X 
Приднестровье новостей: 1423
Война в Украине новостей: 6157
Евровидение новостей: 506
Президент новостей: 3996

От давальческого сырья к собственным брендам

14 окт. 2014, 16:00   Экономика
14711 0
Фото: mk.kn.md
Ангелина Таран

Характерной чертой современной молдавской швейной индустрии является работа на давальческом сырье. Некоторые считают это плохим признаком и даже сравнивают с наркотической зависимостью. Между тем, в основном благодаря давальческому сырью, в этой отрасли работают порядка 300 предприятий, на которых заняты около 20 тыс. человек. Их обеспечивают работой заказчики из Италии, Германии, Франции, Скандинавских стран, России и США. По данным статистики, производство текстиля за первые семь месяцев года, по сравнению с аналогичным периодом 2013-го, увеличилось почти на 25%. Его доля в ВВП – 3,9%.


Как появилось производство на давальческом сырье?

Это явление возникло в Молдове в 1993-94 гг. Пионером был Тираспольский хлопчатобумажный комбинат (ТХК). Одно из предприятий местной промышленности - после приватизации ставшее АО Codreanca - первое время выполняло экспортные заказы через его контракты. С советского времени у двух предприятий были хорошие связи. Codreanca закупала у ТХК ткани, потом оказывала комбинату услуги по пошиву.

Как-то отказался от итальянского заказа на производство рабочей одежды на давальческом сырье и отдал эти контакты своему левобережному партнеру, который еще в прежние времена специализировался на выпуске такой продукции. Так Codreanca самостоятельно начала работать на давальческом сырье.

«В настоящее время наш коллектив, размещенный на несколькихпроизводственных площадках – в Единцах, Унгень, Кэлэраше, с. Лозово Страшенского р-на и с. Пыржолтень Кэлэрашского р-на, насчитывает 270 человек, - говорит генеральный директор ООО Instacon (входит в группу предприятий вместе с АО Codreanca) Павел Аксенти (в 2005-2012 гг. был заместителем председателя Ассоциации патронатов предприятий легкой промышленности). - Однако заказы, которые у нас есть, больше, чем мы можем сегодня выполнить, поэтому вместе с нами работают предприятия в Вулкэнештах, Хынчештах и Рышканах.

В новейшей истории нашей страны мы начинали, как и все молдавские предприятия, на давальческом сырье. Когда все рухнуло с распадом СССР, нужно было, чтобы производство работало. Но мы получили в наследство от Советского союза 30-летнее оборудование и советские технологии».


Цель была - выжить

- Швейная фабрика Şoltoianca в Стрэшень - одно из бывших подразделений «Стяуа рошие», - рассказывает ее директор Маргарета Кушнир. – С 1998 г. работаем на давальческом сырье. Наш первый клиент был из Франции. Он участвовал в промышленной выставке в Германии, где открыл для себя Молдову. Там он познакомился с итальянцами, которые уже работали в нашей стране, и они его сюда привезли.

Французский бизнесмен пытался разместить заказы в Молдове и вышел на нас. Мы стали шить для него изделия из полиэстера с кружевами (как раз по специфике «Стяуа рошие»), поэтому и набрали бывший персонал этой фабрики, начав с маленького коллектива из 15 человек, а в конце того же, 1998 г. нас было уже 350.

Когда мы начинали, остановились все крупные производства, люди остались безработными. В 1998 г. еще было важно дать людям возможность заработать на хлеб, чтобы они не стояли на улицах со своими пожитками, как это делало полстраны, торгуя на тротуарах. И когда появились зарубежные заказы, это была прекрасная возможность начать работу на новом уровне. У наших работников была очень хорошая квалификация, только мы начали трудиться уже по другим стандартам - не на количество, а на качество.

Заказчики принесли свои «ноу-хау», требования по качеству, дисциплину поставок и т.д. И мы легко сумели включиться и работать по европейским стандартам. В нашем случае не было оков прошлого, т.к. у нас менеджмент был не из промышленности, но тоже из сферы экономики, соответственно, у нас были другие горизонты, мы были намного гибче и легко усваивали уроки.

Остальные клиенты стали появляться, благодаря тому, что с 2000 г. мы активно участвовали на выставках за рубежом, в основном в Париже. Заказчикам нравилось то, что у нас головной менеджмент свободно владеет английским и французским языками, благодаря чему не создается никаких проблем в общении с клиентами и их техническим персоналом.

Наше предприятие много лет шило, в основном, для заказчиков из Франции, Италии и Германии очень широкий ассортимент - трикотажные пижамки, ночные рубашки, слипы, майки, платья, юбки, блузки, плащи, детские платья; для мужчин – боксеры, майки-поло, рубашки, брюки, куртки.

До 2009 г. у Şoltoianca были также подразделения в Кишиневе и Бэлць, но т.к. во время мирового финансово-экономического кризиса объемы заказов существенно сократились, то мы сохранили только площадку в Стрэшень. В лучшие времена у нас работало порядка 600 человек, сегодня из них остались 50. Безусловно, работа на давальческом сырье была очень полезной.


Новые реалии

- Для работы в новых реалиях (по европейским стандартам качества) было необходимо еще иметь какие-то знания об этом, - продолжает Павел Аксенти. - Так, когда мы заключали свой первый контракт с итальянцами в 1995 г., я подготовил для переговоров высокие цены за нашу работу.

Однако владелец компании и генеральный директор начали мне задавать вопросы, на которые я не знал ответов. Например, сколько времени требуется нашей фабрике, чтобы произвести пару брюк? Но в Советском союзе никто этого не считал. Они спросили, сколько зарабатывает рабочий, сопоставили производительность и заработную плату и поинтересовались, зачем нам так много денег? Конечно, пришлось согласиться на их цены, которые были очень далеки от наших. Но вместе с итальянским клиентом мы научились работать по-европейски (шили форменную одежду). Он помог нам понять, что такое организация производства, и научиться работать по-новому.

Однако, когда в 1998 г. появился немецкий заказчик, то после того, как наше предприятие посетил хозяин этой компании, в течение месяца мы получили в пользование 100 швейных машин (в течение нескольких лет их выкупили), и техника, который нам помог наладить производство. Вместе мы смогли развивать наше предприятие. Благодаря этому партнерству, мы очень многое изменили в производстве, его организации и т.д.

В частности, мы с партнерами поставили системы заработной платы, учета труда и затрат, всё привязав к минуте эффективного труда. Мы постарались все унифицировать и теперь знаем, что, например, на пошив квадратного кармана нужно 0,7 минуты. Когда эта деталь встречается в других изделиях, время все равно будет тем же. Так по операциям складывается время, необходимое для производства. Например, пара брюк с тремя карманами в среднем выпускается по технологической цепочке за 22 мин., халат – за 17-19 мин.

Сегодня у нас есть эффективное производство, которое дает возможность выживать. К сожалению, созданные в советское время швейные фабрики никак не могли выйти на современный этап развития без давальческого сырья.


Зависимость или необходимость?

Прошло достаточно много времени, чтобы успеть модернизировать производство, если, конечно, ставилась такая цель. Почему же молдавские предприятия не отказываются от работы на давальческом сырье и не переходят на работу с собственными торговыми марками, хотя говорят, что контрактные условия становятся все жестче и жестче?

- Начиная с 2002 г., мы стали серьезно заниматься продажами на внутреннем рынке, - рассказывает Павел Аксенти. - Существует очень большая разница между работой на внутреннем рынке и на давальческом сырье. В первую очередь в том, что работа на внутреннем рынке предполагает наличие нескольких крупных блоков производства, которые нет необходимости иметь при работе на давальческом сырье, т.е. это - логистика поставок сырья (оно различное по цене, по происхождению, по составу) плюс фурнитуры. Это всё надо изучать, искать, закупать, планировать транспортные потоки и временные рамки загрузки производства, потому что если заготовить сырья больше потребности, - значит, на какое-то время «заморозить» деньги.

Второй блок – продажи. Для работы в этой сфере нужны специальные знания и навыки, инвестиции, реклама и т.д. Поэтому многие предприятия больше работают на давальческом сырье, т.к. сегодня это достаточно выгодно и в то же время – проще.
Год назад я серьезно думал о том, чтобы отказаться от давальческого сырья, т.к. уровень цен на услуги по пошиву строго определен, и наши партнеры не хотят его переступать, потому что есть другие, более дешевые рынки.

Вместе с тем появилось большое давление на стоимость услуги, т.к. если раньше не было налога на прибыль, то он появился, изменились цены на газ, минимальная зарплата и т.д. Это повысило стоимость производства при постоянной цене на пошив на давальческом сырье. Раньше у нас была рентабельность 7-8%, а в сентябре-октябре 2013 г. она уменьшилась до 4%.

В течение одного года обесценилась наша национальная валюта по отношению к евро с 16 до 19 леев. За счет разницы в 3 лея мы смогли поднять уровень рентабельности до 9-10%. Эта курсовая разница дает нам возможность иметь валютную выручку и продолжать работать на давальческом сырье. Сколько это продлится, не знаем.


Собственная торговая марка

Насколько сложно оторваться от стабильной финансовой подпитки, которую обеспечивает работа на давальческом сырье, и уйти в самостоятельное плавание?

По мнению Павла Аксенти, прежде, чем переходить к созданию собственной торговой марки, необходимо потрудиться минимум два-три года на давальческом сырье, чтобы разработать нишу продаж продукции под своей ТМ. До недавнего времени для молдавских предпринимателей было проблемой даже получение визы для поездок на выставки.

«Мы плохо знаем выставки в Азии. Не очень хорошо ориентируемся на рынке сырья и фурнитуры, т.к. всё получали от заказчика. Чтобы это наработать, нужны время и другие виды специалистов,которых у нас в штате не было. Все возможно и нужно сделать, но работа на давальческом сырье – шикарная возможность к этому подготовиться».

Объем заказов ООО Instacon на внутреннем рынке пока не позволяет ему сохранить уровень загрузки, в случае отказа от давальческого сырья. Но вместе с тем он дает ему достаточно широкое поля для маневров. Это предприятие является одним из самых крупных производителей одежды для отечественных медицинских работников. Кроме того, оно выпускает рабочую одежду для производственников и второй год подряд выиграло тендер на пошив полевой формы для Пограничной полиции. За 2013 г. объем продаж предприятия на внутреннем рынке составил около 8 млн леев, в 2014-м ожидается 10 млн леев.

- Объем реализации нашего предприятия за прошлый год - порядка 20 млн леев., из них 12 млн – на давальческом сырье. Чтобы произвести объем продукции на 12 млн леев, нужно не менее 250 человек. Для производства продукции на 8 млн леев (для внутреннего рынка), достаточно 50 человек, т.е. нужно сократить рабочие места. А куда людям деваться? Однако, работая под собственной ТМ, можно заработать и на сырье, и на грамотной маркетинговой политике. Если выпускать продукцию на давальческом сырье, маржа может доходить до 10%. А если шить изделия под собственной торговой маркой, маржа будет на уровне 15-20%.

Самая большая забота каждого предпринимателя - что будет с его бизнесом завтра? В настоящее время в Молдове резко ощущается недостаток рабочей силы. И поскольку у наших партнеров большие объемы заказов, со временем мы не сможем их выполнять, т.к. не будет достаточно персонала. А работая на собственном сырье, нам необходимо в четыре-пять раз меньше людей, - делает вывод руководитель ООО Instacon.


Будущее – за собственным брендом

У фабрики Şoltoianca собственная торговая марка Marinelle появилась в 2007 г. (зарегистрирована на страны СНГ и Западной Европы). Толчком для этогопослужили вопросы потребителей на молдавских выставках - где купить такие хорошие вещи? Владельцы предприятия решили применить свои «ноу-хау» в работе на себя и начали шить под своей ТМ мужские коллекции. Но, к сожалению, на местном рынке продукцию не предлагают из-за нерентабельности содержания торговых точек. Поэтому она экспортируется в Германию.

- От давальческого сырья мы не отказались, т.к. оно гарантирует ежедневные загрузки производственных мощностей, - объясняет Маргарета Кушнир. - Собственные коллекции не обеспечивают такого большого оборота, чтобы полностью работать только на свой бренд. И, кроме того, они требуют достаточно серьезных инвестиций в сырьё. Мы работаем в сегменте выше среднего, где не могут быть большие продажи.

Если бы мы специализировались на «эконом»-сегменте, то объемы были бы больше. Производство на давальческом сырье и под своей торговой маркой в общем объеме выглядит как 80/20.Безусловно, второй вариант экономически выгоднее, но из-за маленьких объемов ощутимого результата пока нет.

Будущее однозначно – за собственными брендом и коллекциями. Но пока из-за сложной социально-экономической ситуации в стране мы не можем рассчитывать на продажи в Молдове, однако нас воодушевляют результаты за рубежом, положительная реакция на продукцию на зарубежных выставках.


Кто конкуренты молдавских швейников?

Стоимость работы на давальческом сырье в Молдове составляет 0,07-0,08 евро за минуту эффективного труда. Для сравнения: в Румынии - порядка 0,1 евро, в Сербии – 0,1-0,11 евро, в Грузии – 0,5-0,6 евро, в Армении и республиках Средней Азии – еще меньше. Но есть много факторов, влияющих на выбор страны размещения заказа.

Многое зависит от ее географического расположения. Товар, отгруженный из Молдовы, в Германии оказывается на третий день, из Средней Азии – через шесть-семь дней.
Весь мир, который занимается производством швейных изделий, - наши конкуренты.

Тем не менее в этой конкурентной борьбе у молдавских швейников есть свои плюсы, включая то, что сложные вещи они выполняют качественно. Даже коллеги в Румынии, труд которых оценен дороже, находят заказчиков, потому что их цена объясняется уровнем качества, скоростью исполнения и т.д. Видимо, их клиентам выгодно пользоваться такими услугами.


Немного парадоксов

Ранее в Министерстве промышленности были специалисты, которые разрабатывали политику в швейной отрасли и планировали ее развитие. Теперь этого нет, и все зависит от собственника. Если он заинтересован в развитии производственной базы своего предприятия, то оно развивается, если нет – фабрика умирает. Несколько лет назад Патронатная ассоциация предприятий легкой промышленности вместе с проектом CEED/USAID разработала концепцию развития отрасли до 2015 г.

«К сожалению, концепция, по моему мнению, не стала локомотивом развития легкой промышленности, а в силу того, что до 2015 г. осталось два с половиноймесяца, а новый документ пока не существует, то предприятия будут и дальше работать, кто как может», - полагает Павел Аксенти.

По мнению предпринимателей, по сравнению с соседними странами, в Молдове достаточно комфортные условия, которые дают возможность работать без больших потрясений. Но они хотели бы получить, если не нулевую ставку, то хотя бы скидку на НДС при импорте оборудования для швейного производства, поскольку в нашей стране оно не выпускается.

Кроме того, создается парадоксальная ситуация, когда фабрика, закупая дорогое оборудование в Европе, пользуется рассрочкой по оплате в полгода или год. В то же время при его ввозе нужно заплатить 20% НДС. Есть определенные сложности и с временным ввозом оборудования. Он предполагает наличие гарантии на сумму неуплаченных налогов. То есть, чтобы ввезти, например, два агрегата для установки кнопок на одежде, придется заморозить на счетах Таможенной службы на время нахождения оборудования в РМ (три года) около 3 тыс. евро.


Ангелина Таран

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Будете ли вы принимать участие в проходящей в Молдове переписи населения?