X 
Приднестровье новостей: 1381
Война в Украине новостей: 5301
Евровидение новостей: 501
Президент новостей: 3996

“Румынская” угроза в ответ на “российскую” угрозу

6 авг. 2014, 15:31   Политика
27509 30
Фото: emotional.ro
Ксения Флоря

Премьер-министр Румынии и, возможно, будущий президент этой страны Виктор Понта заявил, что действия России представляют угрозу для Молдовы и всего региона.

В Бухаресте считают, что эта угроза состоит не только в дестабилизации региона в результате “незаконной аннексии Крыма или поддержки, оказанной Россией сепаратистам”. Но и в политической дестабилизации внутри Молдовы: действия Российской Федерации, уверен Понта, укрепляют предвыборные позиции левых партий.

“Молдавское правительство, парламентское большинство приняли ясные, необратимые решения и находятся на верном пути, ведущем в Европу, который проходит через Румынию. Очевидно, в ноябре этот путь может быть прерван, если на выборах победит ПКРМ”, - заявил румынский премьер.

В этой ситуации Румыния, по его словам, намерена еще больше оказывать помощь Молдове, чтобы “доказать делами преимущества европейской интеграции”.

Однако, считают эксперты, эта помощь может выразиться не только в показательном запуске предвыборного проекта “Газопровод Яссы-Унгены”, демонстративной закупке Румынией определенной партии молдавских фруктов на фоне российского эмбарго или открытии в Бельцах станции санитарной авиации. Если предвыборная и поствыборная ситуация в Молдове будет развиваться в неблагоприятном для официального Бухареста ключе, румынская сторона может воспользоваться определенными рычагами давления. В том числе, задействовав своих “агентов влияния” в Молдове.

ДПМ+ПКРМ=?

Насчет “чистой” победы коммунистов на грядущих в Молдове парламентских выборах Виктор Понта, конечно, лукавит. Во-первых, протестные настроения молдавского электората уже не те, что были в 2001 году. Во-вторых, руководство Демпартии просто не позволит коммунистам получить парламентское большинство.
На прошлой неделе депутат от ПКРМ Александр Петков заявил, что в формировании предвыборного списка Партии коммунистов активно участвует фактический руководитель Демократической партии Владимир Плахотнюк.

По нашей информации, в последние недели сразу несколько бывших высокопоставленных правительственных чиновников подали заявления на вступление в ПКРМ. Например, экс-министр внутренних дел Георгий Папук и бывший министр юстиции Виталий Пырлог.

В предвыборном списке ПКРМ они могут быть включены, если не в первую десятку, то в первую двадцатку точно (во время парламентских выборов 2010 года Виталий Пырлог баллотировался в парламент под № 67 по списку ПКРМ, но оказался в его непроходной части). С перспективой потом войти в состав коалиционного правительства, если Демпартия и ПКРМ договорятся об альянсе.

Политические аналитики считают такую коалиционную поствыборную модель вполне реальной. Но такая коалиция не совсем устраивает Бухарест и стоящие за ним США.

ДПМ, несмотря на пять лет нахождения в правоцентристской “проевропейской” коалиции, всегда позиционировала себя как левоцентристское политическое формирование, ставящее акцент на полиэтничности, молдовенизме и укреплении государственности Республики Молдова, а также сохранении дружественных и стабильных отношений с Российской Федерацией.

То есть, если после ноябрьских выборов к власти в Молдове придет левоцентристская коалиция, официальный Кишинев может заметно смягчить свою позицию по отношению к Российской Федерации (тем более, на фоне введенных “Россельхознадзором” и “Роспотребнадзором” ограничений) и даже пойти с ней на определенные договоренности.

Что категорически не устраивает Вашингтон, стремящийся максимально изолировать Москву и подбивающий на это весь земной шар. И Бухарест, грезящий об увеличении своей территории, прежде всего, за счет Молдовы, и имеющий к России свой личный счет. Недаром в национальной стратегии обороны Румынии присутствие российских войск в Приднестровье находится среди перечня основных угроз.

В Бухаресте не без основания полагают, что Москва мешает ему стать региональным лидером и активизировать свою экспансию на сопредельные территории. Кроме Молдовы и областей Украины, где компактно проживает румыноязычное население, Румыния пытается распространить свое влияние и на сербский Банат, где проживает 35-40 тыс. валахов.

Бухарест уже не раз обвинял Белград в препятствовании сохранения сербо-валахами своего этнического сознания и их постепенной славянизации. И хотя в сербском Банате примерно такая же ситуация с национальным самоопределением, как в Молдове (местные валахи себя однозначно к румынской нации не относят), Румыния пытается получить полный контроль над политической и культурной жизнью данного сербского региона. Поэтому Бухарест проводит активную работу по ослаблению влияния Сербии в регионе, и отрезанию России от Балкан - прежде всего, Сербии.

Для Румынии и США самым приемлемым вариантом было бы сохранение в Молдове нынешнего статус-кво. То есть, проевропейской коалиции в ее действующей модификации при жестком курсе на Запад без оглядки на Восток.
И уж совсем Бухарест и Вашингтон не может устраивать рост популярности в Молдове левых партий откровенной пророссийской направленности. Например, “Нашей партии” Ренато Усатого, ПСРМ Игоря Додона или Партии регионов Михаила Формузала (на этой неделе она вошла в десятку наиболее влиятельных партий Молдовы), которые сейчас активно пользуются введенным Россией запретом на экспорт ряда молдавских товаров в политических целях.

Не поэтому ли министерство юстиции РМ, подконтрольное ЛДПМ, категорически отказывается регистрировать “Нашу партию” Ренато Усатого? ЛДПМ в последние месяцы окончательно трансформировалась из “пробрюссельской” партии в “провашингтонскую”, ужесточив свою антироссийскую риторику.

“Агенты влияния”

По мнению экспертов, если предвыборная и поствыборная ситуация в Молдове будет развиваться не совсем так, как того желает Бухарест, румынская сторона может воспользоваться определенными рычагами давления. Например, задействовать своих “агентов влияния” в Молдове.

Прежде всего, это Конституционный суд РМ. Нынешний состав КС уникален: все шесть его судей являются гражданами Румынии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Что Конституционный суд уже один раз продемонстрировал, непонятно каким образом декларацию о независимости поставив выше Конституции.

В нынешней ситуации, не исключают политические аналитики, Конституционный суд может не признать итоги ноябрьских выборов в парламент, если они не устроят румынскую сторону, и объявить о незаконности выборов. Удобоваримые аргументы всегда можно найти. Например, массовые нарушения на избирательных участках в ходе голосования.

Второй вариант задействования ”агентов влияния” – институт президента. Действующий глава государства Николай Тимофти никогда не скрывал своих унионистских, антироссийских и проНАТОвских взглядов. Эксперты не исключают, что если президента “хорошо” попросят из Бухареста и Вашингтона, он может отказать в выдвижении кандидата в премьер-инистры, которого предложит победившее большинство.

И, наконец, третий, самый “экстремальный” вариант. Если в Молдове начнутся беспорядки (а политические аналитики не исключают их навязанного, как в Украине, характера), Румыния при полной поддержке США, ссылаясь на происки России, может ввести в Молдову свои внутренние войска.

Правовое поле для подобного рода действий имеется. Еще в 2010 году был подписан трехлетний План действий по координации сотрудничества, обмена опытом и специальной подготовки в совместной работе Департамента войск карабинеров РМ и Генерального инспектората жандармерии Румынии. В 2013 году срок действия данного соглашения был продлен.

Этот документ содержит нормы, допускающие пребывание на территории Республики Молдова румынских вооруженных, военизированных формирований для “сохранения и восстановления общественного порядка во время массовых демонстраций, а также серьезных нарушений общественного порядка”. Хотя согласно ст.11 Конституции, “Республика Молдова не допускает размещения на своей территории вооруженных сил других государств”.

Таким образом, румынские жандармы при определенных обстоятельствах вполне могут быть призваны в РМ для подавления внутренних конфликтов и борьбы с инакомыслием.

В этой ситуации молдавским политическим партиям – как будущим победителям ноябрьских выборов, так и проигравшим – следует быть предельно осторожными в своих действиях, чтобы не спровоцировать ”очередную бойню в стране. Хотя, судя по тому, как некоторые политические формирования (в том числе при помощи конкретных министерств) сейчас настойчиво провоцируют обострение обстановки в отдельных регионах республики, не исключено, что какой-то план по дестабилизации ситуации в Молдове якобы по линии противоборства с Россией, у внешних партнеров уже имеется.


0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

К какому этносу вы себя относите?