Приднестровье новостей: 1381
Война в Украине новостей: 5289
Евровидение новостей: 501
Президент новостей: 3991

Станет ли новый президент Румынии помогать Усатому?

19 ноя. 2014, 9:15   Политика
24523 14
Фото: agerpress.ro
Ксения Флоря

В Румынии победу на президентских выборах одержал этнический немец, лютеранин из Трансильвании. Для соседнего государства, которое еще накануне первого тура на полном серьезе обсуждало тему “Созрела ли страна к избранию президента – не румына?”, это практически то же самое, что для США избрание президентом афроамериканца Обамы.

Клаус Йоханнис победил своего соперника - казалось бы, фаворита нынешнего предвыборного забега Виктора Понту, с разгромным счетом. Его преимущество составило почти 10%. Это не 2009 год, когда Траян Бэсеску буквально “с кровью” вырвал победу у Мирчи Джоанэ с перевесом в какие-то сотые процента.

“Дорогие румыны, вы были сегодня героями! Голосование было просто феноменальным – такая явка! Это не моя, это ваша победа!”, - заявил Клаус Йоханнис сразу же после того, как стало известно, что его соперник безнадежно отстает. Виктору Понте оставалось только признать, что победа была чистой и поздравить оппонента.

Победа Йоханниса и протестное голосование

Практически все предвыборные соцопросы предрекали уверенную победу Виктору Понте. Причем, с разницей именно в 10%.

Первый тур 2 ноября, с его скандалами, штурмом избирательных участков представителями румынской диаспоры и массовыми акциями протеста, эту уверенность несколько поколебал. В итоге перед вторым туром два экзит-пола отдали предпочтение Понте с перевесом в 1-1,5%. Два (тоже с минимальным перевесом) – Йоханнису. А экзит-полл Агентства политического рейтинга дал Йоханнису и Понте ровно по 50% голосов каждому.

То есть, даже специалисты не предвидели такого разгромного счета по итогам второго тура.

Эксперты объясняют убедительную победу мэра города Сибиу “протестным голосованием”. Как в Молдове в 2001 году, когда протестная волна буквально вознесла не ожидавших такой убедительной победы коммунистов на вершину власти, а в 2009-ом так же бурно вынесла ПКРМ оттуда.

Не помогли ни “сумки с провизией” от Виктора Понты; ни “особые меры” (политические оппоненты обвинили действующего премьера в подкупе электората и организации спецрейсов с избирателями, пытающимися проголосовать одновременно и в РМ, и в Румынии); ни принесенная на алтарь второго тура жертва в виде отставки министра иностранных дел Титуса Корлэцяна; ни заигрывания с церковью (как писала местная пресса, многие православные священники получили циркуляр от Митрополии Клуж с наказом просить верующих голосовать за кандидата “христианина, православного, румына”).

Клаус Йоханнис не зря отметил “феноменально высокую” явку избирателей во втором туре – 63,95%, в то время как в первом туре к урнам для голосования вышло 52,31%.

Политические эксперты называют несколько факторов, которые привели к проигрышу кандидата №1 в президенты Румынии и победе кандидата №2. Фактор первый – помощь Бэсеску и мобилизация праволиберального электората. Накануне второго тура Клауса Йоханниса поддержали кандидаты из “стана Бэсеску” – Елена Удря и Моника Маковей. К тому же, на стороне Йоханниса выступили лидеры венгерского меньшинства. По данным избирательных бюро, в некоторых регионах Румынии Клаус Йоханнис набрал около 70% голосов.

Фактор второй – Йоханнису удалось взять столицу. Фактор третий и, пожалуй, самый главный – Йоханнис взял заграницу, а Понта ему в этом активно помог. Попытка воспрепятствовать голосованию за рубежом, поскольку большинство проживающих там румын, согласно опросам, являются противниками политики действующего премьера, сыграла с Виктором Понтой злую шутку.

Конечно, Понта не мог не учесть результатов президентских выборов 2009 года, когда в самой Румынии Траян Бэсеску набрал меньше своего оппонента Мирчи Джоанэ, но в итоге победил с минимальным отрывом около 0,66% за счет голосов зарубежной диаспоры. Но попытки действующего правительства не дать румынским мигрантам проголосовать были настолько явны и очевидны, что вызвали протест как в среде диаспоры, так и внутри страны, вылившийся в итоге в протестное голосование.

Во втором туре выборов президента Румынии 16 ноября на зарубежных участках проголосовали более 378,8 тыс. румынских граждан, что почти в 2,5 раза больше, чем в первом туре выборов 2 ноября. И это далеко не все желающие. В Париже около двух тысяч человек так и не смогли проголосовать. Другим пришлось ждать по 10 часов. В Турине румын, желавших участвовать в голосовании, в итоге разогнали слезоточивым газом. В Лондоне из-за нежелания продлить работу избирательных участков прошла акция протеста.

В РМ в выборах президента Румынии 16 ноября приняли участие 35,6 тыс. человек (в первом туре 22 тыс.). Причем, за Клауса Йоханниса проголосовали 78,59% вышедших на выборы молдавских граждан с румынскими паспортами. Как теперь злорадствуют политические оппоненты, во многом это произошло благодаря “неоценимой поддержке” руководства Демпартии РМ, активно работавшей на Виктора Понту и сгонявшей электорат к урнам для голосования, в том числе с помощью специально предоставленного автотранспорта.

Несмотря на убедительную победу Клауса Йоханниса, Румыния оказалась разделена: запад, северо-запад и столица – за Йоханниса, восток и юго-восток – за Понту. Кое-кто из местных экспертов уже заявил, что такое электоральное деление страны уж очень напоминает ему Украину.

Йоханнис: сложность поствыборного выбора

С президентством Клаусу Йоханнису, правда, придется немного подождать. Срок полномочий нынешнего главы государства Траяна Бэсеску истекает только 21 декабря. Новый президент вступит в должность 22-го. Так что у Клауса Йоханниса месяц на то, чтобы продумать и согласовать с коллегами свою поствыборную стратегию.

А подумать есть о чем. Вся предвыборная кампания новоизбранного президента была построена на критике правительства Виктора Понты и социал-демократических региональных руководителей (так называемых “баронов”), которых Йоханнис назвал ответственными за экономические и политические проблемы страны.

Во время предвыборной кампании правоцентрист Йоханнис обещал избирателям беспощадно бороться с коррупцией и “гарантировать правосудие, независимость и верховенство закона”. “За моей спиной будут идти те, кто не хочет жить в феодальной Румынии, стране баронов, раздираемой скандалами и перемалываемой коррупцией”, - говорил Йоханнис.

За месяц до выборов в Румынии разгорелся крупный коррупционный скандал, в котором фигурировали бывшие члены правительства и премьер-министр Виктор Понта, возглавлявший в начале 2000-х гг. контрольный орган правительства, подчиненный непосредственно премьер-министру.

Национальное антикоррупционное управление Румынии (DNA) подозревает нескольких бывших высокопоставленных чиновников из разных партий в том, что с 2000 по 2005 годы они получали взятки от таких IT-концернов, как Microsoft и Fujitsu Siemens Computers. И хотя Виктор Понта все обвинения в свой адрес отверг, румынская пресса писала, что в распоряжении прокуратуры имеются показания как минимум одного из свидетелей о причастности Понты и Нэстасе (бывшего премьер-министра) к подкупу и злоупотреблению служебными полномочиями, связанными с выдачей лицензий концерна Microsoft.

Так что по логике вещей сказав “а” в ходе предвыборной кампании (пообещав бороться с коррупцией), Клаус Йоханнис теперь должен сказать “б” и отправить в отставку премьер-министра Виктора Понту. Избиратели, кстати, этого от него ждут: сразу же после оглашения предварительных результатов выборов в стране прошел ряд митингов с требованием отставки действующего правительства.

Объединенная оппозиция – Христианско-либеральный альянс, выдвиженцем которого и является Йоханнис, тоже настаивает на отставке главы правительства, называя в качестве причин провал политики кабинета министров и неудовлетворительную организацию выборов.

Однако окончательно ссориться с Понтой и социал-демократами вступающему в новую должность Клаусу Йоханнису не с руки. Как не крути, в нижней палате парламента Румынии (Палате депутатов) большинство у эсдеков – 187 мандатов. Плюс союзные им консерваторы (35 мандатов) и “прогрессисты”. У Христианско-либерального альянса (он состоит из Национал-либеральной и Либеральной демократической партий) только 110 мандатов.

В ходе предвыборной кампании Клаус Йоханнис достаточно жестко критиковал Виктора Понту за длительный конфликт с Траяном Бэсеску и неоднократные попытки снять президента, что привело к росту разрозненности в обществе и ухудшению имиджа страны на мировой арене.

Если Йоханнис-президент сейчас уберет Виктора Понту, то до парламентских выборов 2016 года он обеспечит себе непрекращающийся конфликт с парламентом. Как уже заявил Понта, имеющая большинство в парламенте правящая левоцентристская коалиция разваливаться не собирается и будет работать до 2016 года. К тому же законодательный орган наверняка откажется утверждать выдвигаемую президентом кандидатуру нового премьер-министра и новый состав правительства. Так что разрозненность в обществе от конфликта Йоханнис-Понта будет только расти.

Да и убрать Виктора Понту фактически нереально: президент не может отправить в отставку премьера без согласования с парламентом. Длительный конфликт Бэсеску с лидером эсдеков – яркий тому пример. Несмотря на сложные отношения действующего президента с Виктором Понтой, убрать его из премьерского кресла Траян Бэсеску так и не мог.

Виктор Понта этот расклад прекрасно понимает. Поэтому, даже после своего досадного проигрыша во втором туре, Понта, как отмечают эксперты, вел себя достаточно спокойно, сразу же предупредив, что в отставку не собирается. “Я опровергаю любые слухи о том, что я подам в отставку, пока никто из моих коллег не попросил меня об этом. У меня нет причин уходить со своего поста”, — сказал премьер-министр в эфире одного из местных телеканалов.

А чуть позже заявил, что очень бы хотел, чтобы “в Румынии президент и премьер-министр работали вместе для страны”. Так что если Виктор Понта и будет отправлен в отставку, то только по договоренности с СДПР ради сохранения политической стабильности в стране. А на его место будет назначен какой-нибудь другой представитель Социал-демократической партии, дабы не нагнетать страсти.

Переформатирование власти в Румынии и его последствия для Молдовы

Поздравив нового главу румынского государства с победой на выборах, президент РМ Николай Тимофти пригласил его посетить Молдову. Клаус Йоханнис пообещал сделать это в самое ближайшее время.

В ходе предвыборной кампании оппозиционный кандидат говорил, что одним из его приоритетов будет поддержка европейской направленности РМ. Как считают политологи, эта поддержка будет носить прагматичный и уважительный характер, а не популистский, как в случае Виктора Понты.

Один из молдавских политических аналитиков назвал Клауса Йоханниса в отношении Республики Молдова “меньшим из двух зол”.

Йоханнис в силу своего этнического происхождения – человек с немецким духом прагматизма. Который привык отвечать за свои слова. Поэтому он не будет лишний раз накалять отношения между двумя странами и ставить коллег из Кишинева в неприятное положение, выступая с громкими политическими заявлениями и проектами популистского характера, как это любил делать Траян Бэсеску, а в ходе нынешней предвыборной гонки и Виктор Понта.

Достаточно посмотреть, какую позицию в вопросе “объединения двух румынских государств” занял Клаус Йоханнис во время выборов. Он не стал, как Понта ради зарабатывания предвыборных очков, спекулировать на теме унионизма. Если Виктор Понта, перехватив у Бэсеску “знамя унионизма”, объявил “второе великое объединение” своей главной целью в случае победы на президентских выборах и пообещал осуществить его уже к 2018 году, то Клаус Йоханнис занял более умеренную позицию. “Если граждане Молдовы захотят объединения с Румынией, никто не сможет их остановить. Но если они не захотят этого, то никто их не обяжет”, - объявил он.

А говоря о решении молдавского премьер-министра Юрия Лянкэ, поддерживать на президентских выборах в Румынии Виктора Понту, Йоханнис сказал, что “это дало нам пищу для размышлений, и мы проясним ситуацию”.

Впрочем, у победы Клауса Йоханниса и ее последствий для РМ имеются не только среднесрочные, но и краткосрочные последствия. Прежде всего, она довольно ощутимо ударила по предвыборным позициям Демократической партии, активно агитировавшей и поддерживающей Виктора Понту. И дала политическим оппонентам в преддверии 30 ноября новые возможности для нападок на ДПМ.

И еще об одном возможном последствии победы Клауса Йоханниса. Перед вторым туром президентских выборов в Румынии руководитель молдавского филиала Социал-демократической партии Румынии Виктор Алексеев активно намекал на то, что кандидата от Христианско-либерального альянса на президентских выборах Клауса Йоханниса якобы финансирует мультимиллионер Майкл Шмидт, который состоит в браке с сестрой лидера “Патрии” Ренато Усатого - Вероникой.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Будете ли вы принимать участие в проходящей в Молдове переписи населения?