X 
Приднестровье новостей: 1423
Война в Украине новостей: 6169
Евровидение новостей: 506
Президент новостей: 4000

Властям срочно нужны деньги МВФ. Разговор с Кишиневом будет жестким

23 фев. 2015, 13:00   Экономика
12033 7

Властям срочно нужны деньги МВФ. Разговор с Кишиневом будет жестким
Фото: vgorode.ua

Ксения Флоря

Премьер-министр Кирилл Габурич в срочном порядке собирается встретиться с представителями МВФ и Всемирного банка. “Г-н министр Арапу, прошу вас где-то уже на следующей неделе договориться о встрече с представителями этих международных финансовых организаций”, - распорядился он на первом заседании правительства в четверг, 19 февраля.

“SOS” выбивает и президент Национального банка Дорин Дрэгуцану. На днях он прямо заявил, что спасти Молдову может только новая программа сотрудничества с Международным валютным фондом, которая обязательно должна быть с финансовым наполнением. Потому что “государству требуется большой приток валюты, у нас есть проблемы с платежным балансом”.

А ведь МВФ предупреждал молдавские власти о возможных рисках. Еще в июле прошлого года Международный валютный фонд в своем отчете объявил, что в РМ повысились риски для стабильности финансовой системы из-за серьезных проблем с корпоративным управлением в банковском секторе. МВФ рекомендовал официальному Кишиневу принять срочные меры, чтобы обеспечить стабильность и безопасность банковской системы страны.

Среди основных рекомендаций значились: обеспечение раскрытия информации о структуре собственников коммерческих банков. А также пристальное отслеживание деятельности Banca de Economii - до тех пор, пока он не будет соответствовать всем нормативным требованиям и пока не улучшится прозрачность акционеров банка.

В конце прошлого года Валютный фонд повторил свои опасения по поводу серьезных проблем корпоративного управления в банковской системе Республики Молдова, которые представляют риск для финансовой стабильности страны. Но надлежащих выводов занятый поствыборным распилом официальный Кишинев так и не сделал. А теперь, спровоцировав резкое обесценивание национальной валюты и галопирующий рост цен, протягивает дрожащую руку за финансовой помощью доноров.


Подайте, сколько можете! В СПЗ…

Без программы сотрудничества, а значит и без денег МВФ, Республика Молдова живет почти два года. Срок действия последнего меморандума истек в апреле 2013 года.

Сначала официальный Кишинев планировал заключить с Международным валютным фондом краткосрочный меморандум (сроком на 15 месяцев) без финансового обеспечения. Как говорил тогда министр экономики Валерий Лазэр, правительство не нуждается в ресурсах МВФ, только в экспертизе и консультациях его специалистов.

Новый меморандум с МВФ был нужен властям, скорее, для поддержания имиджа страны и как положительный сигнал для других внешних доноров. В деньгах МВФ правительство действительно особо не нуждалось – валютных резервов Национального банка было достаточно. За 2013 год валютные резервы выросли на $305 млн, достигнув рекордного уровня в $2 млрд. 820 млн. Эта сумма с лихвой покрывала пять с лишним месяцев поступлений от импорта при нормативе в 3-4 месяца.

Однако вместо заключения краткосрочного меморандума и получения последнего транша в $77 млн по предыдущей программе сотрудничества (эти средства были включены в бюджет на 2014 год), в отношениях Республики Молдова и МВФ наступил период охлаждения, который длится уже больше года.

В период парламентских выборов властям пришлось выбирать между теплыми отношениями с МВФ и хорошими результатами на выборах. Официальный Кишинев предпочел результаты. Поэтому власти не стали выполнять все принятые на себя в рамках программы обязательства, и последний транш от Фонда в $77 млн так и не был перечислен.

Принципиальные разногласия у сторон возникли из-за ставки НДС в сельском хозяйстве (МВФ требовал вернуться с 8% к стандартной ставке в 20%), повышения зарплат бюджетникам в предвыборных целях (МВФ выступил резко против увеличения дефицита бюджета в 2014 г. до 2,5% от ВВП) и другим вопросам. В итоге в начале 2014 года оценочная миссия МВФ покинула Кишинев, отказавшись подводить итоги своей работы и участвовать в традиционной совместной пресс-конференции с премьер-министром.

Теперь ситуация для молдавских властей кардинально изменилась. Экономические эксперты говорят, что РМ находится в состоянии системного финансового кризиса.

За 2014 год валютные резервы Национального банка существенно сократились. Только с 31 октября по 28 ноября прошлого года резервы валюты Нацбанка сократились на рекордные $283,3 млн. Это сокращение за месяц стало самым существенным с 2009 года. А в целом с начала 2014 года валютные резервы уменьшились более чем на $677 млн. Еще на $130,9 млнони сократились с начала 2015 года.

НБМ объяснил это крупными валютными свопами и интервенциями на внутреннем валютном рынке, которые были проведены для сдерживания стремительного падения лея. Что, впрочем, не помешало лею еще стремительнее упасть в последних числах февраля.

Вряд ли в МВФ поверят в истории президента Национального банка Дорина Дрэгуцану, которыми он в последние дни пытается “накормить” общественность, о тяжелой геополитической ситуации, экономическом региональном кризисе, российском эмбарго и открытости молдавской экономики, которые в итоге повлияли на резкое обесценивание курса национальной валюты, привели к панике на валютном рынке и существенному росту цен.

Экономический аналитик Александр Бурдейный считает, что игры на валютном рынке затеял сам регулятор, когда начал активно раскачивать валютный рынок, скупая валюту в огромных объемах. Постепенно к игре подключились коммерческие банки “и более крупные игроки”. В итоге, запустив “валютные качели”, НБМ в какой-то момент выпустил ситуацию из-под контроля. И теперь судорожно, но не совсем удачно, пытается нормализовать ее и предотвратить спекуляции.


МВФ ужесточит свой тон

В 2010 году, когда правительство и Национальный банк обратились с просьбой об утверждении очередной трехгодичной программы сотрудничества с МВФ, объем запрошенной ими помощи оказался самым большим за всю историю взаимоотношений РМ с Валютным фондом - 369,6 млн СПЗ (специальных прав заимствования) или $574,4 млн, что в 3 раза превышало квоту Молдовы в МВФ. До этого максимально запрашиваемая РМ помощь не превышала 110,8 млн СПЗ.

Теперь осталось немного подождать, и узнать, во сколько власти оценивают нынешний, в какой-то мере искусственно спровоцированный финансовый кризис. И какую экономическую и социальную цену за оказываемую властям помощь придется заплатить молдавскому бизнесу и населению.

Международный валютный фонд – не благотворительная организация. У него свои, подчас жесткие, методы работы. Но, как постоянно подчеркивает экономист Елена Горелова, условия заключения меморандума – не односторонние требования МВФ. Это согласованные с фондом меры и действия, которые совершенно добровольно обязуется выполнить руководство страны для получения финансовой помощи.

В 2010 году правительство Владимира Филата для открытия кредитной линии от МВФ (хотя экономисты настаивали, что ситуация была представлена властями излишне катастрофичной, а объем запрошенного кредита был избыточным) добровольно согласилось на целый ряд жестких мер. В правительстве прекрасно понимали, каким шоком окажется для населения эта информация, и засекретили подписанный с МВФ документ. Владимир Филат тогда заявил, что он “из этических соображений” не может опубликовать текст меморандума, потому что его об этом попросили“ партнеры по развитию”.

Однако благодаря утечке информации, текст меморандума появился на сайте бывшего министра экономики Игоря Додона. Информация действительно оказалась шоковой: ликвидация малочисленных школ, укрупнение классов, существенное сокращение педагогических кадров, замораживание зарплат бюджетникам, сворачивание социальных программ, повышение пенсионного возраста для госслужащих, прокуроров и судей, повышение налогов и акцизов, приватизация стратегических предприятий и т.д.

Новая программа сотрудничества с Международным валютным фондом продолжит эту “шоковую” линию. Но на этот раз, считает Елена Горелова, МВФ будет выдвигать очень жесткие условия по выполнению программы реформ и по тем вопросам, которые уже стояли в повестке обязательств Молдовы.

“Очевидно, что положение дел в банковском секторе станет одним из ключевых вопросов переговоров специалистов МВФ и правительства”, - уверена эксперт. Во-первых, МВФ наверняка существенно ужесточит свою позицию по повышению качества корпоративного управления в банковском секторе. Во-вторых, будет ребром поставлен вопрос о Banca de Economii и двух других проблемных банках. BEM, по информации издания Newsmaker, скорее всего, будет реорганизован, очищен от проблемных активов и подготовлен к приватизации (некоторые эксперты не исключают его признания банкротом), а Banca Sociala и Unibank - ликвидированы.

Экономические аналитики не исключают также, что перед переговорами с внешними кредиторами официальный Кишинев может принести "ритуальную жертву” и поменять руководство в Нацбанке, свалив на уволенных чиновников все проблемы в финансовом секторе. Недаром на этой неделе вице-председатель ЛДПМ Валерий Стрелец вдруг обрушился с критикой на президента НБМ (“Национальный банк имел достаточно рычагов для того, чтобы избежать и остановить эту ситуацию”), не исключив отставки Дорина Дрэгуцану. А коммунисты, фактически вошедшие в коалицию с ЛДПМ и ДПМ, потребовали уволить Дрэгуцану и вернуть в Национальный банк Леонида Талмача.

Следующим жестким требованием Валютного фонда, уверены эксперты, станет жесткая бюджетная экономия со всеми вытекающими отсюда "шоковыми” последствиями.

МВФ уже показал официальному Кишиневу желтую карточку: в отчете, опубликованном Валютным фондом в конце прошлого года, говорилось, что в связи с принятием целого ряда популистских решений в преддверии парламентских выборов, власти РМ допустили значительное отклонение от финансовой дисциплины. Из-за увеличения ряда зарплат и пенсий, представления компенсаций сельхозпроизводителям, льготного налогового субсидирования, дефицит бюджета к концу 2014 года, по оценкам экспертов Фонда, приблизился к 5,4% от ВВП (без грантовой составляющей).


МВФ категорично настаивает, чтобы в дальнейшем налогово-бюджетная политика Республики Молдова была направлена на сокращение дефицита к 2018 году до 1,5% от ВВП (или 2,5% без учета грантов). При таком уровне дефицита, считают эксперты Фонда, обеспечится тенденция к сокращению доли государственного долга в ВВП, и данный уровень дефицита будет соответствовать прогнозируемому доступному финансированию.

Самым простым и доступным методом обеспечения низкого дефицита бюджета, естественно, станет сдерживание роста социальных расходов. То есть, очередное замораживание зарплат, дальнейшее сокращение бюджетного персонала и бюджетных учреждений, временный отказ от повышения пенсий (некоторые эксперты не исключают, что будет поставлен и вопрос о повышении пенсионного ценза) и ряд других непопулярных мер.

МВФ также запретит властям поддаваться давлению и требованиям о предоставлении специальных налоговых льгот, повышении зарплат и пенсий, даже в случае получения дополнительных разовых доходов. И будет в очередной раз рекомендовать повысить тарифы на коммунальные услуги “до уровней возмещения затрат во избежание дальнейшего накопления просроченной задолженности Uсекторе”.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

К какому этносу вы себя относите?