у правящей коалиции опять возникает пресловутая проблема “золотого” голоса, который придется перекупать у либералов или социалистов.

В этих условиях, чтобы добиться успеха и объединить вокруг себя "проевропейские” силы, отцам-основателям нового “европейского” политического проекта нужно выстроить грамотную поведенческую линию и подобрать толковую команду, которой у тандема Лянкэ-Карпов пока нет. А у ЛДПМ, чтобы не допустить усиления бывшего коллеги, должен сработать инстинкт самосохранения: ей ни в коем случае не стоит тормозить регистрацию политического проекта Лянкэ в министерстве юстиции, как это произошло с “Нашей партией” Ренато Усатого, чтобы искусственно не накрутить рейтинг Лянкэ.

При грамотном выстраивании поведенческой линии, терпении и достаточном финансировании, политический проект Юрия Лянкэ может иметь шанс на успех. В долгосрочной перспективе: массовый исход членов из ЛДПМ или других право-центристских партий может случиться только к следующим парламентских выборам, и только тогда, когда региональные лидеры убедятся в серьезности нового политического проекта. В том числе в финансовом плане.

История молдавского партостроительства показывает: в Молдове не продаются за идею, в Молдове любят деньги. Филатовская ЛДПМ – это партия, построенная на деньги. Когда в сентябре 2007 года Филат ушел из Демпартии и начал создавать новое политформирование, практически все правофланговые политические лидеры, а также центристы обвинили его в политическом рейдерстве. О том, что Филат перекупает членов их партий, говорили Виталия Павличенко (НЛП), Штефан Секэряну (ХДНП), Дмитрий Дьяков, Альянс “Молдова ноастрэ”, Михай Гимпу.

Потом этот партостроительный подход активно использовал Владимир Плахотнюк, когда перекупил Демократическую партию. Поэтому, считают некоторые политические эксперты, заявление Лянкэ “у меня нет денег на партию, но мы рассчитываем на поддержку избирателей” могло стать его очередной стартовой ошибкой.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Будете ли вы принимать участие в проходящей в Молдове переписи населения?