X 
Приднестровье новостей: 1423
Война в Украине новостей: 6159
Евровидение новостей: 506
Президент новостей: 3996

История о том, как государство потеряло 150 миллионов леев

26 сен. 2014, 8:55   Экономика
10334 5
Фото: noi.md
Игорь Серебряну

В селе Гура Каменчий Флорешского района, на территории более 12 га, еще недавно действовало предприятие "Cereale Flor" SA (элеватор). Основной вид деятельности этого некогда процветающего предприятия - хранение и сопутствующая обработка зерна, объёмом до 50 тысяч тонн. Здесь же есть маслобойка, мельница, помещения свинофермы. Предприятие хранит зерновые государственного резерва. Когда-то оно производило также десятки тысяч тонн комбикормов.

Аналогичные предприятия - элеваторы, в том числе расположенные поблизости, как минимум не бедствуют, т.к. производителей много, а мощностей для хранения у некоторых совсем нет, у других они недостаточны. Поэтому ожидать, что у этого элеватора, основным собственником которого является государство (83%), могут возникнуть проблемы с загрузкой, было бы нелогично.

Однако, вопреки логике и примеру экономических показателей аналогичных предприятий, 29 сентября 2010 года в отношении "Cereale Flor" SA возбуждена процедура несостоятельности. Долги предприятия, по состоянию на 2011 год, утвердили в сумме 186 млн леев, из которых более половины перед государством.

Кредиторы решили, что иного варианта возврата долгов, кроме реструктуризации, нет. И общее собрание кредиторов дважды принимает решение о применении плана реструктуризации и поручает администратору процесса несостоятельности подготовить план. Итоговое решение было принято 18 апреля 2013 года.

2 мая 2013 года Апелляционная палата Бельцы утвердила протокол общего собрания кредиторов от 18.04.2013 года. Кредиторы с надеждой смотрели в будущее. Однако 3 мая 2013 года администратор процесса несостоятельности, без уведомления кредиторов, без согласия суда, решил – надо всё продавать. Про решение собрания кредиторов, утверждённое судом, – о применении процедуры реорганизации и поручении разработать план, администратор почему-то забыл.

И в итоге 3 мая 2013 появился на свет официальный документ "Решение о продаже", изданный единолично и по своей воле администратором, в котором указанно: "Были изучены предложения всех потенциальных покупателей", при этом до сегодняшнего дня полный секрет, кто были эти потенциальные покупатели.

Из всех этих неизвестных самым лучшим оказалось предложение некого общества с ограниченной ответственностью, о котором на рынке хранения и переработке зерновых никто никогда не слышал. Что неудивительно: данное ООО никакой операционной деятельности, которая позволила бы приобрести объект за 13 миллионов леев, не вело. Откуда деньги? Этот вопрос должно было задать государство в лице профильных и, возможно, правоохранительных структур.

Администратор сказал - администратор сделал! 14 мая 2013 года 39 строений, т.е. десятки тысяч площадей, расположенных на более чем 12 га, проданы за 13 миллионов леев. Проданы без уведомления и согласия собственника, кредиторов, судебной инстанции. По цене в три раза меньше балансовой стоимости. Специалисты считают, что только строительство аналогичного объекта, без оборудования и железнодорожной ветки, без земельного участка, составляет более 5 миллионов евро.

Апелляционная палата Бельц, которая 2 мая 2013 года утвердила решение общего собрания кредиторов о применении процедуры реорганизации, без вызова основных кредиторов, как минимум членов совета, 15 мая 2013 года принимает решение о снятии всех запретов и регистрации договора купли-продажи.

Естественно, что в этой ситуации у кредиторов возникли вопросы. Как нотариус мог заверить договор купли продажи недвижимости, не имея решения уполномоченных органов управления предприятием? Многие знают, что не каждый нотариус оформит договор, если протокол, разрешающий сделку, подписан не в его присутствии.

Как нотариус заверил куплю продажу, когда на имущество наложены запреты и аресты - как судебными инстанциями, так и судебными исполнителями?

Насколько убедительно было заявление администратора несостоятельности и покупателя, если 15 мая 2013 они подали в суд заявление об аннулировании всех существующих арестов, чтобы зарегистрировать договор купли-продажи, - и в тот же день 15 мая 2013 года суд удовлетворил их заявления и выдал определение?

Администратор должен был умудриться успеть за один день - 15 мая 2013 года - подать заявление в суд, получить положительное решение суда и в другом районе зарегистрировать в кадастре договор купли-продажи. Теоретически это возможно, но кто работает практически в данной области, понимает, что необходимо для такой скорости. И это явно не просто оперативность.

Главный вопрос кредиторов: как один человек, против воли и решения кредиторов, без согласия судебной инстанции, которая по закону осуществляет надзор за процессом несостоятельности, без объявлений, аукциона, согласования и соблюдения десятков прочих формальностей, может взять и продать огромный имущественный комплекс?

Этот вопрос кредиторы задали судебной инстанции, подав жалобу на действия администратора, которая рассматривалась более одного года. За это время предприятие было перепродано ещё 3 раза, получив 4 собственников. Неоднократные заявления кредиторов об аресте имущества, суд оставил без внимания.

Как интересно порой получается: заявление администратора о снятии арестов и запретов рассмотрели в тот же день, а заявление об аресте и законности действий администратора - более одного года. На этот вопрос у большинства есть ответ, просто его не произносят вслух.

В итоге, Апелляционная палата Бельц 5 августа 2014 вынесла решение: администратор всё сделал по закону, включая и заключение договора аренды. Комментировать решение суда не будем.

Пытаясь разобраться в хитросплетениях данного дела, обратили внимание на коммерческую составляющею процесса, ибо речь идёт о предприятии. Где интерес? А интерес оказался очень серьёзным.

Первое - это вопрос цены продажи предприятия администратором. Кредиторы говорят, что 13 миллионов леев - это мало. Администратор говорит, что больше, в принципе, невозможно.

Да у каждого своя оценка и мнение, однако, есть реальность и экономическая целесообразность, а она следующая. Всё, что администратор продал по договору от 14 мая 2013 года за 13 миллионов леев, уже 1 июля 2013 года он от имени "Cereale Flor" SA взял в аренду по цене 450 тысяч леев в месяц.

Здесь необходимо отметить, что, используя только половину мощностей, "Cereale Flor" SA за хранение зерна государственного резерва получает в тот же период 500 тысяч леев в месяц, что как минимум позволяет с уверенностью платить аренду. Другими словами, если загрузка около половины мощностей позволяет получить 500 тысяч леев, следовательно все мощности - 1 миллион леев в месяц (а ещё есть мельница, маслобойка, пекарня).

В итоге, 13 миллионов леев, уплаченных за объект за один год, уверенно возвращаются. О такой рентабельности мечтает любой бизнес, и только собственнику в лице государства это не представляется интересным. Иначе как объяснить столь пассивную борьбу за потерянный объект? Совершенно безучастны Министерство сельского хозяйства, Министерство экономики, СИБ, другие структуры и ведомства. Никак не проявляет себя Правительство и профильные комиссии.

Агентство материальных резервов - структура, которая много лет управляла акциями элеватора от имени государства и которая де-факто является управляющим собственником, глубоко вздыхает и ведет вялую переписку. Большой активности здесь ждать не стоит, так как "Cereale Flor" SA было доведено до несостоятельности именно под руководством данного агентства, которое так прекрасно распорядилось вверенной ему собственностью.

Интересно если бы всё было в частных руках, допускал бы собственник, чтобы у него бесследно исчезали десятки тысяч тонн зерна? Ведь только государственный резерв недосчитался 75 миллионов леев. И частые лица - примерно столько же. Неужели никому из ответственных чиновников и контролирующих органов не интересно, как и куда за 2-3 года только с одного предприятия могли исчезнуть государственных товаров на 75 миллионов леев? Именно столько кредиторских требований заявлено Агентством материальных резервов. Это при условии, что государственный резерв на учёте и под надзором СИБ. А ещё госбюджет, соцфонд потеряли более 10 миллионов леев.

Потом чиновники нам говорят: "К сожалению, нет денег на образование, медицину, детские сады, спортивные сооружения". Мы верим и пониманием, что денег действительно нет, потому что кто-то смотрел сквозь пальцы на то, как неэффективно используется государственная собственность. Никто не виноват, однако полторы сотни миллионов пропало.

Кредиторы подали кассационную жалобу и ожидают ответа. 1 октября 2014 года рассмотрение дела назначено в Высшей судебной палате. Учитывая обстоятельства, надо быть реалистом и адекватно воспринимать действительность, однако в глубине души многие ждут чуда. Очень хочется, чтобы оно случилось. Без этого все дискуссии о великом, о справедливости и правде, о реформах и успехах, об интеграции и прекрасном будущем – не более чем пустой звук, дорога в темноту, где в очередной раз победило зло.

Десятки предприятий, сотни семей занимающихся сельским хозяйством, возможно, не дождутся возврата их личного имущества. Для кого-то это существенные деньги, это результаты работы по итогам целого года. Что тогда скажут родители своим детям, многие из которых наравне с родителями трудились, чтобы собрать урожай, который они отдали хранить, а теперь могут и не отдать? В какой стране они видят своё будущее?

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Будете ли вы принимать участие в проходящей в Молдове переписи населения?