Приднестровье новостей: 1381
Война в Украине новостей: 5290
Евровидение новостей: 501
Президент новостей: 3991

Эмоции российских политиков, или Про «хорошего» и «плохого» парня

24 июл. 2014, 6:00   Политика
10904 21
Фото: noi.md
Ксения Флоря

В понедельник, 21 июля, российский рынок закрылся для молдавских яблок, груш, айвы, абрикосов, вишни, черешни, персиков, нектаринов, слив и терна. К коллегам из “Россельхознадзора” подключился и, подзабытый было, “Роспотребнадзор”, который с прошлой пятницы ввел временный запрет на ввоз на территорию РФ молдавской консервированной плодоовощной продукции.

Вино, фрукты, плодоовощные консервы, плюс введенные с 5 июля некоторые ограничения на поставки мясной продукции из Республики Молдова... В правительстве спешно забегали, ежедневно проводят экстренные заседания, решая извечные вопросы “Кто виноват?” и “Что делать?”.

На наивный вопрос: “Почему не бегали раньше, ведь “Россельхознадзор” давно предупреждал о возможных ограничениях на импорт, а ассоциации сельхозпроизводителей всю весну били в колокола и предсказывали введение РФ очередного эмбарго после подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом”, один из чиновников минсельхоза только махнул рукой: “Это же политика и, кроме того, до последнего надеялись, что пронесет”.

Про “плохого парня”

Не пронесло. Россия планомерно продолжает прессинговать свое ближайшее постсоветское окружение с помощью различных санкций, несмотря на провозглашенную президентом Владимиром Путиным еще полтора года назад новую Концепцию внешней политики России.

Приоритетом в ней был объявлен курс на сближение со странами СНГ. А акцент сделан на использовании современных форм и методов внешнеполитической работы: внедрении так называемых элементов “мягкой силы” и “грамотном встраивании в глобальные информационные потоки”.

Однако, складывается впечатление, что после февральского переворота на Украине и прихода к власти в Киеве откровенно русофобских политических сил, Москве стало как-то не до современных форм и методов внешнеполитической работы. Эскалация конфликта на Юго-Востоке Украины нарастает, пророссийское ополчение теряет свои позиции, ставя под угрозу планы российской элиты в этом регионе.

Верх берут эмоции, и в этой ситуации, очевидно, российским чиновникам нужно на ком-то отыграться. Поэтому они убедили руководство России устроить показательную порку Республике Молдова, которая хоть и объявила курс на евроинтеграцию, но (по экономическим и историческим причинам) категорически не желает рвать со стратегическим восточным партнером, стремясь стать “лучшим другом России в Евросоюзе”.

Как считают многие молдавские эксперты, используя более грамотные и цивилизованные методы “по принуждению к миру”, РФ могла бы сделать Молдову демонстративно-показательным примером для Украины, как могут и должны развиваться двусторонние отношения при разновекторном внешнеполитическом движении.

У России существует множество возможностей с помощью «мягкой силы» повлиять на ситуацию таким образом, чтобы навсегда закрепить за Республикой Молдова статус нейтрального дружеского России государства, оказав, в частности, помощь в объединении с Приднестровьем. Разумеется, всемерно расширяя по всем направлениям двухсторонние связи, в том числе в экономике. Сегодня же картина на 100 процентов обратная.

Еще более непонятна такая категоричность Российской Федерации в преддверии парламентских выборов в РМ. Казалось бы, в Москве должны были сделать выводы из итогов винного эмбарго 2006 года. Очевидно, тогда предполагалось, что эти меры должны вызвать недовольство населения европейской или местной - неправильной, по мнению россиян, политикой.

Но вместо этого в Молдове выросли антироссийские настроения: из-за эмбарго-2006 обанкротились около половины винодельческих предприятий страны. Были разрушены лояльные по отношению к России компании и коллективы (в том числе, в Гагаузии), опытные руководители которых имели влияние на решения политиков.

Десятки тысячи людей - в том числе крестьян, выращивающих виноград, - остались без работы. Многим пришлось уехать на заработки за рубеж. И в своих бедах они (судя по итогам парламентских выборов 2009 года) винили вовсе не молдавские власти.

Рост антироссийских настроений и радикализация общества стали одной из причин прихода к власти в Молдове в 2009 году проевропейского альянса, настроенного к Российской Федерации куда более не дружелюбно, чем “неправильные” коммунисты.

Сейчас, похоже, Москва пытается наступить на те же грабли. Многие молдавские производители фруктов, вложившие немало средств (в том числе в виде банковских кредитов) в сады и постуборочную инфраструктуру (холодильники, сортировочные и упаковочные линии), после приостановления поставок в РФ начнут нести большие убытки.

По данным ООН "UN Comtrade", в 2013 году Молдова экспортировала в Россию 180 тыс. тонн яблок из общего объема их экспорта в 194 тыс. тонн (93% от всего экспорта яблок). Если учесть, что импортные яблоки производства РМ на оптовых рынках России реализовывались по цене 0,31-0,58 евро/кг, упущенная выгода молдавских производителей может превысить 100 млн евро.

И в своих потерях аграрии наверняка будут обвинять не правительство Молдовы, не обратившее внимание на неоднократные предупреждения “Россельхознадзора” и не выработавшее вовремя план реагирования. И не недальновидную политику русофобских (прорумынских) молдавских партий и официального Кишинева, не раз провоцировавшего Москву. А конкретного “обидчика” – в данном случае, Российскую Федерацию.

То есть, очередная волна антироссийских настроений перед парламентскими выборами в РМ обеспечена. Как и дальнейший целенаправленный “увод” Молдовы из зоны российского влияния после них. На этом фоне политики и партии, провозглашающие курс на стратегическое партнерство с Россией, но не заинтересованные в радикализации ситуации в стране, опасающиеся украинского варианта развития событий в Молдове, будут чувствовать себя на выборах, мягко говоря, неловко.

Про “хорошего парня”

Украинский политолог, директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов как-то заявил: “На мой взгляд, позиции России ослабляются ее “экономикоцентричным” подходом к решению любых проблем на постсоветском пространстве.

Российские чиновники по-прежнему считают, что скидка на газ или миллиардный кредит могут разрешить проблему разрыва гуманитарных и исторических связей между странами и народами. Мысль “куда они теперь денутся?” звучит постоянно из уст российских деятелей после очередного экономического договора или сделки.

А в это время какая-нибудь Литва, чья экономика на ладан дышит, или Румыния, вкладывая копейки в развитие неправительственных организаций или карманных СМИ на Украине или в Молдавии, достигают большего эффекта”.

Нынешняя ситуация с запретом поставок на российский рынок фруктов и плодоовощных консервов из РМ лишний раз подтверждает выводы украинского эксперта. Российская Федерация, как обычно, размахивает торгово-экономической дубинкой, а тут подоспела Румыния – вся в белом, в роли спасителя тонущей молдавской экономики.

Во вторник, на встрече с экспортерами и производителями плодоовощной продукции, премьер-министр Юрий Лянкэ заявил, что соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли с Евросоюзом заработает с 1 сентября, а не 1 октября, как предполагалось ранее: чтобы молдавские сельхозпроизводители могли раньше приступить к экспорту плодоовощной продукции в ЕС на основе выделенных квот.

А куда в основном могут пойти молдавские овощи и фрукты? В Румынию. Больше – с учетом их несоответствия европейским стандартам по калибровке и упаковке и жесткой конкуренции на европейском рынке - им идти просто некуда.

Мировым лидером экспорта яблок в сезоне 2013/2014 стала Польша. Из урожая яблок в ЕС в 2013 году в 10,8 млн тонн, 3,2 млн тонн собрала именно Польша. По производству яблок она занимает первое место в Европе и третье в мире после Китая (25 млн. тонн) и США (5 млн. тонн). 80% ее экспорта идет в страны Восточной Европы.

Италия в год собирает 1,9-2 млн тонн яблок, Франция – 1,5 млн тонн, Германия – 800 тыс. тонн. Довольно крупным поставщиком яблок на европейский рынок является и не входящая в ЕС Сербия. Так что конкуренция на рынке Евросоюза достаточно жесткая, поэтому реальным рынком сбыта продукции для молдавских производителей является, главным образом, Румыния. Ее посол Мариус Лазурка еще в мае говорил, что Румыния намерена увеличить долю экспорта молдавских яблок в случае введения Российской Федерацией нового эмбарго.

В принципе, Бухарест ничего от этой показательной помощи Молдове не теряет: производство яблок в Румынии составляет всего 35-40% от имеющихся потребностей. Сейчас она закупает продукцию в Польше, Египте и Китае, так что вполне может переориентироваться и на молдавских поставщиков, не ущемляя интересов собственных производителей.

Отправляясь на днях в Варшаву, на саммит глав государств Центральной и Восточной Европы, президент Румынии Траян Бэсеску не преминул напомнить, что именно благодаря обращению Бухареста Евросоюз удвоил квоты на импорт молдавских овощей и фруктов. И пообещал поднять в польской столице “вопрос о проблеме Молдовы”.

“Теперь Молдова может экспортировать на рынок ЕС больше, однако этого недостаточно для всего экспорта РМ. Поэтому в регионе, в основном Румынии и Польше, должны быть найдены решения для хранения фруктов из Молдовы этой осенью", - сказал Бэсеску.

Румыния сейчас (в преддверии парламентских выборов в РМ и президентских у себя) наверняка станет активно разыгрывать карту спасительницы Молдовы. И как потребитель забракованных Россией фруктов, и как поставщик газа на молдавский рынок в холодный период в условиях затяжной российско-украинской газовой войны, от которой может пострадать и РМ.

И не важно, что весь объем в 160-180 тыс. тонн яблок, который Молдова ежегодно экспортирует в Россию, западная соседка просто не “переварит”: удвоенная квота ЕС для яблок составляет только 40 тыс. тонн, то есть, в четыре раза меньше того, что поглощал российский рынок.

Так же, как чиновниками обеих стран не будет заостряться внимание на том, что “дешевый” румынский газ никак не отразится ни на размере тарифа для молдавских потребителей, ни на снижении зависимости Молдовы от российского газа. Потому что газопровод Унгены-Яссы, который совсем скоро будет достроен, сможет обеспечить газом только Унгенский район и ряд сел Ниспоренского. Все остальные регионы республики по-прежнему будут полностью зависеть от поставок “Газпрома”.

Но зачем сообщать электорату, что Румыния, сама активно закупающая газ у “Газпрома”, будет поставлять газ Молдове в основном из политических соображений? Главное, что она в этой торгово-экономической истории будет “хорошим парнем”, а Россия “плохим”, настойчиво отталкивающим от себя своими действиями ближайшее постсоветское окружение, которое всегда готовы принять в “дружеские объятия” Бухарест и Брюссель.

В итоге из-за перманентных российских санкций разрушается бизнес ориентированных на Россию молдаван, на смену им приходят западные и ориентированные на Румынию инвесторы. А РМ все дальше “уводится” из зоны российского влияния. При этом, свой бизнес в России расширяют сельхозпроизводители из стран НАТО.

И тогда кому все это выгодно?
0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Будете ли вы принимать участие в проходящей в Молдове переписи населения?