Приднестровье новостей: 1365
Акция протеста новостей: 1639
Война в Украине новостей: 5250
Евровидение новостей: 499

Иван Дьяков: Незаконный оборот наркотиков достиг в республике угрожающих масштабов (ВИДЕО)

14 ноя. 2014, 9:45   Общество
9428 8
Фото: noi.md
Месяц назад в республиканском следственном изоляторе в Кишиневе один арестованный скончался, а четверо отравились неизвестным наркотиком. О массовых отравлениях и даже гибели людей новыми наркотиками пишут и российские СМИ. В Молдове пока не бьют тревогу, хотя данные по незаконному обороту наркотиков и их потреблению в стране шокируют. Об этой проблеме, а также о возможном ее решении рассказал в интервью Ирине Астаховой прокурор Кишинева Иван Дьяков.

- Иван Георгиевич, в конце сентября Вы заявили на своей пресс-конференции, что один миллиард евро в нашей стране ежегодно уходит на приобретение наркотиков. Это страшные цифры, но в реальной жизни мы не видим такой катастрофы. Действительно ли масштабы торговли наркотиками в республики так огромны?


- Не видят те кто, кто не хочет видеть. Проблема незаконного оборота наркотиков приобрела в республике угрожающие для безопасности общества масштабы, и непринятие мер будет иметь катастрофические последствия. Сегодня на учете официально состоят 10 тысяч человек, принимающих наркотики, из них 70 детей. Но надо понимать, что официально на учет берут тех, кто был задержан в состоянии наркотического опьянения, кто уже пристрастился к наркотикам, кто уже болен. Согласно же данным Международного центра по борьбе с наркотиками, в республике около 150 тысяч потребителей наркотиков.

Это огромные цифры, и я лично не слышал о случаях выздоровления от этой болезни. Не хочу называть имен, но я знаю многих наших высокопоставленных представителей власти, известных в республике людей: крупных бизнесменов, политиков, судей, генералов, дети которых – наркоманы. А некоторые из них трагически потеряли своих сыновей. Речь идет не о рядовых работягах, которые заняты за границей. Многие из этих родителей достаточно обеспечены, у них есть деньги, но детей потеряли.

По данным Международного центра «Антидрог», ежедневно в Молдове потребляют наркотики на 12 млн леев. Если вспомнить случай со сгоревшей мансардой – столичная примэрия выделила на ее восстановление 4 млн леев, и ее никак не могут закончить. А здесь 12 млн леев - в день! Все говорят о том, что в республику приходит около 3 млрд евро от гастарбайтеров, но их не видно. На эти деньги в каждом селе можно было бы построить теплицы, фермы, развивать малый бизнес. Где все это? Получается, что деньги уходят на покупку отравы.

- Как Вы охарактеризуете рынок незаконной торговли наркотиками в Молдове? Где наркотики производятся, откуда ввозятся, куда направляются, где и как реализуются, кто этим занимается?

- Это очень громоздкая и неоднозначная система. Наша страна расположена в очень выгодной транзитной зоне международной торговли. Наркотики идут из Турции и Азии на Европу. В Молдове выращивается конопля, которая идет на Россию. Почему здесь такой мощный оборот происходит? Наши граждане работают в Италии, Испании, Греции, по всей Европе, за эти 10-15 лет они изучили языки, имеют румынские паспорта, также владеют русским языком, поэтому могут свободно перемещаться по Европе и Азии и нередко участвуют в незаконных операциях.

- Вы говорили о турецкой группировке, то есть этим занимаются не только молдавские граждане?

- Иностранцы выступают в данном случае организаторами, они контролируют этот бизнес. Есть оперативная информация, что из иностранцев основная группа – это турецкие граждане.

- Около 6 лет назад в Молдове была задержана группа лиц, перевозивших в микроавтобусе около 200 кг гашиша. Однако, насколько известно, наказание получил только водитель микроавтобуса, а реальные исполнители исчезли. Какова судьба этого дела, и где наркотики?

- По данным учета, дело считается раскрытым. Насколько я помню из СМИ, было задержано несколько лиц, в том числе офицеры МВД республики, все они прошли через суд. Потом дело вернулось обратно, было опротестовано в судебной инстанции, всех поотпускали, и сегодня признан виновным только водитель. Но он тоже уехал, так что фактически никто не понес никакого наказания. Что с наркотиками, я лично не знаю, они где-то есть, а в том же они состоянии - или это уже мука, я не знаю. Обществу об этом не сообщили.

- Недавно также была задержана группа, которая занималась выращиванием конопли и производством марихуаны в Страшенском районе. Чем закончилось это дело?

- Я знаком с этим делом также по информации из СМИ. Бывший вице-министр МВД Геннадий Косован и бывший глава Службы внутренней безопасности Владимир Майдук рассказали об этом на пресс-конференции. Вообще странновато получается: хозяин теплиц говорит, что вышли на него некие люди, дали 50 тысяч евро и предложили выращивать коноплю. Он согласился, но говорит, что когда он начал криминальную деятельность, он сообщил об этом работникам СИБ и МВД. Человек выращивал коноплю в семи теплицах в центре села, с подключением воды, тепла, - местная администрация не могла не знать об этом – все на виду. И, по закону, уголовное дело по этому случаю должны были возбудить тогда, когда он обратился в правоохранительные органы. Но это не было сделано.

- Но может он помогал правоохранительным органам, может он работал под прикрытием?

- Есть несколько версий. Если он работал под прикрытием, должны были возбудить уголовное дело против того, кто якобы дал ему деньги на семена из Голландии, и начинать уголовное преследование с первого дня. А если никто ничего не делал - то это их бизнес. И этого человека обманули о том, что он работает под прикрытием.

Мне трудно сказать, как они сейчас будут выпутываться из этой ситуации. Хозяин теплиц объявлен в розыск. Но какой суд может осудить человека, если он четко называет лица, должности, по указке которых занимался преступной деятельностью, причем опасной преступной деятельностью, которая карается наказанием - сроком до 15 лет лишения свободы? И он в эту преступную деятельность вовлек сознательно многих лиц. Там говорится о том, что участковый чуть ли не каждый день поливал плантации.

Этот случай свидетельствует об отсутствии в Молдове надлежащей системы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Есть управление в МВД, но оно занимается только оперативной работой. Нет самостоятельного органа, который занимался бы этой проблемой комплексно, но есть тысяча и один вариант для злоупотреблений и вовлечения в преступную деятельность самих сотрудников полиции.

Я убежден: если в ближайшее время высшие должностные лица страны не озаботятся состоянием дел и не примут закон о создании отдельного независимого правоохранительного органа, который занимался бы только борьбой с незаконным оборотом наркотиков, ситуация выйдет из-под контроля.

- Борьба с незаконным оборотом наркотиков тесно связана с борьбой против коррупции. Есть ли у Вас информация о том, сколько всего человек за прошедший год было привлечено к ответственности за торговлю наркотиками и сколько чиновников и представителей правоохранительных органов понесли наказание за то, что покрывают эти преступления?

- В этом году по стране было возбуждено 737 уголовных дел по торговле наркотиками, из них 693 дела – на одно лицо. В прокуратуре Кишинева все дела групповые. Когда я пришел в прокуратуру муниципия, то сказал, что ни одно дело не приму, если обвиняется только один человек, потому что в этом случае речь идет о наркомане, больном человеке. Закон предусматривает для них уголовную ответственность. Но я с этим не согласен: нельзя останавливаться, наказав больного человека. С ним надо работать и получить информацию о том, у кого покупает, у кого продавец получает товар, и т.д. Мы в прокуратуре города закончили 50 дел по наркотикам, в них фигурируют по 3-5 человек, до 30-ти, и нет ни одного дела, в котором был бы осужден только один человек.

Уголовная ответственность чиновников тоже предусмотрена, но я не припоминаю… Если бы был независимый орган именно в этой сфере, тогда был бы какой-то результат.

- После пресс-конференции Высший совет магистратуры предложил привлечь Вас к дисциплинарной ответственности за нарушение прокурорской этики. Почему так болезненно отреагировал Совет на Вашу информацию?

- Мне сложно однозначно ответить, и не хотелось бы давать оценку действиям ВСМ, в совет входит и генпрокурор, и я удивился, когда узнал, что все голосовали за это предложение. Я не совсем понял, о какой этике идет речь. Когда я решил выступить перед журналистами, я поставил перед собой цель довести до общества информацию о состоянии дел с незаконным оборотом наркотиков, который принял угрожающие размеры в республике. Сказав «а», я не мог не сказать «б». Потому что меня спросили: а что вы делаете для того, чтобы предотвратить преступления, что вам мешает? Я привел конкретное дело, когда судья сектора Чентру Кишинева Лилия Василевич незаконно отпустила опасного преступника, наркодилера из-под стражи.

(Прим. - Ранее судимый Виталий Черный совершил особо опасное преступление, в отношении которого, согласно Уголовному кодексу, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от 7 до 14 лет. Решение Лилии Василевич освободить его было признанно незаконным Апелляционной палатой и Высшей судебной палатой).

И странно, что члены ВСМ так болезненно отреагировали на мои слова. Более того, они, элита юстиции, вынесли такое постановление и привели в качестве доказательства якобы мои слова, которые я не говорил. Они даже не удосужились прочитать или прослушать то, что я говорил. Просто хотели поставить меня на место? Но я считаю (чтобы опять не обвинили меня в нарушении этики), эти люди не прониклись опасностью момента, не разобрались в сути сказанного, и на таком серьезном уровне приняли такой серьезный документ с несерьезными фактами – мне просто стыдно за них. Никакого наказания по отношению ко мне они не могут применить. И мне интересно, как они объяснят обществу, как они выйдут из этого положения.




0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Как вы оцениваете решение об индексации пенсий на 6% с 1 апреля?