Приднестровье новостей: 1406
Акция протеста новостей: 1685
Война в Украине новостей: 6115
Евровидение новостей: 504

Дешевый лей загоняет молдавскую экономику в рецессию

23 окт. 2014, 15:45   Экономика
2944 0
Фото: noi.md
(Комментарий экономического обозревателя "Инфотаг" Александра ТАНАСА)

Сравнительно слабый приток валюты от экспорта и населения в обменные валютные кассы (ОВК) не смог поддержать наметившейся коррекции в сторону незначительного укрепления курса молдавского лея по отношению к доллару США, 23 октября.

Как отмечают дилеры банков, "собственных сил" лею хватило лишь на несколько торговых дней, после которых он вновь стал сдавать позиции перед американской валютой.

"После этапа укрепления официального курса с отметки в 14,7153 MDL:$1, национальная валюта смогла вырасти до позиции 14,5483 MDL:$1, с которой курсовой тренд развернулся в сторону девальвации лея", - отметил один из банковских дилеров, указав на то, что ослаблению лея способствовал и падающий курс евро.

В то же время, участники валютного рынка полагают, что ситуация на нем не предвещает больших "скачков" и резких "рывков" в курсе лея по отношению к доллару США и евро даже с учетом слабого притока валюты.

"Поступление валюты от населения в ОВК ослабело, в том числе, и по причине дождливой погоды, что в принципе понятно: в такое время люди неохотно ходят по магазинам, а стало быть - меньше покупают и меньше меняют валюту", - отметил дилер.

Другие валютные аналитики предполагают, что курс лея едва заметно, плавно будет сдавать свои позиции по отношению к американской валюте.

"На курс лея определенное косвенное влияние оказывает и затихающая в связи с предвыборной кампанией деловая активность. В такой ситуации резко падать курсу молдавскому лею не позволят сигналы о репатриации экспортерами пусть и небольшой валютной выручки. В Молдову начала поступать валюта за экспортированную пшеницу, подсолнечник и сою", - сказал дилер.

Объемов экспортной выручки будет достаточно, чтобы удовлетворять спрос рынка на доллары и евро, пока на него не вышли более серьезные игроки, которым твердая валюта в больших объемах понадобится в конце ноября, а также в декабре, когда операторы энергетического рынка будут оплачивать импорт энергоресурсов.

Таким игрокам, как "Молдова газ" и Gas Natural Fenosa понадобятся большие объемы валюты, удовлетворить которые только за счет репатриации валюты экспортерами будет невозможно, поскольку валюты просто не хватит. В такой ситуации невольно придется завышать курс покупки доллара США, чтобы будить интерес у тех, кто по выгодному курсу готов будет расстаться с заготовленной впрок валютой.

К примеру, сегодня курс на покупку евро по 18,4 MDL народ не привлекает, но нельзя сказать, что он население совсем не интересует. Как только курс перешагнет рубеж 18,5 MDL за евро, сразу появятся те, кто начнет сбрасывать евро.

Аналогичная ситуация будет проявляться и с долларом США, когда те, кто покупал их по 14,25-14,50 MDL:$1 при предложениях рынка 14,85-15,00 MDL:$1 будут продавать, фиксируя неплохую прибыль за счет курсовой разницы.

У дешевеющего лея есть две стороны медали, которые насколько выгодны, настолько и опасны для правительства. Власти должны иметь мужество и признать, что благодаря дешевеющему лею растут поступления в государственный бюджет. Ведь только на оплате акцизов, таможенных пошлин и сборов, утвержденных в твердой валюте, а оплачиваемых экономическими агентами в леях, увеличение ежедневных поступлений в казну государства ощутимо даже невооруженным глазом. И здесь, как говорится, министерство финансов и правительство должны быть признательны Национальному банку. Формально прикрываясь достижением своей стратегической задачи - контролируемой инфляции, он, что называется, махнул рукой на курс молдавского лея.

Хотя, нужно быть справедливым, и признать, что банк исправно следит за тем, чтобы в курсе национальной валюты не было скачков, которые неминуемо ведут к нежелательным явлениям на валютном рынке - ажиотажу и панике. Индекс потребительских цен, за который уже три года отвечает банк, позволяет ему смело идти на девальвацию лея, чтобы не подпускать на опасное расстояние дефляционные процессы.

Однако в правительстве не должны упускать из виду и оборотную сторону медали, осознавая, что дешевеющий лей загоняет экономику в рецессию. Невооруженным глазом видно, что дешевым леем все накладнее рассчитываться по внешним долгам (государственным и частным), обеспечивать сырьем и комплектующими материалами экспортное производство, закупать оборудование и технику для модернизации сельского хозяйства. А ведь без современных технологий и техники в сельском хозяйстве в условиях режима свободной торговли с Евросоюзом, фермеры могут оказаться на грани катастрофы.

Дешевеющий лей и растущая инфляция могут раскачать довольно стабильную финансовую и банковскую систему, что вновь приведет к росту процентных ставок, которые с таким трудом удалось снизить и по депозитам, и по кредитам, и по ценным бумагам государства. Не может не тревожить и психологическая сторона вопроса. В ситуации пусть и контролируемого Национальным банком обесценивания лея, у населения теряется былое доверие к национальной валюте, что автоматически приводит к "уходу населения в валюту". И здесь не нужно быть семи пядей во лбу. Простой арифметический расчет показывает, что при обесценивании лея к доллару США за год, к примеру, на 8% с учетом годовой инфляции в размере 5%, депозит в леях в банке под 8% далеко не дотягивает до отметки потерь национальной валюты в 13% (девальвация плюс инфляция).

И население ищет незамысловатый выход из ситуации на рынке, пытаясь обезопасить себя от обесценивания национальной валюты пусть даже и контролируемой, а вернее, дозируемой Национальным банком. Простой расчет показывает, что банковский депозит в валюте под 5% с учетом девальвации лея и инфляции дает в год 13%.

Поэтому, в процедуре "дозированного" обесценивания лея существует некая черта, переступив которую невольно придется нарушить относительную стабильность процентных ставок. И даже если в административном порядке это не будет приветствоваться регулятором, сама ситуация на рынке заставит его участников менять правила игры, которой без задора и материального интереса просто не бывает.

Судя по уверенному поведению на рынке регулятора, он производит впечатление игрока, который знает, где та черта, за которую курс лея не может переступить. Хотя, не стоит сбрасывать со счетов и то, что такое поведение регулятора - это всего лишь хорошая мина при плохой игре, когда банк не считает целесообразным для государства тратить попусту его золотовалютные резервы на мнимую крепость национальной валюты. Признавая наличие у Национального банка многочисленных оппонентов за такую его позицию, нужно признать наличие у банка сторонников, среди которых сам МВФ, положительно оценивающий "гибкое образование курса лея для смягчения воздействия от внешнего давления".

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Как вы оцениваете решение об индексации пенсий на 6% с 1 апреля?