Приднестровье новостей: 1352
Акция протеста новостей: 1631
Война в Украине новостей: 5224
Евровидение новостей: 497

“Антисланцевый” индикатор покажет намерения Frontera Resources в РМ

20 мая. 2017, 10:15   Экономика
20995 9

Ксения Флоря

Разработанный в администрации президента законопроект о запрете разведки и добычи сланцевого газа на территории Молдовы уже прошёл три из девяти парламентских комиссий. До конца весенне-летней сессии он должен быть рассмотрен на пленарном заседании законодательного органа.

В аппарате главы государства говорят, что этот документ станет своего рода индикатором: если парламентское большинство под каким-либо предлогом откажется законодательно закреплять запрет на разработку сланцевых месторождений, то американская компания Frontera Resources International, согласно закулисным договорённостям, действительно может быть нацелена искать у нас не только природный, но и сланцевый газ.

“Я подарю тебе эту звезду”

В конце апреля Стив Никандрос - исполнительный директор американской корпорации Frontera Resources International, получившей в концессию на 50 лет почти 40% территории Республики Молдова для разведки, добычи и освоения месторождений нефти и газа, опубликовал на портале FuelFix.com статью, посвящённую “мессианской” роли Frontera Resources в РМ.

“На протяжении многих лет традиционная мудрость предостерегала нас от инвестиций в страны, сталкивающиеся с геополитическими проблемами и не подготовленные для западного бизнеса. Одной из таких стран является Молдова – одно из самых бедных и маленьких государств в Европе. Тем не менее в марте Frontera Resources подписала стратегическое заявление о сотрудничестве с премьер-министром этой страны Павлом Филипом на разведку нефти и газа. Зачем нам это нужно? Потому что мы верим в приверженность Молдовы реформам, в качество молдавского народа и в возможность проведения значимых нефтегазовых исследований. Расширение нашего бизнеса будет стимулировать экономику, укреплять связи Республики Молдова с США и диверсифицировать источники энергии в Европе”, - говорится в материале.

Далее Стив Никандрос обещает привезти в республику “передовые и экологически ответственные” технологии, которые уже превратили США “в крупнейшего в мире производителя углеводородов”. И надеется, что своим вхождением на молдавский рынок FronteraResources откроет “новую эру инвестиций и интереса к стране”.

“Новую экономическую эру” эта американская компания с 1990-х гг. уже пыталась открыть в Азербайджане, а потом и в Грузии. Сейчас она нацелилась на Украину и Молдову.

Английский новостной портал DirectorsTalk.net, печатающий новости Лондонской фондовой биржи, в апреле прошлого года назвал Frontera Resources “небольшой компанией, всё ещё находящейся в стадии привлечения капитала и пока не имеющей прибыли, ориентирующейся на развивающиеся рынки в зоне Черноморского бассейна”.

Судя по деятельности “FronteraResources” в Грузии, эта американская корпорация постоянно играет “на повышение”, пытаясь подогреть оптимизм потенциальных инвесторов для финансирования своих проектов. По состоянию на 2016 г. объем подтверждённых запасов Frontera Resources в Грузии составлял 1 млрд. 925 млн кубометров, однако, начиная с 2014 г., американская компания с завидной регулярностью стала “повышать ставки”, правда, без документального подтверждения.

В 2014 г. Frontera Resources заявила, что обнаружила в Грузии запасы газа в объеме 43 млрд. кубометров. В октябре 2015 г. эта цифра возросла до 3,8 трлн. кубометров, а спустя всего четыре месяца Frontera увеличила оценку якобы обнаруженных запасов до рекордных 5,3 трлн. кубометров. Как шутили в Грузии, если бы эти данные были подтверждены, их страна стала бы вторым Катаром. Официальный Тбилиси с самого начала усомнился в обнародованных цифрах. Вице-премьер, министр энергетики Каха Каладзе отметил, что Frontera заявила о таких запасах газа, которых нет даже в Туркмении и других странах, занимающихся нефте- и газодобычей.

Местные эксперты тоже скептически отнеслись к объявленным данным, а бывший президент Нацбанка Грузии Роман Гоциридзе прямо обвинил американскую компанию (в её совете директоров, кстати, числятся четыре грузина), в обмане и попытке начать “новый раунд накопления денег”. Гоциридзе припомнил аналогичную пиар-акцию компании 15-летней давности, когда Frontera Resources использовала фотографии с экс-президентом Эдуардом Шеварднадзе на месторождении Тарибани для того, чтобы привлечь миллионные средства инвесторов в свои проекты, оказавшиеся безрезультатными.

Заявление о колоссальных запасах голубого топлива в Грузии последовало тогда, когда Frontera Resources вела переговоры с Киевом о строительстве СПГ-терминала (проект импорта сжиженного природного газа) в порту “Южный” Одесской области, пообещав обеспечить грузинским природным газом всю страну. Хотя, специализируясь на разведке и добыче, Frontera до этого ни разу не строила ни одного морского терминала по перевалке сжиженного газа.

Оценив финансовые показатели американской компании на тот момент (рыночная капитализация на Лондонской фондовой бирже в 23,63 млн фунтов стерлингов, или 37 млн дол., убыток за 2014 г. в размере 12,5 млн дол. при выручке в 6,4 млн дол. и долг, переваливший за 40 млн дол., большая часть из которого – выплаты по облигациям), украинский деловой портал hubs.ua пришёл к выводу, что своих денег на строительство СПГ-терминала у “Frontiera” нет. Следовательно, это ещё один проект по привлечению капитала.

Приход убыточной, но ушлой FronteraResourcesв Молдову тоже может быть одним из таких проектов по “привлечению капитала”. Появление статьи Стива Никандроса о перспективности для инвестирования вставшей на путь евроинтеграции Молдовы вполне вписывается в эту схему. Теперь, исходя из грузинского опыта, следует ожидать заявлений о больших запасах углеводородов на территории РМ и о грядущей энергетической независимости страны. В определённой степени они уже прозвучали. Как заявил на пресс-конференции в Кишинёве 24 марта совладелец Frontera Resources Заза Мамулаишвили, мы думаем, что охотимся здесь за залежами объемом сотни миллионов баррелей нефти.

Компания с выручкой 6 млн дол. вложит в разведку... 6 млн дол.!

Некоторые специалисты полагают, что Республика Молдова могла заинтересовать Frontera Resources через призму украинских запасов углеводородов. В июле 2015 г. “Нафтогаз” Украины и Frontera Resources подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в сфере разведки и добычи нефти и газа на Украине. По некоторым данным, Frontera уже ведёт определённые разведывательные работы в украинской части так называемого Преддобруджского прогиба, в который входит и юг Республики Молдова (Леово, Комрат, Кантемир, Кагул, Тараклия).

В 1980-82 гг. на этой территории проводили разведочное бурение специалисты “Крымгеологии”. Здесь были обнаружены небольшие по объему газоносные районы, залегающие на глубине от 1,5 до 4,5 км, а также ряд нефтяных полей – нефть в этом регионе залегает где-то на глубине 5-6 км при прогнозируемых ресурсах около 40 млн тонн. “Доля” молдавского юга, по некоторым данным, составляет где-то 5 млн тонн нефтяных ресурсов и 16 млрд. кубометров газовых ресурсов.

Если Frontera Resources действительно заинтересовалась украинским югом, то очевиден её интерес и к ресурсам молдавской части Преддобруджского прогиба. Согласно договору о концессии, подписанному 2 января этого года, американская корпорация получила эксклюзивное право на разведку и оценку нефтяных и газовых месторождений на площади в 12 тыс. кв. км на участке Унгены-Бессарабка и к югу до Вулканешт.

Как говорит директор Института геологии и сейсмологии Академии наук Молдовы Игорь Никоара, именно на этой линии – Унгены-Бессарабка в своё время были найдены все признаки месторождений. В Унгенском районе находится одно из открытых, но уже иссякнувших месторождений газа “Берешты”. А лет пять назад в Унгенском р-не при глубокой вспашке прямо на поле стал выделяться газ, который местные жители стали использовать для барбекю. После его аккумулирования случился взрыв, и специалистам пришлось ликвидировать скважину.

Почти 40% территории страны переданы американской компании в концессию на 50 лет, из которых 5 лет Frontera Resources может заниматься разведкой месторождений и 45 лет – их разработкой. Период геологоразведки может быть увеличен и до 10 лет, но тогда срок эксплуатации разведанных месторождений составит 40 лет..

В разведывательные работы на территории Республики Молдова “Frontiera Resources” намерена инвестировать 6,3 млн дол. Много это или мало? В своё время (в 2007-2008 гг.), когда интерес к разработке молдавских месторождений проявляла одна из азербайджанских компаний, министерство экономики подсчитало, что для оценки залежей нефти и газа на территории республики потребуется порядка 70-80 млн дол. Конечно, с тех пор технологии усовершенствовались – получила распространение трёхмерная (3D) сейсмика, которую используют практически во всех нефтедобывающих странах. Однако по результатам 2D и 3D-сейсмики требуется провести разведывательное бурение – а это не менее 1,5 млн дол на скважину глубиной от 1000 м.

Так что, как отмечает Игорь Никоара, для проведения детальной разведки 6 млн дол. - крайне недостаточная сумма. По словам специалиста, этих денег хватит разве только для получения общей информации по исследуемому участку.

К слову, американская компания Redeco, которая в 1995 г. тоже заключала скандальный концессионный договор с официальным Кишинёвом на исследование и эксплуатацию залежей нефти и газа, проведение сейсмометрических исследований в зоне, протяжённостью 300-400 км и разведывательное бурение по всей территории республики (срок геологоразведки для неё составлял 10 лет, срок концессии – 20 лет) за первые три года своей работы в Молдове инвестировала в поиск нефти и газа около 10 млн. дол.

Природный или сланцевый?

24 марта на своей пресс-конференции председатель Frontera Resources International Заза Мамулаишвили уверял журналистов, а через них и всю широкую молдавскую общественность в том, что возглавляемая им компания не собирается добывать сланцевый газ в Молдове. В качестве примера он привёл Грузию.

“Существует потенциал сланцевого газа в Грузии, где мы осуществляем деятельность, но мы его не добываем. Нас не интересует добыча сланцевого газа”, - отметил Заза Мамулаишвили. Но ему мало кто поверил.

Конечно, с одной стороны, вокруг этой темы много спекуляций, особенно со стороны политических игроков. С другой - повод для подобных выводов дало само правительство, проведя более чем сомнительный тендер по отбору концессионера, назвав победителем убыточную компанию и подписав с ней весьма спорный концессионный договор. Причём документ почему-то подписал не министр экономики, а министр экологии. К тому же правительство нарушило ряд действующих законов. Например, Закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери), согласно которому всё, что касается автономного образования, должно согласовываться с его руководящими органами. А Гагаузию по концессионному соглашению с Frontera Resources International среди прочих территорий фактически сдали в аренду этой американской компании на полвека!

“Концессионный договор, который правительство подписало с Frontera Resources, вообще нельзя было подписывать в том виде, в котором он существует. В нём нет практически никаких ограничений”, - отмечает советник президента по экономическим вопросам Елена Горелова.

Например, в документе говорится, что концессионер получает эксклюзивное право на геологическое исследование углеводородов на отведённой территории с последующей эксплуатацией обнаруженных месторождений. Но что это за углеводороды, договор не оговаривает, как и технологии добычи. Поэтому в экспертном сообществе и опасаются, что эта документальная недосказанность может быть впоследствии использована концессионером для добычи сланцевых газа и нефти. В условиях Республики Молдова – это катастрофа.

“Это означает, что может быть применена технология гидроразрыва пласта для того, чтобы сделать добычу более рентабельной, - считает доктор экономики Михаил Пойсик. – То есть в пробуренную скважину под большим давлением закачивается так называемый “коктейль” – смесь из воды, песка и токсичных химикатов. Эта смесь разрывает породу, газ через образовавшиеся трещины и разломы проникает в скважину и откачивается. Воды для “коктейля” нужно много, к тому же возникает вопрос – куда девать эту ядовитую смесь? Очень часто её закачивают на большую глубину и там консервируют. В итоге могут пострадать артезианские воды, как раз залегающие на глубине до 1000 м. А молдавский юг и так испытывает проблемы с питьевой водой, и эти проблемы теперь могут усугубиться”.

Зачем нам такой “квартирант”?

Ещё один “интересный” пункт концессионного договора с Frontera Resources International – причитающаяся государству доля от добычи нефти и газа. На протяжении почти полувека она будет составлять “минимум 1%” дохода от продажи добытых углеводородов. Договор 22-летней давности с другой американской компанией - Redeco предусматривал куда более приемлемую цифру – 20%.

Когда наш известный мультимиллионер Анатолий Стати пришёл с компанией ASCOM в Туркменистан, где до 2000 г. вёл добычу нефти, ему было поставлено условие – 40% добытого достаётся ему, 60% - государству. Причём ту нефть, что он получал, он должен был продавать государству по установленным государством ценам. А мы отдаём свои запасы углеводородов за бесценок. Получается так – вот тебе моя квартира, делай в ней, что захочешь. Зачем на такой «квартирант», который не приносит никакого дохода, а только мусорит и портит мебель, потому что любая добыча – это нарушение ландшафта и загрязнение прилегающей территории”, - отмечает Михаил Пойсик.

Кроме того, судя по грузинскому опыту, Frontera Resources International – не обязательный и довольно капризный инвестор. Начиная работать в Грузии ещё в 1990-х гг., Frontera Resources только в 2011 г. занялась разработкой месторождения “Мцаре хеви” и лишь в 2014 г. начала добывать здесь газ. Уже к концу 2015 г. американская компания обещала довести добычу с 75 тыс. до 7 млн кубометров в сутки или до 2,5 млрд. кубометров в год, но этого так и не произошло.

В прошлом году, когда министерство энергетики Грузии потребовало от Frontera Resources предоставления рабочего плана для реального подтверждения ресурсов природного газа в Восточной Грузии, замминистра Мариам Валишвили отметила, что американская компания не фиксировала коммерческую добычу, хотя соглашение и регулирующие правила обязывают её это делать.

Но как только официальный Тбилиси пытался призвать инвестора к ответу, FronteraResourcesиспользовала свои рычаги для политического давления.

Так, в ходе одной из конференций по вопросам безопасности и энергетики Черноморского региона, проводимой в Вашингтоне Атлантическим советом (неправительственная организация, считающаяся рупором НАТО), председатель совета директоров Frontera Resources Стив Никандрос заявил: “В Грузии мы нашли большое количество природного газа, который будет готов для рынка. Для этого важны безопасность и поощрение инвестиций. А для этого нужно правительство, которое отдаёт все силы проведению реформ. На Украине мы увидели значительные шаги по реформированию энергетического рынка, а в Грузии происходит наоборот”.

И вот теперь этот убыточный, но довольно влиятельный инвестор (Стив Никандрос к тому же является членом Совета директоров Атлантического совета!) пришёл и в Молдову…
0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Что вы думаете об инициативе президента Франции Эммануэля Макрона открыть в ближайшие месяцы постоянную оборонную миссию в Кишиневе?